Лекции.Орг


Поиск:




Тема 4. Романтизм: общая характеристика. Aвстро-немецкий музыкальный романтизм




Социально-политические предпосылки романтизма. Поражение французской революции, падение наполеоновского режима, период политической реакции. Предпосылки романтизма в литературе. Творчество Ж. Ж. Руссо, эпоха «бури и натиска» (В. Гёте, Ф. Шиллер). Философия, литература и поэзия эпохи романтизма. Романтизм как целостное развернутое мировоззрение. Противоречивость романтических тенденций. Черты либерального и революционного романтизма. Характерные особенности романтизма как стиля. Яркие контрасты, драматические конфликты и красочные сопоставления, подчеркнутое внимание к миру человеческих эмоций, переживаний. Фантастика, мистика, история эпос, лирика, трагедийность и героика – характерные образно-тематические сферы романтического искусства. Сказочные образы как стремление противопоставить реальную действительность красивому вымыслу. Романтизм - основное направление в музыкальном искусстве XIX века. Эстетика музыкального романтизма, круг идей, тем, образов. Романтический синтез искусств. Программность и ее виды. Характерные черты мелодики, гармонии, оркестровки. Особенности трактовки традиционных жанров. Возникновение новых жанров: симфоническая поэма, концертная увертюра, вокальный цикл, вокальная и инструментальная баллада, песня без слов, новеллетта, арабеска, интермеццо и другие. Сонатно-симфонический цикл, программные тенденции, детальная разработка сюжета. Монотематизм. Принципы тематического единства как развитие тенденций венских классиков на новом ­этапе. Характерные тонально-гармонические соотношения. Мировое значение эпохи романтизма в литературе и музыке.

Aвстро-немецкий музыкальный романтизм. Общая характеристика.

Камерно-вокальные жанры (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Вольф).

Характеристика творчества Ф. Шуберта (1797-1828). Жанровое и композиционное многообразие вокальной музыки Шуберта. Песни. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), их взаимосвязь, особенности драматургии. Круг образов, их развитие, средства выразительности. Народно-реалистическая основа музыки. Значение вокального творчества Шуберта.

Характеристика творчества Р. Шумана (1810-1856). Вокальные сочинения, жанры. Соотношение вокальной и фортепианной партий. Роль фортепианной постлюдии. Особенности вокально-речевого склада. Традиции и новаторство в трактовке поэтических сюжетов. Многообразие душевных состояний.

Характеристика творчества И. Брамса (1833-1897). Вокальное творчество, жанры, формы. Песенная основа, связи с фольклором различных стран.

Г. Вольф (1860-1903) - австрийский представитель позднего романтизма. Создатель нового типа песни (около 300) - стихотворения для голоса и фортепиано, роль декламационного начала. Сборники Г.Вольфа «Испанская книга песен», «Итальянская книга песен», «Стихотворения Э.Мерике».

Фортепианная музыка (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс).

Основные жанры фортепианной музыки Шуберта, крупные и малые формы. Традиции и новаторство. Тематизм песенного типа. Свободная романтическая трактовка жанра сонаты. Фантазия «Скиталец» (1822) - предвосхищение «поэмных» романтических форм. Экспромты, музыкальные моменты - первые романтические миниатюры. Поэтизация бытовых жанров в танцевальных пьесах Шуберта, Вебера. «Приглашение к танцу» (1819) Вебера - образец романтической трактовки танцевального жанра.

Характеристика творчества Ф. Мендельсона (l809-1847). «Песни без слов» (1832-1845) - новый романтический жанр, его демократическая направленность. Классические и романтические тенденции.

 Фортепианное творчество Шумана. Связь с литературой, обращение к различным видам программности. Особенности малых и крупных форм. Создание крупной формы по принципу циклизации миниатюр. Новые принципы вариационного развития тематизма. Создание свободных вариаций.

Фортепианное творчество И. Брамса. Мелодизированная контрапунктическая фактура, тонкая мотивная разработка - особенность фортепианного стиля. Основные жанры - сонаты, рапсодии, фортепианные миниатюры, ансамбли в четыре руки. Новый жанр романтической миниатюры интермеццо. «Венгерские танцы» и вальсы, как отражение интереса к венгерскому фольклору, бытовым жанрам.

Симфоническая музыка (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А.Брукнер).

