Денисенко В.И.
Т338 Теория обучения изобразительному искусству: учеб.- метод. комплекс. М: Академический Проект, 2011. 318 с.
Даются цели, задачи, содержание и формы обучения теоретическим разделам изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с теорией графического и живописного изображения. Содержится большой справочный материал, а также рекомендации по выполнению практических заданий и написанию рефератов.
Адресуется студентам бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» (05.01.00) профиль – «Изобразительное искусство». Может быть использовано магистрантами, аспирантами, а так же преподавателями ХГФ педвузов.
УДК 75.01 (075)
ББК 85.1 я73
© Денисенко В.И., 2009
© Оригинал-макет, оформление. Академический Проект, 2011
ISBN
ПРЕДИСЛОВИЕ
…Те, кто влюбляются в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без неё ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи.
Леонардо да Винчи
Приведенные в эпиграфе слова великого гения эпохи Возрождения как нельзя более точно и емко отражают необходимость основательной теоретической подготовки будущих художников-педагогов по специальным дисциплинам. Однако, как это и ни странно, до начала 70х годов ХХ века теория обучения изобразительной деятельности как учебная дисциплина не существовала не только в учебных планах художественно-графических отделений педколледжей, худлжественных институтов, но даже и на художественно-графических факультетах (ХГФ) педвузов страны.
Так, один из профессоров Ленинградского художественного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина с горечью замечал: «В нашей художественной школе не преподаётся теория живописи, мы плохо знаем её сами. Для учеников многое остаётся тайной» [18]. Недооценка роли теории в специальной подготовке художника-педагога приводила к отрицательным последствиям в педагогической работе выпускников ХГФ педвузов. Неумение доходчиво обосновать последовательность выполнения графического или живописного изображения учащимся, поверхностное знание терминов и понятий живописной грамоты снижает уровень педагогического воздействия, что негативно сказывается на уровне художественного образования и эстетического воспитания детей. До введения в 1970 г. спецкурса «Основы теории живописи» изучение вопросов теории изображения осуществлялось в форме вводных бесед, пояснений, проводимых преподавателями рисунка и живописи перед началом практических занятий или в их процессе. Разработанный и впервые в художественно-педагогической практике внедренный профессором Г.В. Бедой названный спецкурс способствовал более полной реализации одного из основополагающих принципов дидактики – связи теории с практикой.
Первоначально программой предусматривалось проведение лишь нескольких ознакомительных лекций, раскрывающих теоретические основы рисунка, живописи и композиции, а основной объём учебного времени выделялся на практические занятия по живописи. В последующем (1994) в связи с выделением композиции в отдельную учебную дисциплину и расширением объёма учебных часов в спецкурс были включены новые темы и разделы, ориентированные на обязательное изучение студентами-первокурсниками научных основ теории обучения изобразительной деятельности (ИЗО); психологии восприятия; основ цветоведения; теоретических и методических принципов графического и живописного изображения и т. д.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для направления «Педагогическое образование» профиля «Изобразительное искусство» (05.01.00.62) бакалавр ХГФ педагогического вуза должен владеть системой знаний по теории и истории изобразительного искусства, историческом развитии и теоретических основах рисунка, живописи и композиции, изучить отечественный и зарубежный опыт художественного образования и эстетического воспитания, владеть методикой преподавания основ изобразительного искусства и современными методами развития художественно-творческих способностей учащихся.
Фундамент теоретических знаний по специальным изобразительным дисциплинам закладывается уже на пропедевтическом уровне обучения (ДХШ, подготовительные отделения, курсы) и особенно на первом курсе ХГФ. Поскольку у большинства первокурсников имеется начальная практическая подготовка по рисунку и живописи, и отсутствуют знания элементарных основ изобразительной грамоты, изучение теории реалистического изображения по данной программе ориентировано на более высокие требования, соответствующие статусу высшего художественно-педагогического учебного заведения.
Уяснение роли изобразительного искусства в познании учащимся окружающего мира важно для подготовки будущего художника-педагога к изучению теоретических основ реалис- тического изображения и теории обучения изобразительной деятельности (ИЗО).
