Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ошибки в рисунке и живописи начинающих художников




Проблема научно-обоснованной классификации ошибок (или, как их называют некоторые авторы, «учебных нарушений») в процессе изобразительной деятельности еще ждет своего разрешения, особенно в системе учебно-творческой работы студентов ХГФ от первого курса до выполнения дипломной работы. Различные её стороны уже нашли своё решение в исследованиях и учебно-методических работах отдельных авторов. На ошибки в рисунке и живописи, распространённые в учебных работах студентов художественно-графических факультетов, указывали многие ведущие художники-педагоги изобразительного искусства Г.В. Беда, В.С. Кузин А.Р. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.В. Триселев, Е.В. Шорохов и др.

На уровне преподавания рисования в общеобразовательной школе проанализировал ошибки школьников Е.С. Кондахчан в своей книге «Методика преподавания рисунка в средней школе». Изданное в начале 1950-х гг. исследование не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

Не преследуя задачи систематизации ошибок в учебном рисунке, автор анализирует лишь наиболее распространенные из них (ошибки в изображении простых предметов цилиндрической формы, нарушение симметричности форм предметов, ошибки при передаче величинных отношений). Особый интерес представляет его аргументированное изложение методов исправления ошибок, которые допускают учащиеся школы в процессе рисования. Е.С. Кондахчан отмечает, что «исправление ошибок должно ставить задачу сделать невозможным возникновение ошибок в будущем» [40, с. 191]. Автор пособия для школьных учителей высказывает очень интересные, но не всегда бесспорные мысли и предложения, направленные на устранение и предупреждение ошибок в рисунках учащихся.

Одна из опытных учителей рисования общеобразовательной школы Т.И. Кутепова считает, что такие распространенные ошибки, как неправильная компоновка изображения на листе, нарушение симметричности тел вращения, неправильное изображение предметов в перспективе, их взаимоположение на плоскости, неумение изображать тела под различным углом зрения и другие элементарные ошибки в рисовании можно предупредить и устранить лишь в результате подробного предварительного изучения предмета изображения, сознательного освоения строения формы, её пропорций и перспективных изменений. Большое значение при этом автор пособия уделяет развитию способности учащихся самостоятельно находить ошибки в своих работах на основе наблюдения и сравнения рисунка и натуры [46, с. 35].

Анализу разнообразных ошибок в рисунках учащихся средних художественных школ и абитуриентов художественных институтов посвящены статьи художников-педагогов Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина Л.В. Худякова, М.Н. Алексича, опубликованные в 70-х гг.  XX в.

В статье профессора Л.В. Худякова анализируется состояние рисунка в средней художественной школе, отмечаются ошибки как исполнительского (неумение передавать объем средствами линии, светотени и тона; ошибки в передаче пропорциональных отношений величин, тона, так и методического плана (нарушение последовательности изображения головы, фигуры человека; непонимание различий в учебных задачах тонального и светотеневого рисунка). Подчеркивается значение формирования целостного видения, которое устраняет характерную ошибку начинающих – дробность изображения сложной формы, особенно в тональном рисунке. Придавая большое значение проблеме предупреждения ошибок в рисунках учащихся, автор статьи указывает, что основная задача рисующего: «не техническое срисовывание линий и пятен, а на основе понимания строения формы сознательное построение её в воображаемом пространстве… средствами светотени и тона» [78, с. 19].

Профессор М.Н. Алексич приводит наиболее характерные ошибки в рисунке абитуриентов художественного института им. И.Е. Репина. Несформированность цельного, активного восприятия формы; рассматривание натуры по частям, невнимание к одному из главных принципов в изобразительном искусстве – умению связывать целое путем постоянного соизмерения частей с целым и частей друг с другом [6, с. 6]. Всё это в итоге приводит к грубым ошибкам в передаче пропорций.

Останавливаясь на анализе типичных недостатков в            рисунке головы, М.Н. Алексич отмечает, что у начинающих «…выработалась привычка к тому, чтобы сосредотачивать свой интерес только на функционально выразительных деталях лица, которые неопытному рисовальщику единственно важны для портретной характеристики. Он не может оторваться от них, постоянно перерисовывает и, подрисовывая к ним соседние куски, так и не доходит до границ общей формы головы. Проблема цельности большой формы в её выраженной характерности не находится в поле зрения ученика» [6, с. 6].

