Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью 43




2. Более эффективным и более коротким в отношении
сроков оказалось обучение таких больных, которые при­
ступили к нему вскоре после операции и курса рентгено­
терапии.

3. Учитывая, что методика вдувания воздуха через носо-
пищеводную трубку травмирует психику больного и далеко
не всегда сопровождается положительными результатами,
ее можно применять только в исключительных случаях.

Очерки по патологии речи и голоса /'Под ред. С.С. Ля­пидевского. — М., 1960. — Вып. 1. — С. 141—147.


О.В. Правдина

Патология голоса

Профилактика голосовых расстройств

Анализ закономерностей развития голоса, а также при­чин его нарушения приводит к признанию очень важного значения профилактических мероприятий для предупреж­дения расстройств голоса. Профилактика должна начинать­ся с раннего детства, причем особое значение она приобрета­ет в переломные моменты развития голоса.

Профилактика должна включать следующие разделы: а) собственно профилактика; б) воспитание здорового голоса; в) постоянная тренировка его.

Собственно профилактика заключается в соблюдении об­щегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппарата: в разгоряченном состоя­нии не пить холодной воды, не купаться и не петь, особенно на морозе.

К срывам голоса приводит резкое, напряженное, крикли­вое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Нельзя пользоваться как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием подражания кому-либо или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка. Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларинги­та или переутомления голоса, так как перенапряжение голо­совых связок в это время может повести к серьезным хрони­ческим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание не­организованным, прерывистым, что мешает правильному го-лосообразованию.

В период созревания подростки до установки голоса долж­ны совсем прекратить занятия пением. Наблюдения показы­вают, что период мутации, ломка голоса, происходит естествен­но, постепенно и незаметно, если до этого дети пользовались и


45
Пато логия голоса____________________________________ __/ -----------

,                    & голоса-

в речи, и в пении естественными, не форсированным*^

ми; в противном случае смена голоса носит неспок'1' иногда и бурный характер. Есть данные, что крикли?  ' лишне громкое пение, допущенное в детском возраст*'' нередко причиной преждевременной смены голоса.

Девочкам не рекомендуется петь во время менстрУ
периодов.                                                                            все

Развитие красивого звучного голоса зависит прс'^А

Развитие красивого звучного голоса зависит р

,,11зноше-го от правильного речевого дыхания и чистого npi'*

ния; только после их воспитания можно приступи1^ ственно голосовым упражнениям.

К.Ф. Сарычев (1954) указывает, что «недостато" сать и объяснить целый ряд положений в области I' ки голоса, необходимо проверить правильность Bbiii"

йг, 1ВЭ.6Т ДО"

этих установок, так как слух учащихся не всегда or* статочно развит, а ошибки внедряются с такой же'    ^

той, как и правильные навыки».

tQ следу-При выработке правильного речевого дыхания у

ет добиваться какого-либо одного типа дыхания; (1Р тительнее смешанный тип дыхания — диафрагм*» берный.

Вдох должен происходить через рот (может п?

о         \                                                      —«^еН ОЫТЬ

няться и носовой вдох), во всех случаях он доля*
бесшумным. Количество воздуха, забираемое пр                '

не должно быть чрезмерным, чтобы не перепол^ кие (около 500 см3). Выдох должен быть задер?^ ыоаба! медленным и плавным. Длительность его должна тываться постепенно, сначала на произнесения от^ глухих щелевых звуков ф, с, ш, х, затем шепото1^

тт                                                                                                                        t                                            ,1руКаМИ.

носимых слогов, слов и коротких фраз с этими.'

В

                                                                                                                   f[*6 ЛЬЫЫХ

конце выдоха происходит расслабление дыха

мышц и следует новый вдох. Во время небольших,

ки обусловленных пауз можно производить добор МЬ1ШП

(2 3 см3) без полного расслабления дыхательны^             "

После коротких дыхательных упражнений следуй

нить их со звуком.                                                              ш и

Дозированные и правильно организованные Р* певческие упражнения являются самой лучшей г** к°й для дыхания, поэтому многие авторы совсем не V ДУют проводить специальные дыхательные упраж^ НИЯ-


46


О. В. Правдина


Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связа­на с ощущением полузевка.

Работа над артикуляцией широко применяется в логопе­дической практике как со взрослыми, так и с детьми. Она носит название артикуляционной гимнастики и продолжа­ется в работе над звуком. Необходимо помнить, что в дан­ном случае следует укрепить и уточнить произношение как всех согласных звуков, так и гласных.

Методика развития голоса

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе.

