Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность процесса обучения изобразительной деятельности.




Изобразительное искусство является продуктом творческой деятельности человека, выражающим представление окружающей действительности в художественных образах. По мере развития общества складывались различные системы обучения изобразительному искусству: появлялись школы, вырабатывались принципы и методы обучения.

Психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового продукта деятельности. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда ребенок дошкольного возраста рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он всегда открывает что-то новое для себя. Общественной новизны и ценности данный продукт творчества не имеет, хотя субъективная ценность значительна.

В процессе изобразительной деятельности происходит эмоционально-образное освоение окружающего мира, формируется активная жизненная позиция и эстетическая культура ребенка, активизируется творческая деятельность.

Психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность процесса обучения изобразительной деятельности:

а) психологические:

 - учет особенностей класса;

 - учет периодов работоспособности детей на уроке;

 - учет возрастных и функциональных особенностей;

 - наличие эмоциональных разрядок;

 - создание благоприятного фона на уроке;

б) педагогические:

 - способность заинтересовать искусством;

 - создание доверчивых отношений;

 - создание условий для самовыражения учащихся;

 - способность организовать мыслительную деятельность при восприятии произведения искусства;

 - использование приемов, способствующих пониманию и сохранению информации.

Роль деятельности в освоении изобразительной грамоты.

Изобразительная деятельность предполагает собой владение необходимыми навыками для освоения изобразительной грамоты (графические, живописные навыки). Поэтому для освоения изобразительной грамотой необходимо постоянно совершенствоваться: выполнять зарисовки, наброски, эскизы.

Специфика дизайна. Основные понятия и определения.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, отмеченными выше.

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» — определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.

Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство.

Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертежи, конструкция.

Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, это «предвосхищающие» понятия: план, предположен, замысел, намерение.

И, наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига. Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» достаточно полно соответствует обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Отечественные термины, употреблявшиеся с начала 1960-х до 1980-х годов — «художественное конструирование» (официальное государственное) и «художественное проектирование» (в среде художников, искусствоведов и философов), — были более конкретными и одновременно более узкими по значению.

«Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств», «качеств с точки зрения формы»). Эти качества связаны не только с внешним видом, но, главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками («структурными и функциональными связями изделий»), которые превращают какую-либо систему («предмет») в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя, Дизайн охватывает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей среды».

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия и не средовые объекты, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, на осуществление определенной функции. Под функцией при этом понимается не только утилитарный смысл какого-либо процесса, вещи, явления, не только облекающие его в реальность материалы, конструкции, технологии, но и эмоционально-образное, общественное содержание получившегося продукта, его участие в интеллектуальной жизни, культуре, в духовной составляющей нашего сознания. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов — как говорят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот, главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А» — наиболее наукоемких, технически сложных, ределяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребления. Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности, игрушек.

Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, а также шрифтов, сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн переходит из прикладной сферы, обслуживающей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Website в интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудований,общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 1960-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями, занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды.

Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится обще употребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «преда-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых, больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирования.

Арт-дизайн (англ. art — искусство). Его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания воспроизведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.