подход к выбору фонопедических приемов и упражнений. Методику лечения необходимо подбирать строго дифференцированно для каждого конкретного больного. Однако, учитывая специфику заболевания, не рекомендуется заставлять больных многократно повторять различные фонопедические упражнения, а нужно выбрать минимальное их количество, стремясь как можно быстрее убедить больного в том, что он может говорить голосом в быту и должен перейти на такое общение.
Многолетние катамнестические наблюдения позволяют сделать вывод об эффективности комплексного медикаментозного, психотерапевтического и фонопедического лечения данных больных.
Коррекция голоса при спастической дисфонии. Спастическая дисфония — тяжелое нарушение голоса, проявляющееся в прерывистости и сдавленности звучания.
Клиническая картина спастической дисфонии была описана довольно давно, однако до настоящего времени нет единого мнения о достаточно эффективном методе лечения этого тяжелого заболевания. Наиболее подробно комплексная система восстановительного лечения спастической дисфонии, разработанная и применяемая в Московском научно-исследовательском институте уха, горла и носа МЗ РСФСР, описана в работах под руководством Ю.С. Василенко (1980, 1984). По мнению авторов, спастическая дисфония является функциональным нарушением, обусловленным дискоорди-нацией динамического процесса фонации. Ее чаще всего наблюдали у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму (смерть близких, автомобильную катастрофу) или длительно находившихся в психотравмирую-Щей ситуации (конфликт в семье, на работе).
Больные со спастической дисфонией говорят монотонным, сдавленным, прерывающимся во время фонации голосом, сила которого непостоянна: она изменяется при произнесении даже одной фразы от шепота до громкого нормального звучания. При этом фонаторные рефлексы — плач, смех, кашель — не нарушены. Отмечается выраженное сопутствующее напряжение мышц живота, шеи, иногда лица. Часто больные говорят на задержанном вдохе или пытаются фонировать на вдохе высоким фальцетным голосом, т. е. наблюдается полная дискоординация дыхания и фонации.
110
И. И. Ермакова
Логопедическое обследование, проведенное О.С. Орловой, позволило выявить у больных вялость артикуляционной моторики, плохую переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, повышенную двигательную утомляемость. У них отмечены нарушения и в общей двигательной сфере: движения неловкие, плохо координированные, общая вялость часто сменяется напряженностью, затруднено удержание двигательной программы и отмечается инертность двигательных актов.
О.С. Орлова выделила три группы больных в зависимости от выраженности спазмов, наличия голосового тремора, изменения тембра звучания за счет дополнительных призвуков, изменения тональности. При этом особое внимание уделялось характеру голосовой атаки, напряженности наружных шейных мышц, состоянию артикуляционной и общей моторики, наличию синкенезий:
первая группа — I уровень нарушения: незначительные изменения голоса;
вторая группа — II уровень нарушения: умеренные изменения голоса;
третья группа — III уровень нарушения: тяжелые изменения голоса.
У больных первой группы голос слегка охриплый, при фонации наблюдаются единичные кратковременные спазмы. Показатели функционального состояния гортани — время максимальной фонации, скорость спада уровня звукового давления, интенсивность — приближаются к норме. Слоговая разборчивость речи высокая — 58—72%.
Голос больных второй группы низкий, грубый, напряженный, с ярко выраженными добавочными шумовыми призвуками. Голос в потоке речи постоянно меняется — от твердого голосового начала к придыханию, нормальному звучанию и вновь патологическому. Иногда отмечается диплофония. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры.
Наиболее тяжело и стабильно все описанные выше симптомы проявляются у больных третьей группы. Общение таких больных с окружающими крайне затруднено из-за спазмов, постоянно прерывающих напряженный, сдавленный,