Как одна из ветвей искусствоведческой науки теория изобразительного искусства развивает (применительно к пластическим искусствам и каждому отдельному их виду) социально-философские взгляды общества и общие воззрения на искусство, формулируемые эстетикой, изучает широкий круг вопросов художественных методов, художественной формы, средств выражения специфики видов и жанров в их взаимосвязи; рассматривает общие закономерности развития искусства. Теория изображения, являясь составной частью теории изобразительного искусства, вместе с тем служит фундаментальной основой изобразительной практики вообще и теории обучения изобразительной деятельности в частности.
В этом смысле теория реалистического изображения первична по отношению к истории искусства, теории и методике обучения различным видам изобразительной деятельности (рисунок, живопись), изучаемым в дальнейшем. Без усвоения понятий, терминов, закономерностей изобразительной грамоты невозможно активно и осознанно обучаться (особенно обучать начинающих художников) основам рисунка и живописи. Взаимосвязь теории изображения и теории обучения изобразительной деятельности как частной дидактики – главное условие высокой профессиональной подготовки художника-педагога.
Основная цель спецкурса «Теория обучения изобразительному искусству»– дать теоретическое обоснование учебному процессу графического и живописного реалистического изображения предметного мира, опираясь на весь многовековой опыт зарубежных художественных школ и России. Вот почему так необходим краткий исторический очерк становления и развития теории изображения и теории обучения ИЗО в разные века и в разных странах.
Учитывая то обстоятельство, что в учебном плане ХГФ КубГУ композиция была выделена в отдельную дисциплину, а вопросы теории графического изображения стали изучаться более углубленно на практических занятиях по рисунку и станковой графике, мы скорректировали свою учебную программу. В 1998 г. программа спецкурса «Основы теории реалистического изображения» была опубликована и разослана на ХГФ нескольких педвузов России. В соответствии с замечаниями коллег по практике её применения, анализом опыта ведущих художников-педагогов, изучением типовой программы, разработанной коллективом ведущих учёных и художников-педагогов МПГУ, мы существенно доработали как содержание, так и методы обучения, что нашло отражение в издании учебного пособия «Основы теории обучения изобразительной грамоте» (2004 г.).
Переход на многоуровневую систему педагогического образования привел к необходимости создания на базе названного спецкурса учебной дисциплины «Теория обучения изобразительному искусству», которую мы и представляем в настоящем издании.
Введение
Вхождение России в Болонский процесс и проводимая модернизация все системы высшего профессионального образования потребует внедрения многоуровневой подготовки (бакалавриат, магистратура) для чего необходимо коренное изменение содержания, форм, средств и методов обучения студентов. Главными критериями оценки качества подготовки выпускника вуза становятся его творческое отношение к профессиональной деятельности, поликомпетентность и умение адаптироваться к новым конкурентным условиям труда.
В соответствии с государственными образовательными стандартами предусматривается внедрение модульно-компетентностного подхода к процессу обучения. Этот подход, будучи ключевым направлением модернизации образования, ориентирует нас на развитие творческих способностей обучаемых, готовности их самостоятельно решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Учитывая то обстоятельство, что специальные компетентности студентов (умение рисовать, писать, ваять, декорировать) формируется на достаточно высоком уровне, руководителям факультета и его кафедр следует акцентировать внимание всех педагогов на профессионально педагогических и универсальных компетенциях.
Овладение профессиональными компетенциями позволит выпускнику факультета плодотворно трудиться в различных сферах воспитания, художественного образования и эстетического воспитания. Универсальные компетенции дают возможность художнику-педагогу свободно решать задачи, возникающие в образовательной деятельности: понимание и умение общаться с людьми разных социальных слоев и вероисповеданий; обладающих различным уровнем коммуникаций; ориентация во всевозрастающем потоке информации; анализ и принятие нестандартных решений; овладение всем комплексом современных технических средств обучения и т.д. Формирование специальных профессиональных и универсальных компетенций должно осуществляться в процессе обучения любой дисциплине и на всех уровнях.
Из наиболее значимых для художника-педагога «профессиональных компетенций можно выделить: способность к самостоятельному творческому созиданию в области изобразительного искусства; владение материалами и технологиями художественно-творческой деятельности; владение педагогическими технологиями и методиками преподавания искусства; способность к рефлексии и анализу произведений изобразительного искусства; владение методологией научно-исследовательской в области изобразительного искусства и другие».
