Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из орудия угнетения – в народную силу




 

Марксизм учит, что в классовом обществе различные формы общественного сознания имеют классовый характер. Однако Энгельс неоднократно предостерегал от вульгарного толкования этого положения. «Можно ли представить себе официальную математику, физику или химию?» – иронически спрашивал он в одной из работ.

Но положение ученого и науки в целом зависит от социального устройства общества.

Еще в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до сих пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».

«Существование господствующего класса, – писал Энгельс много лет спустя, – с каждым днем становится все большим препятствием развитию производительной силы промышленности и точно так же – развитию науки, искусства…»

«Лишь рабочий класс, – говорил Маркс, – может… превратить науку из орудия классового господства в народную силу, превратить самих ученых из пособников классовых предрассудков, из честолюбивых государственных паразитов и союзников капитала в свободных тружеников мысли! Наука может выполнять свою истинную роль только в Республике Труда».

Энгельс предвидел расцвет науки в грядущем коммунистическом обществе: «Будущие исторические периоды… обещают небывалый научный, технический и общественный прогресс… Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биологическом отношении подняло производство вообще. Историческое развитие делает такую организацию с каждым днем все более необходимой и с каждым днем все более возможной. От нее начнет свое летосчисление новая историческая эпоха, в которой сами люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, и в частности естествознание, сделают такие успехи, что это совершенно затмит все сделанное до сих пор».

 

Человек и его исповедь [455]

 

 

Он человек был, человек во всем…

В. Шекспир

 

Лет сто назад в Англии и Германии популярна была своеобразная игра в «исповеди».

До недавнего времени была известна такая исповедь Маркса и исповедь его старшей дочери Женни. Но вот в 1960 году один из правнуков Маркса – Марсель Шарль Лонге – привез в подарок Институту марксизма-ленинизма целую тетрадь исповедей, которые собирала Женни Маркс. Среди них была неизвестная исповедь Фридриха Энгельса.

Исповедь Маркса знакома многим. В общем она написана вполне всерьез. Исповедь Энгельса, человека в высшей степени жизнерадостного и остроумного, составлена, можно сказать, в несколько «легкомысленном» тоне. Вот некоторые вопросы, заданные Энгельсу, и его ответы.

Достоинство, которое вы больше всего цените в людях? – Веселость.

В мужчине? – Не вмешиваться в чужие дела.

В женщине? – Умение класть вещи на свое место.

Ваша отличительная черта? – Знать все наполовину.

Тут с автором можно и не согласиться. Человек, которому принадлежит заслуга систематизации марксистской теории и специальная разработка такой ее стороны, как диалектико-материалистическое понимание природы, человек, который разбирался в тонкостях высшей математики и обобщил достижения современного ему естествознания – физики, химии, биологии, выдающийся знаток иностранных языков и военного дела. Нет, такой человек не мог, разумеется, «знать все наполовину».

Ваше представление о счастье? – Шато-Марго 1848 года.

Ваше представление о несчастье? – Визит к зубному врачу.

Второе (и по-человечески) понятно. А что такое «Шато-Марго»? Это марка вина. Впрочем случаен ли тут 1848 год? Ведь это же год европейской революции, непосредственным участником которой был Энгельс. К моменту исповеди прошло ровно 20 лет. Так что же здесь он имел в виду – вино двадцатилетней выдержки или счастливое время революционной борьбы? Пожалуй, и то и другое.

Недостаток, который вы считаете извинительным? – Излишества всякого рода.

Недостаток, который внушает вам наибольшее отвращение? – Ханжество.

Ханжества Энгельс терпеть не мог. Так, в статье «Георг Веерт» он отмечал, что ложная мещанская стыдливость служит лишь прикрытием для тайного сквернословия.

Ваш любимый поэт? – «Рейнеке-лис», Шекспир, Ариосто и т.д.

Ваш любимый прозаик? – Гете, Лессинг, д-р Замельсон.

В то время у Энгельса болели глаза. Не удивительно, что рецепты доктора Замельсона относились тогда к его «любимой прозе». Когда 15 лет спустя умер Маркс, после него остались тысячи страниц рукописей II, III и IV томов «Капитала», написанные труднейшим почерком. Месяцами расшифровывал и диктовал Энгельс их текст, готовя его к печати. И, видимо, снова вспоминал он своего любимого прозаика – доктора Замельсона.

Ваше любимое житейское правило? – Не иметь никакого.

Ваш любимый девиз? – Относиться ко всему легко.

Так кончается исповедь. Таков этот замечательный человеческий документ, из которого пред нашим мысленным взором встает обаятельный образ человека, друга и сподвижника великого Маркса.

 

Энгельс как соавтор «Манифеста Коммунистической партии» [456]

 

 

Известно, что одним из излюбленных приемов со стороны критиков марксизма является противопоставление Маркса и Энгельса друг другу. Несостоятельность подобных попыток очевидна: трудно указать в истории другой пример столь глубокого единства взглядов двух теоретиков. Но в борьбе против подобных фальсификаций всегда есть опасность впасть в противоположную крайность и отрицать всякое различие между этими двумя друзьями-единомышленниками. А ведь не кто иной, как Энгельс, писал, что «говорить: белое, потому что мой противник говорит: черное – значит просто подчиниться закону своего противника, а это ребяческая политика»[457].

В этой связи уместно напомнить, как В.И. Ленин учил подходить к критике идеализма. «Философский идеализм, – писал он в известном наброске „К вопросу о диалектике“, – есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизического. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, überschwengliches (чрезмерное. – Ред.) …развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания…»[458].

На первый взгляд попытки противопоставить Маркса и Энгельса – «только чепуха». При более глубоком подходе к критике таких попыток становится ясно, что объективно они представляют собой одностороннее искажение, сознательное или бессознательное извращение некоторых реальных фактов, закрепляемое определенным классовым интересом. Как правило, такие попытки представляют собой не что иное, как стремление спекулировать на действительно существовавших различиях между Марксом и Энгельсом, связанных с известным разделением труда, которое в ходе их беспримерного почти сорокалетнего сотрудничества сложилось между ними. Но если враги и фальсификаторы марксизма пытаются паразитировать на извращении каких-то фактов, то единственно правильным ответом может быть подлинно научный, глубокий анализ действительных фактов, дающий объективный материал и для предметной критики фальсификаций всякого рода.

Очень хорошо, очень точно сказал в своих воспоминаниях об Энгельсе Поль Лафарг: «Нельзя думать об Энгельсе, не вспоминая в то же время Маркса, и наоборот: жизни их настолько тесно переплелись, что составляли, так сказать, одну единую жизнь. И тем не менее каждый из них представлял собой ярко выраженную особую индивидуальность; они отличались друг от друга не только по внешнему облику, но и по характеру, по темпераменту, по манере мыслить и чувствовать»[459].

