Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гимнастике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку.
Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п.
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, при анартрии, при открытой гнусавости).
а) Упражнения мышц плечевого п о я с а. (Стоя или сидя).
1) Поднимать плечи. 2) Опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.
3) Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и^ выдох ртом. При 1—3-м упражнениях руки вначале на бедрах, а затем опущены.
4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При под
нимании — вдох носом, при опускании — выдох ртом.
5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение,
плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки —
вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.
б) Упражнения мышц ш е и. (Стоя или сидя).
1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом.
2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть
назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).
3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох
ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
4) Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.
Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
в) Гимнастика мышц зева и глотки.
Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные движения (см. упражнения мышц мягкого нёба).
Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего действия. Они подготавливают лучшие анатомофизиологические условия Для последующих речевых движений и применяются перед специальными или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гимнастика собственно артикуляторных движений.
Гимнастика ж е вате л ьно - арти кул яторн ы х мышц.
1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закры
вание рта свободное и с сопротивлением рук; последнее производится
аналогично упражнению шеи).
2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти впе-
РеД со счетом 3:
а) без нажимания на нижнюю челюсть языком;
6) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти
пРи движении вперед.
При движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох еРез рот с произнесением в конечном моменте звука с или з.
3) Оттягивание челюсти назад, счет 3:
а) язык пассивен,
136
М. В. Хватцев
б) язык с силой оттягивается назад.
При оттягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положение — выдох через рот с произнесением имеющихся звуков р, л, тп, д.
4) Выдвигание челюсти вперед с по
следующим оттягиванием ее назад. За
кусив кончик карандаша, поднимать
его к носу и опускать вниз.
5) Движение челюсти вправо, дыха
ние через нос:
а) язык пассивен,
6) язык с силой упирается в че
люсть, помогая движению.
б) Движение челюсти влево произ
водится так же, как и вправо.
7) Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим:
а) язык пассивен,
б) язык подталкивает нижнюю че
люсть.
Схема динамики мышц шеи |
Упражнения 5, 6, 7-е обязательны лишь при косом прикусе и тугоподвиж-ности челюстного состава, что чаще всего наблюдается при челюстно-лице-вых ранениях.
По мере овладения движением одновременно производится упорядоченное дыхание: при раскрытом рте — вдох через рот и выдох через нос, при закрытом — через нос.
Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) № 1 —6 применяются только при парезах мышц лица, при «маскообразном» лице.
1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрыти
ем рта.
2) Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза ши
роко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины; при опус
кании — глаза почти закрываются и над переносицей образуются верти
кальные и поперечные морщинки.
3) Одновременно закрывание и открывание обоих глаз.
4) Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо
глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше
не закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то
время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря свя
зи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на
другой глаз, и он начинает закрываться.
5) Одновременное, затем попеременное прищуривание.
6) Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем пооче
редно левого и правого (следить за активностью нижних век).