Важнейшим элементом модульно-компетентностного подхода становится модульная организация процесса обучения. В новых условиях меняется сама структура организации учебных занятий, которая проявляется в переходе от традиционной «линейной» системы обучения к модульной. Учебный план в этой системе представляет единый комплекс модулей: модуль образовательных программ и модули учебных дисциплин. Нелинейная система позволяет студенту выбирать свой образовательный маршрут, исходя из наличия не менее 40-45% модулей учебных дисциплин по выбору, последовательность усвоения которых определяет сам студент.
Третьим значимым элементом модульно-компетентностного подхода становится система значимых единиц или кредитов, принятых в большинстве европейских государств и США. Внедрение этого компонента системы позволяет стандартизировать учебные документы и дипломы выпускников российских вузов, повысить их мобильность – возможность обучения в любом профессиональном вузе Запада.
И наконец, четвертый элемент модульно-компетентностного подхода, который нам необходимо внедрить в новых условиях, - это балльно-рейтинговая система контроля качества усвоения знаний, умений и освоения образовательных компетенций.
Преимущества этой системы перед традиционной очевидны. Оценке педагога подлежит не только посещаемость, текучая и итоговая успеваемость (выполнение заданий, усвоение теоретических знаний), но и активность студента как в аудиторной, так и в самостоятельной работе. Учету и контролю подлежит участие в научных конференциях, творческих выставках, конкурсах и т.д. При этом важнейшим показателем эффективности процесса обучения служит уровень самостоятельности, самооценки, самодисциплины каждого обучающегося.
В соответствии с изложенным, исходя из первоочередных задач мы скорректировали образовательную программу по «Теории обучения ИЗО» для студентов первокурсников художественно-графических факультетов. Она направлена на:
· обеспечение условий формирования профессиональных и специальных компетенций бакалавра, необходимых для успешной педагогической и творческой деятельности;
· уточнение взаимосвязей учебных дисциплин специальных кафедр с теорией обучения изобразительной деятельности;
· оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов с обязательным методическим обеспечением их домашней работы;
· обоснование критериев оценки результатов усвоения студентом универсальных и профессиональных компетенций и разработка оценочных материалов для каждого молуля учебной дисциплины;
· внедрение системы балльно-рейтинговой оценки освоения студентом модулей учебной дисциплины, с выделением необходимых параметров, подлежащих оценке (от посещаемости занятий, выполнения аудиторных заданий и самостоятельной работы до учета участия в выставках или конференциях), и т.д.
Основная цель предмета «Теория обучения изобразительному искусству» – дать теоретическое обоснование процессам обучения графической и живописной изобразительной деятельности в начальной стадии.
Изучение теоретических основ обучения изобразительной грамоте должно способствовать решению следующих учебно-воспитательных задач:
а) формированию у будущего художника-педагога высокого уровня теоретических знаний по специальным дисциплинам (рисунку, живописи, композиции);
б) развитию понятийного, терминологического аппарата профессионального общения педагога и учащихся;
в) повышению, через осознанное усвоение основ теории реалистического изображения, профессионального уровня овладения изобразительными средствами в рисунке и живописи начинающих художников;
г) активизации самостоятельной изобразительной и познавательной деятельности студентов (особенно на завершающем этапе пропедевтического курса при выполнении композиционных заданий, рефератов и методических разработок);
д) усвоению для последующей практической работы необходимых научных понятий из психологии восприятия, цветоведения, геометрии, перспективы, закономерностей реалистического изображения;
е) воспитанию с использованием богатого отечественного и зарубежного опыта на основе традиций реалистического искусства художника-педагога, способного не только обучать детей основам изобразительной грамоты, но и развивать их творческие способности;
ж) дать представление о характере и перспективе студенческой научной работы в области теории изображения и теории обучения основам изобразительного искусства.