Песенный симфонизм Шуберта. Симфонии № 8 (1822) и № 9 (1828) - высшее достижение композитора в симфоническом творчестве. Особенности строения цикла си-минорной симфонии. Единство музыкальных образов. Тематическая, структурная, фактурная и тембровая связь основных образов симфонии, синтез «вокальных» и инструментальных жанров. Особенности музыкальной драматургии симфонии, ее романтические тенденции. Симфония №9. Своеобразие сонатно-симфонического цикла, масштабность композиции. Славянские истоки тематизма. Соотношение классических и романтических тенденций.

Симфоническое творчество Мендельсона. Классические традиции. Романтические тенденции. «Шотландская» (1830-1842) и «Итальянская» (1832) симфонии как образцы немецкого романтического симфонизма. Песенность - основа музыкального стиля композитора. Программные концертные увертюры. Воплощение образов романтической фантастики, красочность музыкального языка. Скрипичный концерт Мендельсона (1844) и его традиции в развитии жанра концерта. Романтическая трактовка цикла. Особенности тематизма, симфонического развития. Значение творчества Мендельсона.

Симфоническое творчество Шумана Увертюра «Манфред» (1849)-выдающийся образец программного симфонизма. Крупные сонатно-симфонические циклы - четыре симфонии, фортепианный концерт.

Симфонизм Брамса, его песенная природа. Классический пример - симфония № 4 (1885). Лирико-философское содержание. Тембровая драматургия. Круг тем и музыкальных образов сочинения, своеобразие финала. Значение творчества Брамса.         

Антон Брукнер (1824-1896), характеристика творчества. Импровизатор - органист, один из крупнейших полифонистов конца ХIХ века, автор 11 симфоний. В традиционном четырехчастном цикле - сложное переплетение драмы и эпоса. Тематический материал, опирающийся на австрийский фольклор.

 Немецкая романтическая опера (K. М. Вебер, Р. Вагнер)

Романтические тенденции в оперном искусстве до Вебера. Усиление роли оркестра, новая трактовка жанра оперной увертюры, расширение «географической» сферы оперного действия. Сказка как жанр, характерный для романтической оперы. Творчество Э. Т. А. Гофмана (1776-1822). Немецкий писатель-романтик, композитор, дирижер, музыкальный критик, создатель первой романтической оперы «Ундина» (1813). Эстетика Гофмана и ее влияние на формирование творчества К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Воплощение литературных произведений Гофмана в музыке.

К. М. Вебер (1786-1826). Роль Вебера в борьбе за немецкую национальную оперу и значение этой борьбы в связи с национально-освободительным движением в Германии. Вебер - один из первых композиторов-романтиков, обратившийся к фольклору разных стран. Ориентальная тематика оперного творчества: «Абу Гасан» (1811), «Оберон» (1826). Жанровое многообразие романтических опер Вебера. Сказочно-бытовая опера «Фрейшюц» («Волшебный стрелок») 1821. Героико-романтическая опера «Эврианта» (1823). Сказочно-романтическая опера - феерия «Оберон» (1826). Связи традиций «О6ерона» с произведениями композиторов-романтиков («Сон в летнюю ночь» Ф.Мендельсона, «Жизель» А.Адана).

Характеристика творчества Р. Вагнера (1813-1883). Разносторонняя музыкальная деятельность композитора. Эстетические и философские взгляды Вагнера. Обострение идейно-художественных противоречий в творчестве как результат поражения буржуазно-демократической революции.

Оперное творчество Вагнера. Оперы 40-х годов. Новые принципы оперной драматургии. «Лоэнгрин» (1848) - высшее достижение Вагнера 40-х годов. Разработка теории «музыкальной драмы», основные положения. Опера «Тристан и Изольда» (1859) как крайнее выражение принципа «музыкальной драмы», «гордиев узел» противоречий Вагнера. Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867) - своеобразное «лирическое интермеццо». Яркое обобщение реалистических традиций немецкого музыкального театра. Тетралогия «Кольцо нибелунга» (1848-1874). Героико-эпическое и философско-­психологическое начала опер. Образное богатство, возвышенная героика, красочность картин природы, статичность действия, черты отвлеченной умозрительности. Симфонические эпизоды тетралогии: «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (1856), «Шелест леса» из оперы «Зигфрид» (1871), «Траурный марш» из «Гибели богов» (1874). Музыкальный язык Вагнера. Характер тематизма. Выдающиеся достижения в области инструментовки. Вагнер и мировой музыкальный театр XIX-XX веков.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1652 - | 1320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.