Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педа гогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию ее раз вития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. XIX в. — гос. педагогика; с 60-х гг. XIX в. — общественная педагогика (педагогика либеральной буржуазии). Но эта периодизация считается недостаточно обоснованной.
Анализируя школьный опыт и пед. идеи прошлого, прежде всего вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования.
Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.
■ Не государство, не церковь, а только само общество может влиять, на- ■
■ правлять и управлять школьным делом — вывод из истории педагогики. ■
139
КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ВЕНТЦЕЛЬ (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
Основные работы | Цели воспитания | Основные педагогические взгляды |
Современ ный момент и свободное воспитание, Декларация прав ребенка, Теория свободного воспитания и идеаль ный детский сад; Основ ные задачи нравствен ного воспи тания. | Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. «Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе». Цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспита ния — выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой. | Основой воспитания должен являться «сам индивидуальный конкретный ребенок». Провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с др. людьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека в широком смысле понимаемой им как «психическая активность вообще». Обосновал необходимость разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса». |