Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методика воспитания нормального произношения. 145




Если одного зрения и кинестетического ощущения посред­ством руки оказывается недостаточно, чтобы воспитать нуж­ное положение или движение языка, то прибегают к насиль­ственному приданию языку, губам или челюсти заданного движения при помощи пальцев, шпателя или соответствую­щих зондов. В результате много раз повторяющегося пассив­ного движения артикулирующего органа в конце концов че­рез сознательную коррективную работу самого ученика по методу условных рефлексов вырабатываются точные артику­ляции.

Дети ощущают кинестетическим чувством положение языка при артикуляции и звукопроизношении; эту чувстви­тельность и надо использовать для придания языку опреде­ленного положения. Особенно эффективен этот прием в тех случаях, когда тактильная чувствительность языка мало развита или же расстроена.

Усвоенные новые изолированные звуки включаются в раз­нообразные звукосочетания — сначала в слоги, затем в слова и фразы (благодарным материалом здесь являются послови­цы, поговорки и скороговорки). В этой стадии работы слух уже выступает как основной рецептор и контролер. Вначале полезно новые звуки включать в звукосочетания, непривыч­ные для ученика, избегая тех из них, в которых данные зву­ки произносились им неправильно в течение ряда лет. В этом смысле полезны слогоподобные сочетания бра, дра и т. п. и новые слова: этим смягчается уже отмеченная борьба старых (неправильных) установок с новыми.

С первых занятий по воспитанию фонематического слуха и правильной артикуляции звуки связываются с письмом (имеются в виду дошкольники старшей группы и школьни­ки). Вначале после вычленения звука из устного слова после­днее записывается логопедом на классной доске с выделени­ем изучаемого звука голосом, а буквы — цветом, размером или подчеркиванием. Ученик молча списывает таким же об­разом.

С момента овладения новым звуком, хотя бы и не вполне совершенным, ученик под диктовку записывает этот звук или соответствующее слово на классной доске и в тетради. Ис­пользуются буквы разрезной азбуки. Звук и буква (вернее — Фонема и графема) образуют взаимодействующее единство:


146


М. Е. Хватцев


стабильное начертание буквы закрепляет звук в определен­ном произношении, преодолевая тем самым его динамич­ность, неустойчивость, а звук насыщает графический знак речевым содержанием и связывает с собою этот знак. После­дним предупреждаются ошибки в письме (пишут, как гово­рят). Вместе с тем артикуляция улучшает само письмо.

Само артикулирование или произнесение, хотя бы и несо­вершенное, как показал опыт логопедической работы с ране­ными в челюстно-лицевые области, содействует анатомичес­кому и функциональному восстановлению мышц и нервов речевых органов.

После достаточного упражнения на указанном материа­ле переходят к связному чтению, рассказу, заучиванию наи­зусть и декламации, чем и заканчивается логопедический курс. Конечная цель всей предыдущей работы — автомати­зация вновь усвоенного звукопроизношения. При закрепле­нии нормального произношения надо учитывать, что все исправленные звуки создаются за счет угасания старых, ко­торое в силу привычки к ним идет медленно; старое являет­ся тормозом нового. Вот почему постоянное и настойчивое требование правильного звукопроизношения и правильная речь окружающих являются необходимыми условиями зак­репления достигнутого успеха.

Воспитание всякого нового звука или коррекция его ве­дется по следующей схеме:

1. Развитие слухоречевого внимания, слухо- и зритель­
но-речевых дифференцировок, звукового анализа, фонема­
тического слуха.

2. Гимнастика органов произношения.

3. Артикуляция без произнесения звука.

4. Произнесение с записью произнесенного и чтением.
Упражнения проводятся в следующем порядке:

1) отдельные звуки (из двух парных звуков всегда надо
начинать с твердого глухого, но р начинают с мягкого).
Широкое использование звукоподобий: eee — вой ветра,
шшш — шипение на плите, ррр — рычание собаки и т. п.;

2) слоги прямые (открытые) — для фрикативных соглас­
ных, для взрывных — обратные (закрытые) и звукосочета­
ния (согласный между гласными — сначала одинаковыми,
затем различными). Прямой слог легче усваивается ребен-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.