Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113




время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе при­меняют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вна­чале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключе­ние со звонкими целевыми фонемами з, ж, в.

Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкульту­рой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь пра­вильного соотношения вдоха и выдоха. При этом использу­ют упражнения с произвольным замедлением частоты ды­хания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также сни­жает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц.

При проведении дыхательной гимнастики основное вни­мание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения боль­ные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффек­тивность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способ­ствует уменьшению общего напряжения, позволяет добить­ся плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии.

Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произно­сить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном вы­полнении упражнения зеркало запотевает.

О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к ди­намичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активно­сти. Задача динамической гимнастики — послужить коор­динирующим фактором дыхания и фонации. В процес­се восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, что основная задача этих занятий — снять напряжение мышц


114


И. И. Ермакова


гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражне­ния, косвенно влияющие на расслабление мышц голосово­го аппарата:

1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас­
слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно
расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на
четыре, шесть и восемь — выдох;

4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому
плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле­
чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас­
слабить мышцы шеи;

5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох —
наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про­
износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у.

Положительное влияние на речь оказывает также совер­шенствование общей моторики и координации. Можно при­менить упражнения на координацию движений для заикаю­щихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней.

К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго ин­дивидуально. С больными первой и второй групп занятия на­чинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утри­рованно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вна­чале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д.

Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произ­несение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально под­бирают материал, включающий из согласных фонем только


ф онопедическая терапия при функциональных дисфониях_________ 115

соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глу­хие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный.

Больные третьей группы начинают с отработки беззвуч­ной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем ше­потной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фоне­мы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

О.С. Орлова указывает также на эффективность жеватель­ных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные дви­жения, больные произносят слоги хммахнна, хммохнно, хммухнну, хммэхннэ, хммихнни.

Эти упражнения позволяют снять напряжение с артику­ляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от заня­тий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля.

Материал усложняют от слога к слову так же, как в пер­вой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают однослож­ные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением внача­ле на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней.

Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. При­меняют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением.


116


И. И. Ермакова


Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулатор­ных и стационарных условиях, она рекомендована к внедре­нию в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В резуль­тате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у боль­ных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавоч­ные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсив­ность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нор­мализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 157—165.


Л.И. Вансовская

Воспитание голосовой функции

<...> Воспитание голоса — это работа, которая обеспечи­вает возможность наилучшего использования голоса при ми­нимальной утомляемости голосовых складок. Работа по раз­витию голоса — трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная и тонкая. Чтобы не принести вреда, необходим контроль спе­циалиста по постановке голоса. Важен тесный контакт с фо-ниатром (оторинолорингологом). Общие и трафаретные ре­комендации здесь не уместны. К.С. Станиславский говорит актерам, а это в полной мере можно адресовать и педагогам: «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и ди­апазону. Даже хороший от природы голос следует разви­вать не только для пения, но и для речи». При выработке навыков управления голосом привлекаются и активизиру­ются разные нервно-мышечные механизмы: слуховой, мы­шечный, голосовой (двигательный), проприоцептивный, зрительный, тактильный, кинестетический и общедвига­тельный.

На первых же занятиях выявляются недостатки голоса: высокое положение, чрезмерный зажим гортани, перенап­ряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого нёба, горловое, носовое звучание, крикливый, рез­кий или неустойчивый с провалами либо с затуханием го­лос. Типичной манерой разговора является высокое голосо-извлечение, использование высокого регистра, твердая атака либо вялость голоса, приводящие к быстрому утом­лению нервно-мышечного аппарата речи, а также глухость и монотонность — тембральная бедность голоса. Все инди­видуальные особенности и погрешности речевого звучания просто невозможно перечислить.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «ос­новное положение». Оно складывается из нескольких после­довательных действий: 1) снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц и гортани (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), 2) расслабления


118


Л. И. Вансовская


нижней челюсти и спинки языка, приемов активизации мягкого нёба («позевок»), а также 3) легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Основное положение со­действует естественному и облегченному фонированию. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуаль­ный естественный голос, который возникает легко и сво­бодно.

Этапы тренинга.

1. Отработка навыка направленности, адресации и со­
бранности звучания.

2. Снятие сдавленности голоса путем расслабления мышц
шеи, гортани, плеч.

3. Достижение баланса мышечного тонуса и адекватной
работы нёбно-глоточного затвора; снятие зажатости нижней
челюсти — помехи свободному голосотечению.

4. Отработка ровности, устойчивости, звонкости, гибкос­
ти голоса стимуляцией слухового, тактильно-вибрационно­
го и мышечного контроля.

5. Выработка навыка уверенного, как доказательство, зву­
чания голоса при всякой высоте, силе и длительности.

6. Выработка выносливости и выдерживания голосовой
нагрузки без потери качества звучания; умения снижать
эмоциональное напряжение в тревожных ситуациях.

7. Применение различных тактик охраны голоса с целью
предотвращения патологических изменений голосового
тракта.

Примечание: каждое последующее упражнение начина­ют с расслабления (релаксации) мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка; дыхательной гимнастики, т. е. на выдохе произносят поочередно звуки ф, пф при со­бранности губ; с укрепления фонации во время настройки голоса.

Упражнение 1. А. Дыхание. Укрепление фонации начи­нается со звуков м, в или звукосочетания типа угу с закры­тым ртом, с нахождения наиболее удобной середины зву­чания и передней позиции звука. Вначале звучание осуществляется в виде коротких бросков (м, в, угу), а за­тем оно удлиняется: м, в, угууу, далее используются звуки ж, з, л, и, р, также произносимые длительно, устойчиво и свободно. Одновременно обращается внимание на устране-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2338 - | 2047 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.