В эпоху ренессанса формообразование изделий носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге в виде рисунков и лишь затем по эти проектам их выполняют в материале.
Италия. Идеалом человека эпохи Возрождения с ее значительными экономическими и социальными преобразованиями становится сильная, волевая личность, способная изменить и усовершенствовать мир. Отсюда интерес к античности, древним произведениям архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Отсюда также и возрождение ордерной системы, архитектурно-декоративных тем и мотивов, пластических и декоративных деталей.
В дворцовых и жилых зданиях делали деревянные подшивные потолки. Внизу стены обивали высокой (обычно дубовой) филенчатой панелью. Выше стены окрашивали, в парадных помещениях делали фресковую роспись. Деревянные наличники дверей завершались лучковыми или треугольными фронтонами.
В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо — дворцу, представляющему собой здание с внутренним двором и анфиладой залов, которые могут быть соединены во время празднеств. Жилые помещения, галереи и лестничные клетки дворца украшались стенной живописью, коврами, скульптурными рамами и пилястрами; своды покрыты лепной штукатуркой, потолки с кессонами из дерева.
Мебель в этот период начинает играть большую роль, чем в жилищах эпохи средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны: сундуки для хранения одежды и ценностей, ларцы, табуреты и кресла, столы, кровати. Типично итальянское изделие — кассапанка — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками
С изобретением станка для изготовления тонких листов древесины (фанеры) широко распространяются техника фанерования, украшение мебели способом интарсии: сначала двуцветной, а затем полихромной.
Главным предметом обстановки флорентийских дворцов и домов богатых горожан остается сундук — свадебный ларь — длинный прямоугольный ящик с тяжелым профилем цоколя (2.21,6). Во второй половине XV в. итальянским свадебным ларям придают изысканные формы: их ставят на высокий ступенчатый цоколь с выкружками и профилями полукруглых валиков; переднюю сторону украшают резьбой с позолотой и росписью.
Архитектура и интерьеры палаццо начала XVI в. становятся богаче: стены и потолки украшают фрески, лепнина, мрамор; усложняются формы мебели. Появляются шкафы с архитектурными мотивами: карнизами, консолями и кронштейнами; кровати с высоким изголовьем, балдахином или занавесями.
Известны два типа Х-образных кресел: одно — на восьми соединенных металлическими стержнями опорах (2.21,в); другое — на четырех. Сиденьем служит ткань или кожа, закрепленная в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой или бахромой.
Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. Появились столы на четырех ножках с выдвигающимся одним или двумя ящиками. Начинают изготовлять столы с точеными в виде балясин ножками.
Возникли и новые типы мебели. Появился посудный шкаф (2.22,а) — дрессуар (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки. Пилястрами, или колоннами, он разделен на отдельные филенки, заполненные рельефным резным орнаментом. Кресла и стулья обивают тканью или кожей, украшают бахромой и тесьмой (2.22,6), встречаются плетеные сиденья и спинки. Сундуки и лари (2.22,б) декорируют медальонами. Кровать — это целое архитектурное сооружение, снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем.
Франция. Интерьер французского раннего ренессанса сходен с соответствующим периодом итальянского ренессанса. Перекрытия помещений делали с большими, тяжелыми, дубовыми балками, часто декорированными орнаментальной росписью. Также были распространены дубовые панели с филенками. Мебель французского Возрождения:
Характерными декоративными мотивами в мебели были пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху.
Германия. В художественной культуре Германии долго сосуществовали два стиля — готический и ренессансный. Характерный пример для этого переходного этапа — рейнский поставец (2.24,а) с несколько массивными формами. Немецкая мебель стиля ренессанс более живописна и менее связана с античными образами чем итальянская.
Голландия и Фландрия. Для голландской и фламандской мебели стиля Возрождения характерны простота и удобство. Украшали ее профилированными карнизами, филенками, мотивами арок, балясинами, ажурной резьбой, деревянной мозаикой и интерсиеи с характерными для нее мотивами (цветы в вазе, птицы, бабочки).
Англия. В мебельных формах видно влияние итальянских мастеров, позднее при английском дворе работают французские и голландские мастера. Для мебели этого периода характерны точеные, реже гнутые ножки. Поверхности шкафов и сундуков украшают резными филенками с орнаментальными композициями. В каждом английском доме обязательно был стол с опускающимися полукрышками.