Анализ истории создания первого программного документа коммунистического движения – «Манифеста Коммунистической партии» – в свете новых данных о процессе выработки его содержания позволяет на этом важнейшем примере выявить и своеобразное разделение труда между его соавторами и подлинное, глубокое, принципиальное единство их взглядов и яснее представить себе сам процесс выработки содержания этого гениального произведения. Выясняя роль Энгельса в создании «Манифеста», нельзя, разумеется, обойтись без общей характеристики того решающего вклада, который внес Маркс в создание этого исторического документа.

 

* * *

 

Когда в феврале 1848 г. в Лондоне вышел в свет «Манифест Коммунистической партии» (на немецком языке), лишь немногие из активных участников коммунистического движения того времени достоверно знали, кто был автором этого первого программного документа научного коммунизма. Только через два года, в 1850 г., имена их были указаны в печати: при публикации III главы «Манифеста» в издававшемся Марксом и Энгельсом журнале «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue», в редакционном примечании, и при публикации английского перевода «Манифеста» в чартистском органе «Red Republican» («Красный республиканец»), в предисловии, написанном редактором журнала Дж. Гарни.

Впервые с предисловием Маркса и Энгельса «Манифест» появился в 1872 г. в Германии. С тех пор их имена уже неразрывно связаны с величайшим историческим документом революционного коммунистического движения.

В предисловиях, написанных совместно Марксом и Энгельсом к немецкому (1872 г.) и русскому (1882 г.) изданиям и одним Энгельсом к двум немецким (1883 г. и 1890 г.), английскому (1888 г.) и польскому (1892 г.) изданиям, в трех биографиях Маркса, составленных Энгельсом[460], а также в работе Энгельса «К истории Союза коммунистов» (1885 г.) содержались важные сведения о создании «Манифеста», характеризовалось его историческое значение. Так, в предисловии 1872 г. Маркс и Энгельс, рассказывая о том, как возник «Манифест», сообщали, что на втором конгрессе Союза коммунистов, состоявшемся в конце ноября – начале декабря 1847 г. в Лондоне, им было поручено выработать «развернутую теоретическую и практическую программу партии»[461]. А в предисловии 1883 г. – первом после смерти Маркса, – говоря об основной идее материалистического понимания истории, Энгельс подчеркивал, что «основная мысль, проходящая красной нитью через весь „Манифест“, …принадлежит всецело и исключительно Марксу». Об этом он писал и в предисловии 1888 г.: «Хотя „Манифест“ – наше общее произведение, тем не менее я считаю своим долгом констатировать, что основное положение, составляющее его ядро, принадлежит Марксу»[462]. Однако наиболее подробные данные о создании «Манифеста» Энгельс сообщает в работе «К истории Союза коммунистов»[463].

Ряд публикаций литературного наследства основоположников научного коммунизма, осуществленных уже после смерти Энгельса, пролил дополнительный свет на историю создания «Манифеста» и на роль каждого из соавторов в его выработке. Так, в 1913 г. во впервые опубликованной переписке Маркса и Энгельса было помещено письмо Энгельса Марксу от 23 – 24 ноября 1847 г., написанное за несколько дней до начала второго конгресса Союза коммунистов, в котором Энгельс предлагал назвать разрабатываемый программный документ Союза «Коммунистическим манифестом». В.И. Ленин, конспектируя в декабре 1913 г. эту переписку, по поводу письма Энгельса заметил: «Энгельс написал набросок „ Коммунистического Манифеста“»[464]. В 1914 г. появляется в печати упоминавшаяся в этом письме работа Энгельса «Принципы коммунизма» – предварительный вариант «Манифеста Коммунистической партии». В 1932 г. в Советском Союзе была впервые полностью опубликована рукопись «Немецкой идеологии», в которой Маркс и Энгельс сообща разработали принципы материалистического понимания истории – теоретическую основу «Манифеста». В том же году публикуются две рукописные страницы Маркса: набросок плана III главы и единственная сохранившаяся страница черновой рукописи «Манифеста»[465].

Большое значение имело осуществленное в последние годы издание документов Союза коммунистов[466]. Наконец, важнейшим событием явилась недавняя находка документов первого конгресса Союза коммунистов[467]. Среди них основную ценность представляет написанный рукой Энгельса «Проект Коммунистического символа веры» – первоначальный вариант программы Союза коммунистов[468], позволяющий теперь в деталях проследить процесс становления идейного содержания «Манифеста Коммунистической партии», начиная с разработки его теоретических основ в «Немецкой идеологии», и выяснить вклад каждого из авторов – Маркса и Энгельса – в создание этого исторического документа.

Предыстория «Манифеста Коммунистической партии» в известном смысле начинается с весны 1845 г., когда в начале апреля Энгельс приехал в Брюссель и Маркс изложил ему свою почти сложившуюся к тому времени основную концепцию материалистического понимания истории, то есть исторического материализма. Эта концепция и составила впоследствии основное ядро содержания «Манифеста».

Тогда же, весной 1845 г., Маркс и Энгельс решили сообща разработать новое диалектико-материалистическое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. Первым наброском идей будущего произведения явились знаменитые «Тезисы о Фейербахе», а сам замысел был реализован позднее, осенью 1845 – весной 1846 г., в рукописи «Немецкой идеологии».

Как неоднократно подчеркивал Энгельс и как показывает конкретный анализ содержания «Немецкой идеологии», решающий вклад в создание материалистического понимания истории и тем самым в первоначальное обоснование научного коммунизма сделал Маркс. Но и Энгельс к весне 1845 г. самостоятельно пришел к аналогичному результату, что нашло наиболее полное отражение в его книге «Положение рабочего класса в Англии». В разработке же нового мировоззрения он принял самое непосредственное участие, о чем наглядно свидетельствует рукопись «Немецкой идеологии», почти целиком написанная его рукой.

Главным теоретическим достижением авторов «Немецкой идеологии» явилось выяснение диалектики взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это дало ключ к пониманию всей структуры человеческого общества и всего исторического процесса его развития, позволило Марксу и Энгельсу разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма.

В противоречии между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества Маркс и Энгельс обнаружили объективную основу неизбежной пролетарской, коммунистической революции, основу исторически неизбежного коммунистического преобразования общества. Развивая идею об определяющей роли материального производства, они сформулировали одно из важнейших положений научного коммунизма – положение о двух материальных предпосылках коммунистического преобразования общества. Такими предпосылками являются: развитие материальных производительных сил, представленных достаточно высоким уровнем развития крупной промышленности, и формирование революционного класса, современного крупнопромышленного пролетариата. В «Немецкой идеологии» были заложены основы марксистской теории классов и классовой борьбы, впервые в общем виде высказана идея диктатуры пролетариата и в общих чертах разработана целостная теория будущего коммунистического общества.

Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений формулируется в «Немецкой идеологии» как соотношение производительных сил и «формы общения», то есть общественных отношений. Более точная формулировка этого положения была дана затем Марксом в «Нищете философии». Это позволяет считать, что и в «Манифесте Коммунистической партии» она исходит в первую очередь от Маркса.

В «Немецкой идеологии» рукой Маркса вписан тот важный фрагмент, в котором впервые формулируется развитое затем в «Манифесте» положение о двух материальных предпосылках, а вместе с ним и положение о всемирном характере коммунистической революции.

