Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методика воспитания нормального произношения. 143




Таким образом, рекомендуется для коррекции снача­ла брать более простые и, следовательно, легкие по арти­куляции звуки и в то же время артикуляторно возможно менее сходные. В силу необычайной динамичности и бо­гатства нервных связей в мозгу человека и связанности мозговых функций наблюдаются нередко случаи, когда в основном сходные, функционально связанные артикуля­ции, взаимодействуя, помогают друг другу, например, звук к сравнительно легко получить от звука т, изменив лишь место смычки языка с нёбом; ш можно получить из р, механически затормозив вибрацию и округленно выпя­тив губы (Ф.Ф. Pay). В этом случае сходство не мешает, а помогает, что правильно объясняется индивидуальными особенностями организации высшей нервной деятельнос­ти у данного ребенка.

Вначале занятия в основном ведутся одновременно и на кожно-мышечном и (преимущественно) на зрительном ана­лизаторе, с использованием добавочного зрительного раздра­жителя — контролера и тормоза — зеркала, содействующе­го лучшей дифференциации движений.

Для восприятия движений органов произношения путем кинестетического ощущения ученик касается кончиками паль­цев — наиболее чувствительной частью «познающей» руки — областей подъязычной кости и дна ротовой полости логопеда. Для самоконтроля ученик также ощупывает себя. Однако у слышащих этот прием играет лишь вспомогательную роль, и пользоваться им как ведущим методом нельзя, так как он не дает значительных результатов.

Как установлено в последнее время, роль осязательных ощущений значительно уступает в познавательном процес­се роли зрительно-мышечных ощущений...

<...> Часто ребенок не отличает по слуху неправильного произнесения от нормального и, получив приказ произвес­ти звук, даже по подражанию произносит его неверно и не слышит своей ошибки. Если же он и слышит ее, то слышит Уже сделанную ошибку (слуховой контроль запаздывает), а не предупреждает ее. Вот почему в период воспитания но­вых звуков нельзя базироваться только на недостаточно на­дежном слухе. Лишь после укрепления данной артикуляции в Работу включается и активный слух: ученику предлагается


144


М. Е. Хватцев


внимательно прислушиваться к произносимому руководи­телем звуку-образцу и воспроизводить его, не глядя в зер­кало. Затем звук произносится самостоятельно с включе­нием в речь. <...>

Зрение является одним из важнейших естественных при­вычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие ана-томофизиологической связанности зрительных систем моз­га со слуходвигательными оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кож-но-мышечного чувства в артикуляторных аппаратах. Зри­тельный контроль не только уточняет, но и усиливает дви­жение. Особенно полезно производить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом.

Зрительная гимнастика является общепризнанным мето­дом воспитания не только артикул яторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений. Полезно также в про­цессе коррекции отдельных звуков показывать детям соот­ветствующие рисунки, схемы и муляжи артикуляции, еще лучше кинофильм. Помимо действия добавочного зритель­ного раздражителя, такой показ усиливает осмысление дан­ной артикуляции и оживляет занятие.

При коррекции согласных звуков, особенно мгновенных, рекомендуется начинать с шепотного произнесения, соче­тая их с гласным о. В этом случае лучше и правильнее вы­является звучание согласных и виднее сама артикуляция их. Из парных согласных сначала воспитываются глухие, как легче произносимые. Фрикативные согласные снача­ла включаются в открытые слоги (са, ша), а мгновенные и аффрикаты — в закрытые (an, ак, ач, ац), так как в этом положении они артикулируются более энергично и более четко.

При наличии искаженного звука важно, чтобы до получе­ния точной артикуляции воспитываемого звука проделыва­емая учеником работа носила в его глазах исключительно характер зрительно контролируемого целенаправленного механического упражнения, а не произнесения данного зву­ка как звука нашей речи, так как порочный слуходвигатель-ный стереотип старого звука будет подавлять вновь воспи­тываемый. Только после укрепления новых движений произносится данный звук как фонема.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.