Достижение поставленной цели и задач возможно при выделении в его содержании научно-обоснованных лекционных и практических (семинарских) занятий в двух семестрах первого курса.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ изображения и теории ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В соответствии с примерной, основной образовательной программой ВПО по направлению подготовки 050100 – ”ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ”, (приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337), утверждены основные требования к результатам освоения профиля “ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО”. Для получения диплома о высшем образовании и квалификации (степени) БАКАЛАВРА выпускник художественно-графического факультета должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщения, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
анализировать мировоззрение, социально и лично понимать значимые философские проблемы (ОК-2);
понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
использовать знания о современной естественнонаучной
картине мира в образовательной и профессиональной деятельности,
применять методы математической обработки информации, теоретического и
экспериментального исследования (ОК-4);
использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
логически верно излагать устную и письменную речь (ОК-6);
плодотворно взаимодействовать с коллегами, работать коллективе (ОК-7);
использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владееть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования
информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
(ОК-12);
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной
деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных
курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ГЖ-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ГК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ГК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские
программы для различных категорий населения, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий (ПК- 8);
способен профессионально -взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).
Для реализации себя, как высокопрофессиональной личности, выпускник ХГФ должен обладать следующими специальными
компетенциями (СК): .
- владеть теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1);
- быть готовым планировать, организовывать и осуществлять процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, дизайну (СК-2);
- владеть инструментарием, методами, приемами и практическими
навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
(по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-3);
- обладать навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (в т.ч. обнаженной натуры, фигуры в интерьере) (СК-4);
- обладать творческими способностями, готовностью реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-5).
МОДУЛЬ ОБУЧЕНИЯ I
Тема 1. Дидактические основы теории обучения изобразительной деятельности
Общую дидактику (от греч. получающий) традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогической науки, изучающей содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, как общую теорию и методику обучения. История, теория и методология дидактики художественного образования дается в монографии одного из ведущих ученых и художников-педагогов современности, академика С.П. Ломова [ ]. Основные положения этого труда используются нами в процессе обучения теории ИЗО.
Предметом дидактики выступает обучение – важнейшая составная часть воспитания и развития личности. Дидактические закономерности, категории и подходы – это всегда конкретизация более общих педагогических закономерностей и категорий, трактующих воспитание как процесс стимулирования и создания условий для реализации сущностных сил развития и становления личности человека.
Дидактика не только наука, имеющая свою категориальную структуру, логику, инструменты развития и практической деятельности, но и искусство, в котором громадную роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, педагогический талант, творчество.
Ключевым понятием российской и мировой педагогики служит воспитание, как более или менее жесткое, целенаправленное руководство развитием личности. В современной гуманистической педагогике под воспитанием понимается создание условий, стимулирование развития каждого ребенка и человека вообще, направленное на раскрытие и умножение его творческого потенциала, его адаптацию в обществе как свободной самостоятельной личности.
Художественное образование рассматривается как осуществляемый в специальных образовательных учреждениях процесс профессионального овладения изобразительной деятельностью, развития и становления творческой личности в контексте мировой и отечественной культуры. Обучение, самообразование и воспитательный процесс, осуществляемый во внеучебное время, выступают средствами и способами образования.
Дидактика изучает общие закономерности обучения, образования и развития личности в образовательном процессе. Она тесно связана с частными методиками обучения, к примеру изобразительными дисциплинами (рисунком, живописью, композицией), и дает исходные положения к их пониманию, их интеграции в едином образовательном процессе, но никоим образом их не подменяет. Теория обучения изобразительной деятельности всегда строится на конкретном материале и учитывает его специфику.
В данном разделе студенты изучают методические принципы, современные дидактические средства, (приложение 4-6) а также инновационные процессы обучения изобразительной деятельности (идеи и подходы). По завершению обучения они должны ответить на вопросы зачета и экзамена.
Контрольные вопросы
1. Сущностные характеристики и структура развивающего обучения изобразительной деятельности.
2. Основные закономерности и принципы обучения изобразительной деятельности (от теории к практике).
3. Содержание, формы и методы обучения изобразительной деятельности в художественном образовании и эстетическом воспитании. (История, принципы, критерии определения, содержания, основные документы, определяющие содержание образования).
4. Современные, интерактивные, педагогические технологии и формы организации обучения изобразительной деятельности.
Рекомендуемая литература *
Основная: 4, 5, 7, 26, 31, 34, 43, 45, 47.
Дополнительная: 57, 62, 80, 95, 98.
Тема 2. Реалистическое изобразительное искусство: