Лекции.Орг


Поиск:




Тема 16. Обзор с тановления и развития советской музыкальной культуры




Идея государственного музыкального строительства. Принципы государственного музыкального образования. Первые декреты Советской власти по вопросам искусства и просвещения. Национализация консерваторий, театров, музыкальных учреждений. Постановление об установке в Москве памятников выдающимся композиторам (Мусоргскому, Скрябину, Шопену). Создание Малого оперного театра и филармонии в Петрограде, оркестра русских народных инструментов, красноармейского ансамбля песни и пляски под руководством А.Александрова в Москве.

Формирование во 2-й половине 20-х годов единой системы музыкального образования.. Соответствие духу революции как главный критерий ценности искусства после революции, новые требования к искусству, задача создания нового «революционного» языка музыки. Подъем самодеятельности, проведение Олимпиад самодеятельного творчества. Основные жанры и формы пролетарской культуры: хоровая песня, театрализованные революционные представления, концерты-митинги.

Характерная черта данного периода – появление новых художественно - эстетических направлений и организаций, вызванных революционным переустройством и, как следствие, притоком новых сил с новым взглядом на развитие искусства. Музыкальные организации: Пролеткульт, РАПМ, Проколл, АСМ. Интерес к новым явлениям в зарубежной музыке. Композиторы и музыкальные деятели-представители АСМ, концертная деятельность. Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Создание творческих союзов (писателей, композиторов, художников). Результаты: с одной стороны, ликвидация унизительного статуса «попутчиков», с другой - создание предпосылки для перерождения свободных творческих организаций в административно-функциональную систему. Начало выхода журнала «Советская музыка». 1-й съезд советских писателей (1934); рождение понятия «социалистический реализм» как художественного метода правдивого, исторически конкретного отражения действительности в ее революционном развитии. Принципы социалистического реализма в музыке. Установка на историко-патриотическую, революционную, современную тематику, на демократические жанры кантаты и оратории, программный симфонизм, массовую песню, на доступность музыкального языка (песенный тематизм). Критика с этих позиций творчества ряда композиторов (1948 год). Пересмотр критических оценок в Постановлении 1958 года.

Основные тенденции развития отечественной музыки в 60-е -90-е годы. Общая тенденция - гуманизация творчества, обращение к Человеку, его духовному миру, проблемам нравственности и духовных ценностей. Сосуществование двух направлений профессионального творчества: традиционного и новаторского. Свобода художественного выбора. Период эксперимента в 60-70-е годы. Освоение современных стилей, техник композиции (додекафония, серийность, сонорность, алеаторика). Характерное явление искусства нового времени - стилевой плюрализм как принципиальная возможность соединения разных стилевых манер внутри одного стиля, одного произведения. Понятие полистилистики по отношению к современному музыкальному искусству ввел впервые А.Шнитке. Его Кончерто гроссо №1(1977) стал первым сочинением, зафиксировавшим эту тенденцию. Использование в композиторской практике разных техник сочинения, типов звуковысотной организации, типичных оборотов, общих форм звучания разных исторических стилей, музыкальных культур. Стилевые цитаты и аллюзии как носители соответствующей этим стилям образности, выполнение ими функции тематического контраста в произведении.

Интерес к старинной профессиональной и народной музыке. Расширение исследований в соответствующих областях (расшифровка старинной нотации, фольклорные экспедиции). 

«Новая фольклорная волна». В 60-ые годы народное творчество с новой силой осознается как высочайшая духовная ценность. Подлинный интерес к истории своей культуры, обращение к глубинным национальным традициям. Новое поколение композиторов выросло в атмосфере фольклорных поездок: Р.Щедрин, С.Слонимский, А.Эшпай, В.Гаврилин, Ю.Буцко. Индивидуализированный характер взаимодействия композиторской и народной манер в творчестве каждого автора. Создание ансамблей старинной и народной музыки. Разные пути претворения фольклорного начала. Образно-стилевая ориентация на музыку Стравинского, Бартока, Прокофьева в творчестве молодых композиторов 60-х годов. Разработка архаичных пластов фольклора, воспроизведение приемов народного исполнительства (импровизационность, детонация, глиссандирование, сочетание напевной и говорной манер интонирования, звуковысотно не фиксированный говор). Связь не темперированной манеры исполнения народных напевов с приемами новейших техник письма 60-70-х годов - алеаторикой и сонорикой.

В 1970-90-е годы характерна большая, чем в 60-е, опора на классические традиции. Временной разрыв эпох заметно сократился: от жанров барокко и классицизма современная музыка в диалоге культур все чаще обращается к традициям 2-й половины XIX века, рубежа XIX-XX веков. Поворот к романтизму совершают Щедрин (триада чеховских балетов), Денисов, Леденев, Сидельников.

Преобразования жанровой системы. Синтез жанров, смешанные жанры в инструментальной, вокальной и театральной музыке.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 286 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

829 - | 743 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.