Что касается идеи диктатуры пролетариата, высказанной в рукописи «Немецкой идеологии» (впервые в печати она появляется в статье Энгельса «Коммунисты и Карл Гейнцен», а затем развивается в его работе «Принципы коммунизма» и, наконец, в самом «Манифесте»), то хотя подходы к этой идее можно обнаружить в работах обоих авторов, относящихся еще к 1844 г., однако у Энгельса такой подход обнаруживается несколько раньше[469]. Он же начинает разрабатывать и программу диктатуры пролетариата (см. «Проект Коммунистического символа веры», «Коммунисты и Карл Гейнцен» и «Принципы коммунизма»), сформулированную затем в виде 10 пунктов во II главе «Манифеста»[470].

В «Немецкой идеологии» находим мы и первую формулировку, предвосхищающую исходный тезис «Манифеста» о классовой борьбе как движущей силе истории: «Общество развивалось до сих пор всегда в рамках противоположности, которая в древности была противоположностью между свободными и рабами, в средние века – между дворянством и крепостными, в новое время – между буржуазией и пролетариатом»[471]. Теоретическим источником этого положения явилась известная мысль, высказанная еще сен-симонистами[472], однако в «Немецкой идеологии» она получила уже чисто материалистическое обоснование, а в «Манифесте» стала исходным пунктом всего анализа буржуазного общества – анализа, завершающегося выводом о неизбежном революционном преобразовании этого общества в бесклассовое, коммунистическое общество. Переходным звеном между «Немецкой идеологией» и «Манифестом» является то место в «Принципах коммунизма», где Энгельс отвечает на вопрос, какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции. Его ответ гласит: рабы, крепостные, ремесленные подмастерья, мануфактурные рабочие.

В «Немецкой идеологии», по существу, вырабатывается основное программное требование коммунистов – обобществление средств производства, хотя сама формула появляется позднее, лишь в 1850 г., в работе Маркса «Классовая борьба во Франции». Энгельс во Введении к «Классовой борьбе во Франции» (1895 г.) подчеркивал значение этого требования. В работе Маркса, писал он, «впервые дана формула, в которой рабочие партии всех стран мира единогласно кратко резюмируют свое требование экономического преобразования: присвоение средств производства обществом… Таким образом, здесь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т.д. социализма, так и от туманной „общности имущества“, выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом»[473]. Характерны уточнения, которые в этом плане сделает Энгельс в «Принципах коммунизма» по сравнению с первоначальным «Проектом»: не «уничтожение собственности», а «уничтожение частной собственности», не «общность имущества», а «так называемая общность имущества».

Рукопись «Немецкой идеологии» опубликовать не удалось. «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, – писал впоследствии Маркс, – что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута». И как бы подхватывая эту мысль, Энгельс много лет спустя вспоминал: «Как только мы все уяснили сами себе, мы приступили к работе»[474]. Они приступили к подготовке условий для создания пролетарской, коммунистической партии. А в борьбе за создание партии выработка ее научно обоснованной программы была одним из главных направлений деятельности основоположников научного коммунизма.

Первым шагом на этом пути явилась организация в начале 1846 г. Брюссельского коммунистического корреспондентского комитета. Началась переписка с единомышленниками в Германии, Франции, Англии. Устанавливались связи, вырабатывалось единство взглядов. 22 июня в письме Брюссельского комитета Лондонскому коммунистическому корреспондентскому комитету (фактически руководству тогдашнего Союза справедливых) было выдвинуто предложение о созыве коммунистического конгресса[475]. В середине августа по поручению Брюссельского комитета Энгельс едет в Париж. Здесь он развертывает пропаганду коммунизма среди рабочих.

В конце января 1847 г. руководители Союза справедливых сделали Марксу и Энгельсу официальное предложение вступить в Союз. Убедившись в готовности его руководителей осуществить реорганизацию Союза на основе принципов научного коммунизма, Маркс и Энгельс дали согласие. Реорганизация предусматривала и выработку новой программы. Эта задача была сформулирована в обращении руководящего органа – Народной палаты Союза справедливых к членам Союза, датированном февралем 1847 г.[476].

2 – 9 июня в Лондоне состоялся конгресс, на котором Союз справедливых был реорганизован в Союз коммунистов, – первый конгресс Союза коммунистов. Маркс не смог поехать в Лондон. Энгельс же принял самое активное участие в работе конгресса. Этот первый конгресс принял проект нового устава и составленный Энгельсом проект программы Союза коммунистов – «Проект Коммунистического символа веры». Прежний девиз Союза справедливых «Все люди – братья» был заменен новым, марксистским девизом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В конце октября в ходе борьбы за программу пролетарской партии, основанную на принципах научного коммунизма, Энгельс по поручению окружного комитета Союза коммунистов в Париже составил новый проект программы – «Принципы коммунизма»[477].

И первоначальный «Проект» и «Принципы» были составлены в традиционной для тогдашних коммунистических организаций форме катехизиса, то есть в форме вопросов и ответов. Но именно Энгельс выдвинул идею отказаться от этой устаревшей, недостаточно гибкой формы и составить программу Союза коммунистов в форме манифеста. За несколько дней до второго конгресса Союза в упомянутом уже письме Марксу он писал:

«Подумай над „Символом веры“. Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь „Коммунистическим манифестом “. Ведь в нем придется в той или иной мере осветить историю вопроса, для чего теперешняя форма совершенно не подходит. Я привезу с собой здешний проект, составленный мною[478]. Он написан в простой повествовательной форме[479], но ужасно плохо, наспех отредактирован. Я начинаю с вопроса, что такое коммунизм, и затем перехожу прямо к пролетариату – история его происхождения, отличие от прежних работников, развитие противоположности пролетариата и буржуазии, кризисы, выводы. Попутно – различные второстепенные вещи, и в конце партийная политика коммунистов, поскольку о ней можно говорить открыто. Здешний проект целиком еще не утверждался, но я надеюсь добиться того, чтобы в него не попало – за исключением некоторых, не имеющих значения мелочей – ничего такого, что противоречило бы нашим взглядам»[480].

29 ноября – 8 декабря в Лондоне состоялся второй конгресс Союза коммунистов. Маркс и Энгельс сыграли решающую роль в его работе. Конгресс окончательно принял устав Союза. После подробного многодневного обсуждения взгляды Маркса и Энгельса получили полное признание. Им было поручено выработать программу Союза. Этой программой стал «Манифест Коммунистической партии».

Выработка марксистской программы возникающей пролетарской, коммунистической партии явилась значительным шагом вперед в развитии самой марксистской теории. Как выяснилось теперь, после обнаружения первоначального варианта Энгельса, весь этот длительный и сложный процесс прошел через три основные фазы, причем на первых этапах главную роль сыграл Энгельс, тогда как на заключительном этапе решающая роль принадлежала Марксу. Вот эти три стадии разработки программы Союза коммунистов:

1) Начало июня 1847 г. Энгельс  : «Проект Коммунистического символа веры».

