Место П. И. Чайковского (1840-1893) в истории музыкального искусства. Многообразие творческой деятельности как композитора, педагога, критика. Широта творческого диапазона, работа во всех жанрах, его основополагающее значение для ряда жанров в русской музыке (балет, симфония, инструментальный концерт, камерный ансамбль). Многогранность содержания, общечеловеческий смысл проблематики сочинений. Реализм Чайковского.
Концепция столкновения личности и рока, судьбы как идейный стержень зрелого творчества композитора. Острая конфликтность, драматизм, эмоциональная насыщенность, непосредственность и страстность музыки Чайковского. Углубление трагизма в произведениях позднего периода творчества. Чайковский – психолог, преимущественное внимание к психологической динамике образа, развитию и изменению душевных состояний человека. Конкретизация образа при высокой степени его обобщенности. Демократизм искусства композитора. Мелодическое богатство его музыки. Преобладающее значение романсовости, значение секвенций в строении мелодий. Интенсивность тематического развития, глубина преобразований тематизма. Симфонизм как характерная особенность творческого метода.
Симфоническое творчество. Ведущее значение симфонических жанров. Связь с традициями Глинки, Бетховена, романтиков. Разнообразие жанров, типов симфонизма при ведущей роли драматически-конфликтного. Большое значение программности, обусловленное конкретностью образов и динамикой их развития. Жанры программной симфонической музыки П.Чайковского. Выбор композитором в качестве программной основы крупнейших произведений мировой литературы, трактовка избираемых сюжетов. Разнообразие музыкальных форм. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»: обобщенное воплощение программы как типичный для Чайковского прием; острая конфликтность, особенности тематизма, музыкальная драматургия. Оркестровые сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио», «Славянский марш» - произведения жанрового симфонизма.
Симфония как центральный жанр оркестрового творчества композитора. Создание композитором классической русской лирико-драматической симфонии, симфонии – психологической драмы и трагедии. Образы русской природы и быта в симфониях № 1 - 3. Симфоническая триада (симфонии №№ 4 - 6). Идейная общность конфликтного замысла, различие разрешений конфликта. Строения цикла, его единство. Тематическая и оркестровая драматургия. Симфония № 4 - первый образец инструментальной драмы. Программный замысел симфонии. Постепенное вытеснение лирико-психологического начала жанровым, движение от личного к внеличному как основа драматургии произведения. Первая часть как драматический центр симфонии; смысловое значение остальных частей; конфликтность финала при общем его народно-праздничном колорите. Симфония № 5. Ее близость к четвертой в отношении общей идеи. Особенности драматургического развития в связи с монотематичностью цикла. Драматизация средних частей, острые внутренние контрасты во второй части при общем ее светло-лирическом характере. Смысл финала симфонии. Симфония № 6 - последний и наиболее трагический вариант основной идейно-образной концепции Чайковского. Исключительная драматическая сила воздействия музыки. Своеобразие драматургии цикла, особенности формы и тематизма частей симфонии.
Концерты П.Чайковского Воплощение в них преимущественно светлых праздничных настроений. Эмоциональный размах, виртуозный блеск. Монументальность первого фортепианного концерта, богатство его образного содержания, эффектность пышного изложения сольной партии.
Оперное творчество. Опера как ведущий жанр творчества, наряду с симфонией, понимание оперы как демократичного, массового жанра. Требования к сюжету. Жанровое разнообразие. Единство оперного и симфонического стиля. «Евгений Онегин» как первый зрелый образец лирико-психологического жанра в оперном творчестве Чайковского. Законченное воплощение в «Онегине» основных принципов оперной драматургии Чайковского. Опера и роман. Романсовая основа тематизма. Интонационно-тематические связи в опере. Бытовой фон в «Онегине».
«Пиковая дама» - психологическая трагедия. Философская глубина и социальная острота ее содержания. Переосмысление композитором пушкинского сюжета в соответствии со своей идейно-образной концепцией. Раскрытие конфликта через контрастное противопоставление, развитие и взаимодействие интонационно-тематических комплексов. Лейттемы как интонационные источники основного тематизма. Синтетичность композиции, сочетающей большие динамичные сцены и номера традиционного типа.
«Иоланта» - светлый, жизнеутверждающий характер оперы, связь ее сюжета с основной идеей творчества Чайковского. Тип лирической камерной оперы.
Жанр балета. Роль Чайковского в истории русского балета. Связи балетного творчества композитора с романтической традицией. Обращение к сказочным сюжетам, широкое развитие в его балетах красочно-декоративных элементов. Использование в них традиционных хореографических типов и видов (классические и характерные танцы, вариации, па-де-де, дивертисментные сюиты). Реформаторское преобразование балетного жанра в творчестве Чайковского. Значительность идейного содержания балетов. Драматическая трактовка балетного спектакля, возросшее значение пантомимы, драматические функции танца и музыки. Ведущая роль лирических сцен. Психологическая глубина музыки.