Особо выделяя ошибки на уровне восприятия, он подчеркнул, что зрительное восприятие должно быть переведено на более высокую ступень отражения видимого явления. Рисующему следует осознать это зрительное впечатление и претворить его в осознанное представление для целей изображения. Без этого не может быть никакой художественной концепции, а она нужна уже с начальных ступеней серьезной профессиональной школы рисунка [6, с. 7] (выделено нами. – В.Д.).

 В последние годы вопросы предупреждения ошибок в учебном рисунке и живописи начинающих художников привлекли внимание молодых исследователей. В диссертации Ю.И. Найда проанализированы типичные ошибки студентов младших курсов ХГФ в использовании изобразительных материалов и формировании навыков практического использования изобразительных средств рисунка (линия, штрих, тушевка). Автор работы не только выясняет причины этих ошибок, но также показывает пути устранения их через целенаправленное, последовательное изучение техники рисунка, при условии рационального использования наглядно-теоретической информации, эффективных форм и методов обучения [53, с. 16].

Определенным вкладом в решение данной проблемы является научное исследование А.В.Свешникова. Проведенные им психолого-педагогические эксперименты дали ему основание сделать вывод о том, что все учебные нарушения в рисунке находятся в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности учащихся [71]. С этими выводами нельзя не согласиться. Но вместе с тем появление ошибок в рисунке, по нашему мнению, зависит не столько от личностных качеств учащегося, сколько от несформированности профессионального видения натуры, незнания вопросов теории и отсутствия опыта изобразительной деятельности.

Опытный художник-педагог П.Я. Павлинов, выступавший за массовое художественное образования народа, еще в 1930-х гг. определил плодотворное направление, по которому следует изучать данную проблему. Исходя из сложной структуры процесса рисования, он выделил три возможные формы ошибок:

– образования представления;

– образования изображения этого представления;

– техническое овладение средствами изображения.

Он отметил, что «…учет этих трех моментов и определяет нам методический путь, стремящийся к организации и введению процесса создания рисунка в правильное русло» [57, с. 12].

Поскольку процесс изображения натуры начинается с её восприятия и создания на его основе представлений, то будет вполне обоснованным к первой группе отнести ошибки восприятия и представлений, основными из которых являются:

1)   константное восприятие формы, пропорций, светлотных и цветовых характеристик натуры;

2)  неумение выделить в предмете изображения его основу, конструктивную взаимосвязь частей целого;

3) поочередное рассматривание, скрупулезная фиксация деталей, отсутствие цельного восприятия предмета изображения.

Обыденное, непрофессиональное восприятие натуры начинающими и созданные на его основе неверные представления образа натуры порождают различные ошибки в рисунке и живописи.

Материалы анкетирования, бесед, наблюдения за ходом выполнения работ, а также анализ результатов изобразительной деятельности (более 3 тыс. рисунков) студентов младших курсов ХГФ позволяют нам выделить следующие группы ошибок процесса рисования.

1. Композиционные ошибки в рисунке обнаруживаются в неумении:

а) верно соотнести изображение натуры с изобразительной плоскостью (рисунок мал или велик – «вываливается» из плоскости листа);

б) наметить и организовать композиционный центр изображения;

в) организовать в рисунке изображение предметов по тональным массам, ритму, контрастам.

2. Перспективные ошибки в изображении предметов различной формы. В изображении предметов прямоугольной формы они проявляются как:

а) отсутствие перспективного сокращения одинаковых по размеру, но отстоящих друг от друга ребер;

б) неумение определить точки схода на линии горизонта для предметов, лежащих под различным углом зрения, и передать это в изображении;

в) изображение основания и видимой верхней части предмета одинаково, без учета перспективного изменения;

г) неумение соотнести основания («следки») предметов изображения относительно горизонтали и вертикали.