2) Конец октября 1847 г. Энгельс  : «Принципы коммунизма».

3) Декабрь 1847 – январь 1848 г. Маркс и Энгельс  : «Манифест Коммунистической партии».

Сопоставление и сравнительный анализ этих трех программных документов представляют огромный научный интерес и заслуживают специального исследования.

Круг вопросов, рассматриваемых в этих трех вариантах программы, был в значительной степени предопределен теми проблемами, которые являлись тогда предметом дискуссий среди участников коммунистического движения и которые были намечены для обсуждения в февральском обращении Народной палаты Союза справедливых. Характер же рассматриваемых вопросов в значительной степени предопределял и общую структуру создаваемой программы. Однако в одном существенном отношении уже первоначальный «Проект» Энгельса отличается от круга вопросов, намеченных в февральском обращении. В центре его внимания стоит характеристика революционного класса, созданного промышленной революцией, – современного пролетариата. С этим связан важнейший тезис, что коммунистическое преобразование общества стало возможно только с развитием крупной промышленности. Так писать мог только автор «Положения рабочего класса в Англии» и соавтор «Немецкой идеологии».

В общих чертах план «Принципов» соответствует «Проекту». Правда, первые шесть пунктов «Проекта» были радикально переработаны. В «Принципах» они опущены или существенно изменены и перемещены. Это дало основание автору публикации Б. Андреасу утверждать, что «хотя Проект несомненно написан Энгельсом, но составлен не им одним. Он представляет собой… компромисс… Вопросы 1 – 6 Энгельс не включил в парижский вариант»[481]. Такая оценка не вполне соответствует фактам. Из первых шести пунктов «Проекта» Энгельс не включил в «Принципы» три с половиной. Содержание остальных он использовал, отчасти буквально, в другом месте (II часть 13-го и 14-й пункт «Принципов»). Энгельс был не соавтором, а автором «Проекта». Но в немногих пунктах он вынужден был сделать некоторые уступки незрелым еще воззрениям руководителей Союза справедливых. Насколько возможно, он смягчил неправильность или неточность навязанных ему формулировок. Однако такого рода уступки составляют незначительную долю всего содержания «Проекта» – документа в целом вполне марксистского, составленного исходя из принципов уже научного коммунизма.

В остальной части, начиная с 7-го вопроса «Проекта» и соответственно 2-го вопроса «Принципов», оба документа в структурном отношении соответствуют друг другу, а различие между ними сводится к тому, что в «Принципах» добавлен ряд новых вопросов: 5 – 6, 10 – 14, 19 – 20 и 24 – 25.

Часть новых вопросов касается более подробной характеристики буржуазного общества. Добавлен известный вопрос о том, может ли пролетарская революция произойти в одной стране. В ответе на него Энгельс развивает положение, впервые сформулированное в одном из фрагментов «Немецкой идеологии», вписанном там рукой Маркса. Два новых пункта – 14-й и 20-й – содержат развернутую характеристику будущего, коммунистического общества. Наконец, два добавленных в заключение: «24. Чем отличаются коммунисты от социалистов?» и «25. Как относятся коммунисты к остальным политическим партиям нашего времени?» – касаются проблем, составивших затем предмет двух последних глав «Манифеста»: «III. Социалистическая и коммунистическая литература» и «IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям».

Особый интерес представляет упомянутый 20-й пункт «Принципов коммунизма», содержащий суммарную, целостную характеристику собственно коммунистического общества. Анализ его позволяет выявить четыре основные характеристики коммунистического общества, четыре главных результата окончательного уничтожения частной собственности:

1) Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил.

2) Развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности членов общества.

3) Полное уничтожение классов.

4) Всестороннее развитие способностей всех членов общества, путем

– уничтожения прежнего, классового разделения труда,

– производственного воспитания (то есть соединения воспитания с производительным трудом),

– всестороннего удовлетворения потребностей каждого члена общества.

Прямо или косвенно здесь охарактеризованы все основные стороны коммунистического общества: производство и потребление, общественные отношения и общественное сознание и, наконец, сам человек.

«Всестороннее развитие способностей всех членов общества» определялось в «Проекте» как цель коммунистов. В «Принципах» оно определяется как объективный конечный результат уничтожения частной собственности. Но то, чтó подлинно научная теория предвидит как закономерный результат объективного исторического развития, то для политической партии, основанной на принципах этой научной теории, для коммунистической партии, становится целью ее сознательной борьбы – целью, к которой она сознательно стремится и за скорейшее достижение которой она борется, содействуя объективному историческому процессу и ускоряя его ход. Определение цели Союза коммунистов было сформулировано – при непосредственном участии Энгельса – в виде первой статьи его Устава. В проекте Устава, принятом на первом конгрессе, еще сохранялась прежняя, недостаточно определенная фразеология: «Целью Союза является раскрепощение людей путем распространения теории общности имущества и возможно скорейшего ее практического введения»[482]. В Уставе Союза коммунистов, принятом на втором конгрессе, была дана уже классическая марксистская формулировка основной цели революционного коммунистического движения: «Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности»[483].

Текст первоначального «Проекта» позволил установить ответы на три вопроса, отсутствовавшие в рукописи «Принципов», – на 9-й вопрос: «Чем отличается пролетарий от ремесленника?» – и на 22-й и 23-й вопросы. В двух последних случаях в «Принципах» было:

22. «Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям? – Остается».

23. «Как будет она относиться к существующим религиям? – Остается».

О том, что пометка «остается» относится к какому-то предшествующему, не дошедшему до нас варианту, где ответ уже был, – об этом догадывались и раньше. Но теперь, после находки документов, относящихся к первому конгрессу Союза коммунистов, мы впервые узнали, какие именно ответы были даны на эти два вопроса.

Вот эти вопросы и ответы, как они были сформулированы в «Проекте»:

21. «Сохранятся ли при коммунизме национальности? – Национальные особенности народов, объединяющихся на основе принципа общности, благодаря этому объединению должны будут сливаться друг с другом и таким способом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия благодаря уничтожению их основы, частной собственности».

22. «Отвергают ли коммунисты существующие религии? – Все существовавшие до сих пор религии были выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью развития, которая делает излишними все существующие религии и приводит к их исчезновению».

Итак, в коммунистическом обществе национальности и религия исчезнут. Очевидно, что в основе того и другого процесса будет лежать уничтожение частной собственности.

Если структура «Принципов» представляет собой дальнейшее развитие структуры первоначального «Проекта», то по точности, глубине, богатству содержания «Принципы» заметно отличаются от него, представляют новую ступень в разработке теории и программы формирующейся коммунистической партии и уже приближаются к уровню «Манифеста». По содержанию отличие «Принципов» от «Проекта» сводится к следующим основным моментам: 1) устранены остатки донаучных представлений, 2) существенно развернуто историческое обоснование неизбежности коммунистического преобразования общества, 3) развернута программа конкретных революционных мероприятий после установления прямого или косвенного политического господства пролетариата, 4) дана развернутая целостная характеристика коммунистического общества, 5) выявлена специфика и намечена тактика коммунистической партии. Все эти изменения можно свести к одной фундаментальной тенденции: усиление научного характера коммунистической теории, углубление научного обоснования программы борьбы коммунистической партии.