Вокальное творчество. Значение жанра романса в творчестве П.Чайковского, влияние романсового начала на стиль композитора в целом. Связи с бытовыми жанрами, развитие Чайковским традиций Глинки, Даргомыжского, Шуберта, Шумана. Лирика как основная образная сфера романсов Чайковского. Разнообразие жанров - русская песня, национально-характеристический романс, баллада и т. д.- при преимущественной разработке им жанра лирического монолога. Соотношение слова и музыки; стремление к обобщенному воплощению поэтического образа при значительной в ряде случаев детализации музыкальной ткани в зависимости от текста. Симфонизация романса. Экспрессивность партии фортепиано, ее тематическая насыщенность, разнообразие фактуры; значительность фортепианных прелюдий и постлюдий; равная во многих случаях роль вокальной и фортепианной партий в развитии образа.
Фортепианная музыка П.Чайковского. Развитие Чайковским традиции фортепианной миниатюры. Чисто камерный характер его небольших фортепианных пьес, скромность их фактуры, непосредственная связь с бытовой музыкой. Картины русского быта и природы в цикле «Времена года», мир детства в «Детском альбоме».
Тема 1 2. Классические традиции в музыке «серебряного века» (значение творчества
А. К. Лядова, А.К.Глазунова, С. И. Танеева)
А. К. Лядов (1855-1914) – один из преемников «Новой русской музыкальной школы». Ведущая роль народно-жанровых, народно-сказочных, народно-эпических образов в музыке композитора. Своеобразие стиля, тяготение к камерности, миниатюре во всех областях музыки, тонкая детализация музыкальной ткани, ювелирная отделка всех ее элементов. Преимущественное развитие колористически-изобразительной стороны музыки. Отношение композитора к народной песне. Фортепианное творчество. Основные жанры, связь с традицией камерной романтической миниатюры. Симфоническое творчество. Программность как ведущий принцип. Народно-сказочные образы, слияние пейзажности и фантастики. Особенности оркестровки. Черты импрессионизма.
А. К. Глазунов (1865-1936) как один из последних русских композиторов дореволюционного периода и основателей советской музыкальной культуры. Основные сферы деятельности Глазунова. Развитие традиций кучкистов во взаимодействии с влиянием московской композиторской школы (Чайковский, Танеев). Основные образные сферы творчества – эпическая, народно-жанровая, пейзажная, лирическая и лирико-драматическая. Эмоциональная уравновешенность и преимущественно светлый колорит музыки. Отношение к фольклору.
Симфоническая музыка - главная область творчества. Программные произведения, традиции Глинки и кучкистов. Симфония как центральный жанр творчества А.Глазунова. Разнообразие тематизма. Большая роль вариационности (наряду с мотивной разработкой), жанровая трансформация тем. Законченность формы, единство симфонического цикла, обобщающая роль финала. Мастерство оркестровки.
Значение инструментальных концертов А.Глазунова в развитии этого жанра в русской музыке, Скрипичный концерт: лирико-жанровое содержание, многообразие характера лирики. Особенности формы концерта.
Балетное творчество, его связь с традицией Чайковского в стремлении к симфонизации балета при сохранении традиционных балетных форм.
С. И. Танеев (1956-1915). Многообразие деятельности С. Танеева, его роль в музыкальной жизни России на рубежеXIX – ХХ веков. Определяющее значение философско-этической проблематики в творчестве композитора. Преобладание интеллектуального начала как характерная черта музыки. Связь творчества С. Танеева с традициями русского и зарубежного искусства. Ведущие области творчества, основные жанры. Инструментальное творчество: симфония до минор как пример зрелого симфонизма. Лирико-драматический жанр, конфликтный характер тематизма и его развития, утверждение философско- этической идеи. Роль побочной партии 1 части, итоговое обобщающее значение финала, монотематизм, единство цикла. Камерные ансамбли Танеева. Характерные черты: тяготение к лиризму, детализация звуковой ткани, широкое применение полифонического письма, развитость партий всех инструментов. Кантаты С. Танеева. Трактовка кантаты как произведения обобщенного философско-лирического характера. Кантата «Иоанн Дамаскин», типичность ее содержания для творчества композитора, сочетание философской глубины и возвышенности с лирической задушевностью. Построение и единство цикла. Хоры Танеева. Разнообразие содержания, масштабов и жанров.
Романсы С. Танеева. Преобладание созерцательной лирики философского плана. Связи с традицией русского романса (Даргомыжский, Чайковский). Расширение круга образов в романсах зрелого периода, их психологическая углубленность.