В изображении предметов, в основе которых лежат тела вращения, можно найти следующие ошибки:

а) большая ось круга в перспективе определяется не на перпендикуляре к центральной оси предмета, как это должно быть;

б) дальняя половина круга в перспективе изображается одинаковой по отношению к ближней половине;

в) нижнее и верхнее основания предметов даются в одинаковом сокращении;

г) неверно изображаются линии соединения цилиндра с шаровидной или конусовидной формами.

В рисовании головы человека наиболее распространёнными перспективными ошибками являются:

а) неумение определять в натуре и намечать в рисунке направление линии глаз относительно линии горизонта, что задает неверный ракурс изображению;

б) отсутствие перспективного сокращения линий глаз, носа, подбородка относительно воображаемой линии горизонта.

3. Ошибки конструктивного обоснования и построения объемной формы на изобразительной плоскости зачастую обусловлены перспективными ошибками и проявляются в двух крайних формах:

а) излишнее увлечение тоном, изучение мельчайших деталей без четко выявленной большой формы;

б) контурное рисование без анализа объемных характеристик натуры, приводящее к излишней схематичности, упрощенности.

4. Ошибки в передаче пропорциональных соотношений предметов или частей объекта изображения происходят от неумения сравнивать натуру, от последовательного пририсовывания одного предмета к другому, что так характерно для начинающих.

5. Дробность, несогласованность частей целого, т.е. скрупулезная тональная проработка всех без исключения деталей в ущерб передаче большой формы. Начинающий рисовальщик считает, что именно на этом основано правдивое изображение натуры, и старательно перерисовывает морщинки, завитки волос гипсовой головы, не замечая как вся она «разваливается» даже при правильной передаче пропорций.

6. Ошибки технического овладения материалами и средствами изображения в рисунке свойственны практически всем студентам младших курсов ХГФ педвузов. Происходят они в основном от незнания изобразительных возможностей красящих материалов, технологии и методики их применения, а также отсутствия опыта изобразительной деятельности. К этой группе ошибок в рисунке можно отнести:

а) использование штриховки не по форме;

б) отсутствие необходимых акцентов, подчеркивающих форму, особенно в линейном или светотеневом, конструктивном рисунке;

в) перегруженность изобразительной плоскости красящим материалом;

г) отсутствие определенности в тональных отношениях, приводящее к «серости», «замученности» работы;

д) использование в линейном рисунке одинаково активной «проволочной» линии, что не способствует передаче объема и глубины в рисунке;

е) необоснованность выбора изобразительных материалов для решения учебной задачи.

В процессе изучения основ живописной грамоты студенты допускают различные ошибки, которые, как и в рисунке, можно подразделить на ошибки процесса живописного изображения натуры, ошибки представления и ошибки технического овладения средствами живописи. Поскольку первокурсники ХГФ работают акварельными красками, то и для классификации ошибок в живописи мы изучали живописные этюды и длительные работы. Все это позволило наметить группу ошибок в живописи. Выделим наиболее распространенные:

1. «Раскрашивание» этюда цветом окраски предметов без выявления цвета, обусловленного освещением, его светосилой, расстоянием до предмета изображения и контрастным взаимодействием и т.д. В этом случае обучаемый ещё не умеет выявлять и отображать такое свойство цвета, как насыщенность, не видит взаимовлияния цвета предметов изображения, не может передавать их рефлексную взаимосвязь.

Эта ошибка имеет, по крайней мере, две интерпретации. В одном случае получается «гризайльная» живопись, т.е. передача светлотных характеристик натуры предметным цветом.

Во втором – декоративно-плоскостной подход в живописи приводит начинающих к формальной, а не реалистической трактовке изображаемой натуры.

2. Дробность, скрупулезная выписанность всех предметов, составляющих натюрморт, отсутствие цельности в изображении натуры.

3. Неуравновешенность, несогласованность больших цветовых пятен в этюде, что особенно отмечается в самостоятельных домашних этюдах, когда натюрморты составляются самими учащимися.

4. Отсутствие должной взаимосвязи теплых и холодных оттенков цвета при изображении натуры. Особенно наглядно эта ошибка проявляется в живописи при дневном освещении в мастерской или на пленэре.