«Принципы коммунизма» явились непосредственной основой, предварительным вариантом «Манифеста Коммунистической партии».

В отношении «Манифеста», как и в отношении «Немецкой идеологии», встает вопрос об авторской принадлежности тех или иных теоретических положений совместно написанного произведения. Но в случае «Манифеста» задача решается значительно проще. В основном она ограничивается анализом того, чего не было в «Принципах» и что появляется в «Манифесте».

«Манифест» представляет собой переработку «Принципов», осуществленную главным образом Марксом. Об этом свидетельствуют его содержание, стиль и две сохранившиеся рукописные страницы: одна с фрагментом II главы, другая с наброском плана III главы.

Так, можно считать, что автором известного положения «Манифеста»: «Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»[484] – является Маркс. Ведь аналогичное положение было сформулировано в «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса: «Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»[485]. Оно отсутствует в «Принципах» Энгельса, но снова появляется в «Манифесте» Маркса и Энгельса. Авторство Маркса подтверждается и типичным для него антитетическим стилем обеих формулировок (антитеза: господствующие идеи – идеи господствующего класса). Поэтому почти с полной уверенностью можно утверждать, что и в «Немецкой идеологии» и в «Манифесте» соответствующие положения исходят от Маркса.

Другой пример связан с характеристикой отличия научного коммунизма от утопического. Первый раз она появляется в первой половине 1847 г. в «Нищете философии» Маркса, но ее не было ни в первоначальном «Проекте» (июнь 1847 г.), ни в «Принципах» Энгельса (октябрь 1847 г.), и она снова появляется в III главе «Манифеста». Естественно считать, что и здесь она исходит от Маркса. Хотя впоследствии именно Энгельс развил ее в «Анти-Дюринге»[486].

Бесспорной заслугой Энгельса явилась выработка общего плана «Манифеста». Этот план вырос из структуры «Принципов коммунизма». Следует заметить, что до сих пор мало уделялось внимания своеобразию общего построения первых двух, теоретических глав «Манифеста».

В основе плана I главы, где дается обоснование неизбежности коммунистической революции, лежит марксистская концепция двух материальных предпосылок. В этой главе, озаглавленной «Буржуа и пролетарии», речь идет не только о борьбе двух основных классов буржуазного общества, но и о двух материальных предпосылках коммунистического преобразования общества. В первой половине главы прослеживается развитие новых производительных сил, которое происходило под руководством буржуазии, а теперь переросло его и требует его упразднения. А во второй половине главы прослеживается процесс становления и развития современного пролетариата – той объективной силы, которая вынуждена будет упразднить буржуазные производственные отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития современных производительных сил. Глава завершается выводом, что гибель буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны.

Основная часть II главы написана в полемической форме и посвящена опровержению обвинений коммунистов в том, что они якобы хотят уничтожить: 1) собственность, 2) семью, 3) национальность, отечество, 4) религию и мораль. В связи с вопросом о собственности затрагиваются три других: о личности, о стимулах к труду и об образовании. Опровергая обвинения противников, авторы «Манифеста» так или иначе характеризуют соответствующие стороны будущего, коммунистического общества. Затем авторы как бы возвращаются к тому моменту, к которому подвело читателя изложение в конце I главы, и теперь, в заключение II главы, рассматривают три вопроса: пролетарская революция, переходные мероприятия, общая характеристика коммунистического общества.

Очень четко сформулированы здесь две общие задачи диктатуры пролетариата: 1) последовательно отобрать у буржуазии все средства производства и сосредоточить их в руках пролетарского государства, то есть превратить частную собственность на средства производства в общественную (в данный период – государственную) собственность[487] и 2) «возможно более быстро увеличить сумму производительных сил», то есть максимально быстро увеличить производство[488].

Программа конкретных переходных мероприятий, хотя и представляет собой переработку аналогичной программы, разработанной Энгельсом в «Принципах коммунизма», но содержит некоторые новые моменты и отличается большей логической последовательностью. Сравнительный анализ того и другого варианта показывает, что по содержанию они в целом совпадают. Различия же сводятся к двум моментам. Во-первых, формулировки в «Манифесте» более точные и, как правило, более обобщенные (более осторожные). Во-вторых, группировка пунктов в «Манифесте» более строгая, внутренне более логичная. В целом здесь можно установить соответствие между первой общей задачей диктатуры пролетариата и первыми шестью пунктами этой программы, между второй общей задачей и остальными четырьмя пунктами. Обе части сводятся в конечном счете к разрушительной и созидательной задачам преобразования общества.

Вероятно, содержание каждого из пунктов программы в том или ином виде можно найти уже у предшественников Маркса и Энгельса. Но общий теоретический контекст, в котором их развивают основоположники научного коммунизма, придает им новый смысл. В чем же тут новое? Пожалуй, в двух специфических особенностях. Во-первых, это программа, которую может и должен будет осуществить пролетариат как политически господствующий класс. Во-вторых, эта программа не самоцель, а лишь совокупность переходных мероприятий, ведущих к коммунизму, но еще не приводящих к нему.

Анализ содержания «Манифеста» показывает, что по сравнению с «Принципами» здесь появляется ряд новых моментов. Некоторые из них, пожалуй, даже большинство, можно с уверенностью приписать Марксу. Это также позволяет считать, что решающая роль в переработке «Принципов» в «Манифест» принадлежала Марксу.

Такой вывод подтверждается и некоторыми данными из истории создания «Манифеста». Второй конгресс Союза коммунистов закончился 8 декабря. Около 13 декабря Маркс возвратился из Лондона в Брюссель. 17 декабря из Лондона в Брюссель приехал Энгельс, а в конце декабря он уехал в Париж. Набросок плана III главы «Манифеста», сделанный рукой Маркса, находится в его тетради, датированной «Брюссель, декабрь 1847 г.». В той же тетради находится и рукопись Маркса «Заработная плата», представляющая собой подготовительный набросок для последней или для ряда последних лекций о наемном труде и капитале, которые во второй половине декабря Маркс читал в Немецком рабочем обществе в Брюсселе. Из всего этого следует, что Маркс и Энгельс могли сообща работать над составлением «Манифеста», по всей вероятности, только во второй половине декабря 1847 г.

Однако работа тогда еще не была завершена. Она не была закончена и около 25 января 1848 г. Ибо в этот день Центральный комитет Союза коммунистов направил из Лондона в Брюссель письмо с предложением Марксу прислать текст «Манифеста» не позднее 1 февраля. Значит, в течение января 1848 г. над «Манифестом» работал только Маркс, и именно он придал ему окончательный вид. Очевидно, к концу января он был наконец готов. Когда 31 января Энгельс возвратился в Брюссель, судя по всему, рукопись «Манифеста» уже была отослана в Лондон[489]. Здесь он вышел в свет около 24 февраля, почти одновременно с началом европейской революции 1848 – 1849 гг.