Для лучшего восприятия речи голос должен быть средним по силе. Дело в том, что физическая сила звука не совпадает с оценкой громкости его восприятия слушателями; хорошее восприятие речи или пения достигается средней силой голо­са, ясностью произношения, неторопливым темпом и умени­ем доносить голос до слушателя, т. е. правильно направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса ухудшает про­изношение. С точки зрения гигиены голоса, излишняя громкость, вызывающая перенапряжение голосовых свя­зок, также противопоказана. Свободная, своевременная сме­на силы голоса в связи со смысловым и эмоциональным со­держанием речи или пения достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнениями.

Работа над высотой голоса должна заключаться: а) в нахож­дении основного тона голоса; б) в упражнениях над устойчи­востью звука на данной высоте; в) в упражнениях над посте­пенным расширением диапазона как вверх, так и вниз; г) упражнениях над легкостью смены высоты.

Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон. Каждый человек должен пользоваться естествен­ным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими голосами — или слишком


Пат ология голоса___________________________________________ 47

высокими, или слишком низкими. В частности, мальчики часто подражают голасам взрослых. Особенно нужно остере­гаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков: они очень вредны и неприятны на слух.

Найти естественное звучание голоса и научить пользо­ваться им — основная задача педагога-вокалиста и лого­педа. Только на этойоснове следует развивать голос во всех его направлениях. Нахождению основного тона способ­ствует легкое, свободное восклицание, окрашенное при­ятной эмоцией («а-а. как приятно!») или с оттенком удив­ления («а-ах!»). Toe этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц, корня языка подбородка.

Устойчивость звука как по силе, так и по высоте выраба­тывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабатывается смена силы звучания, а далее сме­на высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепен но, сначала на слогах, затем на стихотворении с коротким:и строчками. Важно подобрать материал так, чтобы по содержанию он со­ответствовал поставленной задаче.

При работе над силой и над высотой голоса требуется су­губая осторожность я постепенность. Поспешность, пере­грузка упражнений обычно приносят вред, тогда как посто­янная тренировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предохраняет его от срыва.

Голос каждого человека имеет свои индивидуальные от­тенки: тембр, который поддается некоторой обработке. Улучшить тембр — значит изжить неправильные навыки и сформировать новые, нужные. К последним относятся звонкость, собранность звука: первому противопоставля­ется сдавленный звук, а второму — белый звук, образую­щийся при постоянюй улыбке, некоторой расслабленно­сти губ.

Навести, настроить голос на звонкость помогают упраж­нения со звуком, резонирующим в передней части рта, при этом ощущается вибрация в зубах, челюстях и щекотание в губах. Упражнения ведутся на протяжных слогах: мммиии, мммэээ, мммааа, ммлооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления.


48


О. в. Правдина


Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (на гласной о).

Постоянная тренировка голоса поддерживает выработан­ные качества голоса и сохраняет его выносливость. <...>

Все разработанные разными авторами методы воздей­ствия являются комплексными. Применяемые различные приемы можно охарактеризовать следующим образом: а) соблюдение голосового режима, начинающегося обычно с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь; это ведет к уменьшению раздражения (снятию напря­жения) в области гортани и голосовых связок и психическо­му успокоению; б) внешний массаж в области гортани и виб­рационный массаж при помощи камертона, вибратора, который усиливает вибрацию слабых или паретических го­лосовых связок и играет роль их массирования; в) механи­ческая помощь в виде сдавливания хрящей гортани, в част­ности нажима на выступающий щитовидный хрящ, а также наклоны и повороты головы. Они механически сближают па­рализованные связки, а вибрация усиливает их собственное недостаточное колебание. Еще в 1924 г. известным немецким врачом и логопедом Г. Гуцманом было отмечено, что вынуж­денная вибрация парализованной голосовой связки через ме­ханическое сближение ее со здоровой вибрирующей связкой или через возбуждение ее путем применения вибратора при­водит к тому, что она начинает вибрировать и самостоятель­но, хотя и остается вначале более твердой и менее упругой и дает не вполне чистый звук; г) использование привычных автоматизмов — получение звука голоса от кашля, зевка, сто­на — и последующая активная гимнастика, способствующая его закреплению через повторение, через образование кинес­тетических ощущений и воспитание слухового внимания; д) активная гимнастика (общеизвестная в логопедической ра­боте) имеет место, конечно, при работе над артикуляцией и в данном случае; е) заглушение звука голоса трещотками Барани, заглушителем Деражне заставляет больного усилить голос и, кроме того, имеет психотерапевтическое значение, так как снимает страх перед своим неполноценным голосом; ж) собственно психотерапия — создание веры в успех лече­ния и бодрого, активного настроения, что достигается беседа-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2253 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.