5. Неумение передавать в изображении общее цветовое и тоновое состояние происходит от несформированности колористического видения натуры, недостаточной изученности тональных отношений в натуре начинающими художниками.

Это приводит в первом случае к пестроте цвета, а во втором – к черноте, перегруженности тоном, к потере необходимой цветовой насыщенности в изображении.

Большинство из названных ошибок в качестве основной причины имеют незнание основных положений теории живописи и неумение использовать различные приемы работы акварельными красками. В свою очередь, незнание методов работы акварелью, технологии акварельной живописи приводят к следующим ошибкам технического овладения средствами живописного изображения:

а) излишняя перегруженность бумаги красочным слоем, что делает акварельную живопись «глухой», непрозрачной;

б) использование технических приемов акварельной живописи (вливание цвета в цвет, многослойная живопись и т.д.), не соответствующих учебной задаче.

Необходимость подобной систематизации ошибок начального периода учебного рисования и живописи очевидна. Знание их как педагогами, так и учащимися позволяет предупредить эти разнообразные отклонения в процессе восприятия и в изобразительной деятельности.

Мы намеренно не детализируем выделенные ошибки, поскольку проявления их многообразны, что может составить предмет специального научного исследования. Отметим лишь, что практически у каждой из выделенных ошибок есть несколько практических интерпретаций. Например, под «неумением использовать изобразительные средства рисунка» имеются в виду: использование штриховки не по форме; увлечение тушевкой, без активного изучения объемных характеристик натуры. Такие характеристики, как «рыхлость», «жесткость» формы и другие ошибки также определяются данной формулировкой. К этому следует добавить ту терминологическую неопределенность, которая существует в учебно-методической литературе по указанной проблеме.

При характеристике отдельных ошибок начального периода обучения основам изобразительной грамоты мы уже частично указывали причины их возникновения. У каждой группы ошибок есть также свои причины.

К основным причинам ошибок восприятия следует отнести:

а) отсутствие специальной постановки восприятия учащихся на целостность при одновременном сравнении пропорций, светлотных или цвето-тоновых характеристик натуры и изображения;

б) слабый уровень абстрагирования, обобщения объектов изображения, приведения их к простым геометрическим конструктивным объемам или цветовым пятнам в начальной стадии рисования или живописи.

Ошибки, допускаемые обучаемыми в процессе изображения натуры, происходят, в первую очередь, от несформированности специального видения, которое объективно ведет к неверному отображению натуры. Кроме этого, разнообразные ошибки в процессе изобразительной деятельности являются следствием низкого начального уровня специальной подготовки: отсутствия элементарных знаний теории изобразительной грамоты; несформированности необходимой установки у начинающих художников; неумения передавать пропорциональное соответствие величинных и цвето-тоновых отношений натуры и изображения.

Причину ошибок технического овладения средствами изображения мы видим не только в неразвитости необходимых изобразительных навыков, но и в отсутствии достаточной теоретической подготовки по технике, технологии и методике использования изобразительных материалов начинающими художниками.

Обобщение опыта обучения основам изобразительной деятельности на первых курсах ХГФ позволяет наметить пути предупреждения ошибок, стоящих иногда непреодолимым препятствием  для начинающих  художников.

1. Первоочередное изучение терминологии и основополагающих закономерностей реалистического изображения в виде обзорных лекций, вводных бесед или теоретических установок позволит обеспечить обратную связь учащийся – педагог и будет способствовать предупреждению элементарных ошибок.

2. Педагогу, работающему с начинающими художниками, необходимо иметь для каждого нового задания, наряду с образцами лучших работ, рисунки или этюды с ярко выраженными ошибками. Эти работы демонстрируются в период вступительной беседы перед практическими занятиями.

3. Просмотр и оценивание работ студентов необходимо проводить в присутствии всей учебной группы, с обязательным указанием ошибок, причин их появления и приемов устранения.

Предложенная классификация – первая попытка изучения данного вопроса, поэтому она не лишена недостатков. Последующая работа над данной проблемой позволит не только упорядочить и четче определить понятийный аппарат, терминологию, но и более плодотворно использовать полученные результаты в процессе начального обучения изобразительной деятельности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1111 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2477 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.