Характеристика становления и развития основных направлений русской музыки от истоков до середины XVI I века. Основные периоды развития русской музыки данного периода: Киевская Русь, период феодальной раздробленности, Московская Русь. Обзор развития музыкальной культуры. Народное, полупрофессиональное, профессиональное искусство. Зарождение и развитие церковно-певческого искусства, его особенности, художественная значимость и национальная самобытность. Жанры, формы церковной музыки, расцвет знаменного пения, русские певческие школы, реформы записи, церковно-певческие книги. Возникновение многоголосия в церковно-певческом искусстве. Искусство колокольного звона.
Новые явления в музыкальной культуре во второй половине XVI I века. Новый период российской истории. Воссоединение Украины и Белоруссии с Россией и его значение для развития музыкальной культуры. Церковный раскол. Ориентация на традиции западноевропейской культуры. Возникновение новых светских жанров литературы и искусства. Установление линейной нотации. Канты и партесные концерты - новые виды профессиональной музыки. Развитие придворного музицирования, создание театра.
Музыкальная культура России XVIII века. Становление и развитие в России важнейших музыкальных жанров (оперная, хоровая, камерная инструментальная и камерная вокальная музыка). Итальянская опера в России. Оперные спектакли на русском языке. Формирование национальной композиторской школы Опера XVIII века - центральный жанр в русской профессиональной музыке. Демократическая и критическая направленность, народно-бытовые сюжеты. Связь с литературной комедией. Композиционно-драматургические особенности, национальное своеобразие, опора на народную песню.
Жанры вокальной, камерно-инструментальной и оркестровой музыки. Хоровой концерт.
Русская музыкальная культура XIX века. 4 периода: 1. 1810-30-е годы. Отечественная война 1812 г. и подъем общественного движения в России. Значение романтизма в русском искусстве. Популярность в городском быту народных песен. Связь романса с русской поэзией. Инструментальная музыка этого периода. Опера первых десятилетий XIX века. Преобладание типа песенной оперы с разговорными диалогами в первой четверти XIX века. Утверждение новых жанров.
2. 1830-50-е годы. Рождение русской музыкальной классики. Историческая роль М. Глинки как родоначальника русской классической музыкальной школы и становления национальной идеи в творчестве композиторов. А. Даргомыжский - преемник Глинки, представитель критического реализма в музыке.
3. 1860-70-е годы. Начало разночинского этапа в истории России. Влияние передовой идеологии на искусство. Общность творческих тенденций в различных областях русской культуры.
Новая русская музыкальная школа. Демократический и реалистический характер деятельности композиторов «Могyчей кучки», их национальная самобытность. Аналогии с другими передовыми творческими объединениями этого времени. Внимание к народной жизни, «маленькому человеку», национальной самобытности, разработка русского фольклора, обращение к фольклору других народов, социально-критическая направленность творчества.
П. Чайковский как основоположник лирико-психологического направления в русской музыке 2-й половины XIX века. Возникновение РМО, первых русских консерваторий, Бесплатной музыкальной школы.
4. 1880-90-е годы. Общественная жизнь России в последние десятилетия XIX века. Роль меценатов в русской культуре. Деятельность М. Беляева и его кружка. Частная опера С. Мамонтова. Подъем в области музыкального исполнительства и образования. Композиторы нового поколения.
Музыкальная культура России начала ХХ века. Период, завершающий эпоху дореволюционный музыкальной классики. Интенсивный рост русского искусства в начале ХХ века, поиски новых путей. Модернистские направления, их многочисленность. Символизм, футуризм, организация «Мир искусства». Значительность творческих достижений русских художников этого времени. Блестящий расцвет литературы и «серебряный век» поэзии. Три поколения русских композиторов (Римский-Корсаков, Лядов, Танеев, Скрябин, Рахманинов, Метнер). Начало творческой деятельности Стравинского, Прокофьева, Мясковского. Антреприза С. Дягилева.