Таким образом, вклад Маркса в создание первой программы коммунистической партии состоит в том, что он: 1) открыл материалистическое понимание истории и, исходя из него, применив его к анализу современного ему буржуазного общества, разработал основы теории научного коммунизма (1843 – 1847), 2) опираясь на выработанные Энгельсом «Принципы коммунизма», развил их содержание дальше и 3) придал «Манифесту Коммунистической партии» его окончательную классическую форму. В то же время вклад Энгельса состоял в том, что он: 1) принимал непосредственное участие в разработке теоретических основ научного коммунизма и его основных положений, 2) в форме «Проекта Коммунистического символа веры» и «Принципов коммунизма» выработал основное содержание и общую структуру будущего «Манифеста Коммунистической партии» и, наконец, 3) предложил саму форму манифеста. Сверх того и Маркс и Энгельс своими теоретическими работами, выступлениями в печати, в результате письменного обмена мнениями, непосредственным участием во многих дискуссиях с членами Союза справедливых, в особенности на первом и втором конгрессах Союза коммунистов, убедили передовых представителей рабочего движения в правильности своего нового мировоззрения и добились того, что принципы научного коммунизма стали теоретической основой программы пролетарской партии.

Собственные достижения Энгельса в разработке теории научного коммунизма в период до революции 1848 г. представлены наиболее полно в его «Принципах коммунизма». Но со времени создания «Манифеста Коммунистической партии» теоретическое содержание этого произведения, как высший результат развития научного коммунизма за данный период, становится общим достоянием его творцов. А со времени принятия данной программы первой международной коммунистической организацией борющегося пролетариата и после опубликования «Манифеста» идеи его включаются в объективный всемирно-исторический процесс развития человечества.

 

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии» [490]

 

 

За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации произведений и писем Маркса и Энгельса, документов Союза коммунистов, результаты новых исследований). Наши представления о процессе становления его теоретического содержания и логической структуры стали существенно более ясными и конкретными.

Предыстория Манифеста охватывает около пяти лет.

Осенью 1842 г. – осенью 1843 г. произошел переход Маркса и Энгельса к коммунизму. Одновременно, с весны – лета 1843 г., начался процесс становления материалистического понимания истории – первой теоретической предпосылки и основы научного коммунизма. В феврале 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике» были опубликованы коммунистические статьи Маркса и Энгельса. В статье Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение» впервые была сформулирована идея всемирно-исторической роли пролетариата – первое отправное положение будущей теории научного коммунизма. Весной и летом того же года в «Экономическо-философских рукописях» Маркс предпринял первую попытку научно обосновать новые коммунистические воззрения. Важные элементы теории научного коммунизма были развиты затем в книге Маркса и Энгельса «Святое семейство» (сентябрь – ноябрь 1844 г.) и в книге Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (сентябрь 1844 г. – март 1845 г.); обе они вышли в свет в 1845 г.

Качественно новый этап формирования марксизма начался весной 1845 г., когда в начале апреля Энгельс приехал в Брюссель и Маркс изложил ему свою почти сложившуюся к тому времени основную концепцию материалистического понимания истории, т.е. исторического материализма. Эта концепция и составила впоследствии основное ядро содержания Манифеста. Тогда же, весной 1845 г., Маркс и Энгельс решили сообща разработать новое диалектико-материалистическое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. Первым наброском идей будущего произведения явились знаменитые «Тезисы о Фейербахе», а сам замысел был реализован позднее, осенью 1845 г. – весной 1846 г., в рукописи «Немецкой идеологии».

Главным теоретическим достижением авторов «Немецкой идеологии» явилось выяснение диалектики взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это дало ключ к пониманию всей структуры человеческого общества и всего исторического процесса его развития, позволило Марксу и Энгельсу разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма, позволило им осуществить исторически первое, философское, или социологическое, обоснование данной теории.

В противоречии между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества Маркс и Энгельс обнаружили объективную основу неизбежной пролетарской, коммунистической революции, основу исторически неизбежного коммунистического преобразования общества. Развивая идею об определяющей роли материального производства, они сформулировали одно из важнейших положений научного коммунизма – положение о двух материальных предпосылках коммунистического преобразования общества. Такими предпосылками являются: развитие материальных производительных сил, представленных достаточно высоким уровнем развития крупной промышленности, и формирование революционного класса – современного крупнопромышленного пролетариата. В «Немецкой идеологии» были заложены основы марксистской теории классов и классовой борьбы, впервые в общем виде высказана идея диктатуры пролетариата и в общих чертах разработана целостная теория будущего коммунистического общества.

В «Немецкой идеологии», по существу, вырабатывается основное программное требование коммунистов – обобществление средств производства, хотя сама формула появится позднее, лишь в 1850 г., в работе Маркса «Классовая борьба во Франции», подобно тому как в той же работе в марте 1850 г. появится сам термин «диктатура пролетариата».

То, что Маркс и Энгельс уяснили себе в ходе работы над рукописью «Немецкой идеологии», было впервые, и притом в более развитом виде, опубликовано в книге Маркса «Нищета философии» и в других работах основоположников научного коммунизма, предшествовавших Манифесту, и, наконец, в самом Манифесте. Так, если в «Немецкой идеологии» диалектика производительных сил и производственных отношений формулировалась как соотношение производительных сил и «формы общения», т.е. общественных отношений, то в «Нищете философии» Маркс дал уже более точную формулировку этого положения, которая была затем воспроизведена и в Манифесте.

Рукопись «Немецкой идеологии» опубликовать не удалось. «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, – писал впоследствии Маркс, – что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута»[491]. И как бы подхватывая эту мысль, Энгельс много лет спустя вспоминал: «Как только мы все уяснили сами себе, мы приступили к работе»[492]. Они приступили к подготовке условий для создания пролетарской, коммунистической партии. А в борьбе за создание партии выработка ее научно обоснованной программы была одним из главных направлений деятельности основоположников научного коммунизма.

Первым шагом на этом пути явилась организация в начале 1846 г. Брюссельского коммунистического корреспондентского комитета. Начинается переписка с единомышленниками в Германии, Франции, Англии. Устанавливаются связи, вырабатывается единство взглядов. 22 июня в письме Брюссельского комитета Лондонскому коммунистическому корреспондентскому комитету (фактически руководству тогдашнего Союза справедливых) было выдвинуто предложение о созыве коммунистического конгресса.

В конце января 1847 г. руководители Союза справедливых сделали Марксу и Энгельсу официальное предложение вступить в Союз. Убедившись в готовности его руководителей осуществить реорганизацию Союза на основе принципов научного коммунизма, Маркс и Энгельс дали согласие. Реорганизация предусматривала и выработку новой программы. Эта задача была сформулирована в обращении руководящего органа – Народной палаты Союза справедливых – к членам Союза, датированном февралем 1847 г.: «Должна быть произведена полная реорганизация… Должен быть составлен краткий коммунистический символ веры… Мы ставим на обсуждение следующие три вопроса… 1. Что такое коммунизм и чего хотят коммунисты? 2. Что такое социализм и чего хотят социалисты? 3. Каким путем можно наиболее быстро и вернее всего ввести коллективные формы жизни?.. Что касается введения общности имущества, то основной вопрос заключается в том, может ли она быть введена сразу, или же мы должны допустить переходный период, за время которого можно было бы воспитать народ, а если это так, то какова продолжительность этого периода? Во-вторых, могут ли и должны ли коллективные формы жизни быть введены в полном объеме или же сперва должны быть предприняты небольшие опыты; следует ли при этом применить насилие, или же преобразование должно произойти мирным путем?»[493]. Эта программа дискуссии, формулировавшая вопросы, актуальные в то время среди участников рабочего движения, социалистов и коммунистов, предопределяла в известной степени и некоторые элементы содержания будущего Манифеста, призванного дать научный ответ на назревшие вопросы революционного движения.

2 – 9 июня в Лондоне состоялся конгресс, на котором Союз справедливых был реорганизован в Союз коммунистов, – первый конгресс Союза коммунистов. Маркс не смог поехать в Лондон. Энгельс же принял самое активное участие в работе конгресса. Этот первый конгресс принял проект нового устава и проект программы. Прежний девиз Союза: «Все люди – братья» – был заменен новым, марксистским девизом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1968 г. швейцарский марксовед Берт Андреас обнаружил в одной из библиотек Гамбурга ряд документов, относящихся к первому конгрессу Союза коммунистов, в том числе проект устава и, главное, проект программы – написанный Энгельсом «Проект Коммунистического символа веры». В 1969 г. эти документы были впервые опубликованы на языке оригинала, а в 1970 г. «Проект Коммунистического символа веры» был опубликован на русском языке[494]. Это одна из самых сенсационных находок в истории марксоведения последних лет. Ведь в наши руки попал первоначальный вариант «Принципов коммунизма» и, следовательно, в конечном счете – первый набросок будущего Манифеста.

В конце октября в ходе борьбы за программу пролетарской партии, основанную на принципах научного коммунизма, Энгельс по поручению окружного комитета Союза коммунистов в Париже составил новый проект программы – «Принципы коммунизма». И первоначальный «Проект», и «Принципы» были составлены в традиционной для тогдашних коммунистических организаций форме катехизиса, т.е. форме вопросов и ответов. Но за несколько дней до второго конгресса Союза в письме к Марксу 23 – 24 ноября Энгельс выдвинул идею отказаться от такой устаревшей, недостаточно гибкой формы и составить программу Союза коммунистов в форме манифеста: «Подумай над „Символом веры“. Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь „Коммунистическим манифестом “» и т.д.[495]

29 ноября – 8 декабря в Лондоне состоялся второй конгресс Союза коммунистов. Маркс и Энгельс сыграли решающую роль в его работе. Конгресс окончательно принял устав Союза. После подробного многодневного обсуждения взгляды Маркса и Энгельса получили полное признание. Им было поручено выработать программу Союза. Этой программой стал «Манифест Коммунистической партии». Он был написан в декабре 1847 г. – январе 1848 г. Он вышел в свет в Лондоне около 24 февраля 1848 г., почти одновременно с началом европейской революции 1848 – 1849 гг.

Таким образом, как выяснилось теперь, после обнаружения первоначального варианта Энгельса, весь длительный и сложный процесс выработки марксистской программы возникающей пролетарской, коммунистической партии прошел через три основные фазы, три стадии развития:

1) Начало июня 1847 г. Энгельс. «Проект Коммунистического символа веры».

2) Конец октября 1847 г. Энгельс. «Принципы коммунизма».

3) Декабрь 1847 г. – январь 1848 г. Маркс и Энгельс. «Манифест Коммунистической партии».

Сопоставление и сравнительный анализ этих трех программных документов представляют огромный научный интерес. Но прежде чем обратиться не к детальному, а хотя бы к суммарному сопоставлению этих трех вариантов программы, убедимся в том, что и предшествующие этапы становления марксистской теории нашли прямое отражение в содержании Манифеста.

Возьмем в качестве примера процесс становления одной из центральных идей Манифеста – идеи диктатуры пролетариата. В свое время Энгельс говорил, что они с Марксом всегда считали, что для достижения великих целей грядущей социальной революции рабочий класс должен будет прежде всего овладеть организованной политической властью государства и с ее помощью подавить сопротивление класса капиталистов и организовать общество по-новому[496]. Что стоит за этим утверждением, какие факты имеются к настоящему времени в нашем распоряжении?

В 1970 г. на русском языке была впервые опубликована статья молодого Энгельса «Централизация и свобода» (она была напечатана без подписи в «Рейнской газете» 18 сентября 1842 г.). Эта статья содержит первые признаки перехода Энгельса к коммунизму (донаучному, в целом еще утопическому, но революционному). Она заканчивается таким выводом: «Государство – это не реализация абсолютной свободы, каким оно считается». Оно может осуществить лишь объективную (внешнюю) свободу. «Истинная субъективная свобода, которая равносильна абсолютной свободе, требует для своего осуществления иных форм, чем государство»[497]. Не исключено, что в зародыше здесь появляется идея об исчезновении государства в будущем обществе и вместе с тем намечается отдаленный подход к идее новой демократии, которая явится переходом к такому обществу, где уже не будет государства. Сопоставление данного рассуждения Энгельса с его позднейшими высказываниями подтверждает наше предположение.

Так, в трех статьях Энгельса «Положение Англии», написанных соответственно в январе, феврале и марте 1844 г., та же мысль развивается дальше и определенно намечается приближение к идее диктатуры пролетариата.

Январь: Энгельс отмечает неясность у Карлейля в вопросе о целях и задачах современной демократии. «Демократия является, конечно, лишь переходной ступенью… к истинной, человеческой свободе»[498]. То же, что и в сентябре 1842 г., противопоставление государства и подлинной свободы. Такое противопоставление будет характерно для Энгельса и в более поздние годы, в период после Парижской коммуны. Так, в известном письме Бебелю в марте 1875 г., подвергая критике оппортунистический тезис немецких социал-демократов о «свободном народном государстве», он писал: «Говорить о свободном народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать»[499].

Февраль: Выясняется, что «современная демократия» – это та, к которой стремятся чартисты, это «рабочая демократия». Как только будет введена Народная хартия, говорит Энгельс, денежная аристократия будет политически побеждена рабочей демократией[500].

Март: «Ближайшим будущим Англии будет демократия. Но какая демократия!.. Борьба демократии против аристократии в Англии есть борьба бедных против богатых. Демократия, навстречу которой идет Англия, – это социальная демократия» и т.д.[501]

Несколько позднее подходы к идее диктатуры пролетариата намечаются и у Маркса в его «Экономическо-философских рукописях» (апрель – август 1844 г.)[502] и в статье «Критические заметки к статье „Пруссака“ „Король прусский и социальная реформа“», датированной 31 июля 1844 г. В этой последней Маркс пишет: «… социализм не может быть осуществлен без революции. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в уничтожении и разрушении старого. Но там, где начинается его организующая деятельность, где выступает вперед его самоцель, его душа, – там социализм отбрасывает политическую оболочку»[503].

Впервые проводимому здесь различению разрушительных и созидательных задач предстоящего переворота в известной мере соответствует различение политического переходного периода и самого будущего общества.

В начале 1845 г. в своей книге «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс еще раз приближается к идее диктатуры пролетариата. Подвергая критике недостатки английских социалистов, он говорит, что «они не признают исторического развития и поэтому хотят перевести страну в коммунистическое состояние тотчас же, немедленно, а не путем дальнейшего развертывания политической борьбы до ее завершения, при котором она сама себя упразднит»[504].

И только в «Немецкой идеологии» в ноябре – декабре 1845 г. Маркс и Энгельс впервые, правда, пока в самом общем, еще не вполне определенном виде, высказали эту важнейшую идею политического учения марксизма. Вот эта исторически первая формулировка: «Каждый стремящийся к господству класс, – даже если его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, – должен прежде всего завоевать себе политическую власть»[505]. Если до 1845 г. Маркс и Энгельс приближались к такому выводу, то здесь они его уже сделали. Действительно, завоевание политической власти, установление классового господства пролетариата и, как это ясно из всего контекста «Немецкой идеологии», именно революционным путем, а затем уничтожение частной собственности, классов и тем самым классового господства вообще – что это, как не основные элементы специфически марксистского учения о диктатуре пролетариата?

В более поздней части рукописи «Немецкой идеологии», относящейся уже к марту – апрелю 1846 г., мы находим прямое указание на исчезновение в будущем государства и, возможно, второе, косвенное указание на период диктатуры пролетариата: «Коммунистическая революция, уничтожающая разделение труда, в конечном итоге устраняет политические учреждения»[506].

Через год в «Проекте Коммунистического символа веры» (16-й пункт) Энгельс впервые как программное требование сформулирует следующее положение: «Первым основным условием для введения общности имущества является политическое освобождение пролетариата путем установления демократического государственного строя». А в трех следующих пунктах впервые наметит программу деятельности этого государства – ряд переходных мероприятий.

Но есть ли связь между «демократическим государственным строем» и «политическим господством пролетариата»? Проходит четыре месяца, и в статье «Коммунисты и Карл Гейнцен» (статья вторая, датирована 3 октября 1847 г.) Энгельс дает недвусмысленный ответ на этот вопрос: «Необходимым следствием демократии во всех цивилизованных странах является политическое господство пролетариата, а политическое господство пролетариата есть первая предпосылка всех коммунистических мероприятий»[507]. Так эта важнейшая идея впервые высказывается в печати. И здесь же Энгельс снова касается вопроса о переходных мероприятиях.

В конце того же месяца в статье «Морализирующая критика и критизирующая мораль» Маркс также впервые высказывает в печати идею революционной власти пролетариата[508], а Энгельс в «Принципах коммунизма» (18-й пункт) уже делает значительный шаг вперед, дифференцируя два возможных варианта диктатуры пролетариата и разрабатывая подробно – в виде 12 пунктов – программу ее деятельности. Пролетарская революция, говорит Энгельс, прежде всего создаст демократический строй, демократическое государство, в котором политически господствующим классом будет пролетариат. И он предвидит два возможных варианта ее развития. Там, где пролетариат уже составляет большинство населения (в Англии), – там в форме демократии будет установлено прямое политическое господство пролетариата. Там же, где пролетариат еще не составляет большинства населения, а такое большинство образуют только пролетариат вместе с присоединившимися к нему мелкими крестьянами и городскими мелкими буржуа (во Франции и Германии), – там в форме демократии будет установлено косвенное политическое господство пролетариата.

В Манифесте будет сделан следующий шаг вперед. Пролетарское государство будет определено здесь как «пролетариат, организованный как господствующий класс», будут сформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата и переработана программа переходных мероприятий[509]. Сравнительный анализ программы диктатуры пролетариата в «Принципах» (12 пунктов) и в Манифесте (10 пунктов) показывает, что по содержанию они в целом совпадают. Различия же сводятся к двум моментам. Во-первых, формулировки в Манифесте более точные и, как правило, более обобщенные. Во-вторых, группировка пунктов в Манифесте более строгая, внутренне более логичная.

Так шел процесс становления идеи диктатуры пролетариата.

Приведем теперь несколько других примеров. Содержание целого ряда конкретных положений Манифеста было фактически выработано в предшествующих произведениях Маркса и Энгельса, особенно в таких теоретических трудах, как «Немецкая идеология» и «Нищета философии». Вот некоторые сопоставления.

В «Немецкой идеологии» находим мы первую формулировку, предвосхищающую исходный тезис Манифеста, о классовой борьбе как движущей силе истории: «Общество развивалось до сих пор всегда в рамках противоположности, которая в древности была противоположностью между свободными и рабами, в средние века – между дворянством и крепостными, в новое время – между буржуазией и пролетариатом»[510]. Теоретическим источником этого положения явилась известная мысль, высказанная еще сенсимонистами[511]. Однако в «Немецкой идеологии» она получила уже чисто материалистическое обоснование, а в Манифесте стала исходным пунктом всего анализа буржуазного общества – анализа, завершающегося выводом о неизбежном революционном преобразовании этого общества в бесклассовое, коммунистическое общество. Переходным звеном между «Немецкой идеологией» и Манифестом является то место в «Принципах коммунизма», где Энгельс отвечает на вопрос, какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции, породившей современный пролетариат. Его ответ гласит: рабы, крепостные, ремесленные подмастерья, мануфактурные рабочие.

В «Немецкой идеологии» вырабатывается основная формула исторического материализма и раскрывается классовая природа общественного сознания: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни… Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». «Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»[512] и т.д. Эти положения включаются в текст Манифеста: «Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, – одним словом, их сознание… Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»[513].

Нетрудно установить аналогичную параллель между характеристикой исторических корней утопизма, данной Марксом в «Нищете философии», и такой же характеристикой утопического социализма и коммунизма в Манифесте[514]. Можно привести и целый ряд других подобных текстуальных сопоставлений, не говоря уже о сопоставлениях смысловых. В целом же можно утверждать, что почти все элементы содержания Манифеста выросли прямо или косвенно из результатов предшествующего развития теоретических воззрений Маркса и Энгельса.

Сопоставим теперь в общих чертах структуру и содержание трех вариантов программы Союза коммунистов. Прежде всего бросается в глаза определенное соответствие пунктов (вопросов и ответов) «Проекта Коммунистического символа веры» и «Принципов коммунизма» и глав «Манифеста Коммунистической партии». Опуская детали, это соответствие можно представить в виде следующей таблицы:

«Проект»1 – 67 – 1213 – 22––«Принципы»Переработано1 – 1314 – 232425«Манифест»–IIIIIIIVЭта таблица в обобщенном виде показывает, как складывалась основная структура Манифеста. В самых общих чертах все три документа в структурном отношении соответствуют друг другу. Общее заключается уже в том, что сначала характеризуется настоящее





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 195 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.