Реферат по теории изобразительной грамоты представляет собой студенческую научную работу объемом не более 15 машинописных листов с иллюстрациями. Определяя тему реферата, студент должен учитывать свои возможности, в том числе наличие соответствующей литературы и иллюстративного материала (фотографии, репродукции, этюды, рисунки и т.д.).
По теме работы студент должен составить библиографический список, просмотреть литературу в библиотеках и приступить к ее изучению.
На этапе сбора материала по теме важно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Изучая учебную литературу, монографии, научные статьи и другие публикации, следует фиксировать в сжатой форме основные положения, касающиеся данной темы, с обязательным указанием на источник. Излагаемые своими словами выводы по разделу, главе также должны иметь указание на источник цитирования. Прямое цитирование выделяется кавычками, после которых в квадратных скобках дается ссылка на библиографический список, размещенный в конце реферата.
2. В качестве иллюстративного материала по теме могут применяться черно–белые и цветные фотографии с книжных и журнальных иллюстраций, репродукции картин и учебных работ, ксерокопии с графических работ. Поощряется выполнение собственных рисунков, схем, таблиц, этюдов, особенно если тема реферата непосредственно связана с изобразительной практикой (например: «Приемы и методы акварельной живописи», «Изобразительные средства рисунка», «Методика выполнения краткосрочного рисунка гипсовой головы» и т.д.). Реферат должен содержать работы автора или лучшие студенческие работы (фотографии, ксерокопии или копии от руки).
Работа над текстом – следующий этап написания реферата. Сначала составляется план реферата, который включает в себя введение, основную часть, состоящую из нескольких разделов или глав, и заключения.
Во введении дается обоснование темы, цель, задачи исследования, краткая историческая справка по данной проблеме.
В основной части рассматривается современное состояние вопроса, даются трактовки основных понятий у различных авторов. Проблема исследуется в тесной взаимосвязи с изобразительной практикой и обязательно иллюстрируется.
Заключение должно содержать необходимые теоретические выводы или методические рекомендации по теме. В нем подчеркивается значение данного вопроса в практике обучения изобразительной деятельности и, если это необходимо, намечаются проблемы, еще не нашедшие рассмотрения в теоретической и методической литературе.
Текст реферата должен быть вычитан, отредактирован, а иллюстративный материал оформлен в соответствии с существующими требованиями. Только в таком виде рукопись реферата может быть представлена преподавателю на проверку. Внеся необходимые коррективы, студент завершает работу над рефератом, печатая на машинке или набирая на компьютере основной текст, сопроводительные подписи к иллюстрациям и список использованной литературы.
Оформление реферата (обложка, шрифты, иллюстрации и т.п.) строго не регламентируется, однако необходимо проявить эстетический вкус, избежать перегруженности декоративно–оформительскими элементами.
При этом следует помнить, что блоками законченной работы являются:
– титульный лист;
– содержание или оглавление;
– введение
– основной текст работы
– заключение
– библиографический список или список использованной литературы;
– приложения, которые состоят из иллюстраций, рисунков, схем и других дополнительных материалов, которые помогают раскрыть тему реферата.
Титульный лист во всех работах должен быть выполнен по форме (см. прил. 1).
После титульного листа дается оглавление, а далее следует текст работы с выделением разделов или глав более крупным шрифтом.
Рекомендуемые параметры страниц и шрифтов при компьютерном наборе:
1) отступы: сверху – 2 см; слева – 3 см; снизу– 2 см; справа – 2 см; красной строки – 1 см;
2) межстрочный интервал: полуторный;
3) номера страниц располагать вверху по центру на расстоянии 1 см от края;
4) шрифт рекомендуемый: Times New Roman; кегль (размер букв) – 14 п.
Все иллюстрации должны быть аккуратно оформлены, пронумерованы и сопровождены заголовками (например: Рис. 1. Репродукция картины В. Перова «Тройка»), а если это необходимо, то и пояснительным текстом. В списке использованной литературы следует дать ссылки на источники, откуда были взяты иллюстрации, рисунки и т.п.