Установление характера, степени и давности травмы имеет значение для правильного выбора мер помощи пострадавшему, предупреждения возможных осложнений, профилактики травматизма, а также ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя.
Определение закрытых травм доступно у свиней, у рогатого скота независимо от степени повреждения представляет определенные трудности.
Если легко обнаружить раны,, то закрытые травмы не всегда можно установить вследствие густого волосяного покрова и значительной толщины кожи. Количество травм, обнаруженных при жизни животного и после убоя, всегда будет различным. Это расхождение в диагностике травм зависит и от возраста животных. Например, при осмотре туш взрослого крупного рогатого скота, доставленного различным транспортом, было обнаружено внутримышечных кровоизлияний на 16,59% больше, чем их выявлялось при жизни животных, а у молодняка даже на 5,44% меньше (по Г. А. Абишеву, 1969, соответственно на 18 и 3,9%). Это определяется трудностью выявления скрытых кровоизлияний у взрослых животных и относительной легкостью у молодняка. Наименьшее различие в прижизненной и послеубойной диагностиках наблюдается при доставке скота автотранспортом. Оно составляет 7—12%. Закрытые повреждения мышечной и других мягких тканей обычно сопровождаются легко устанавливаемыми нарушениями целостности покрывающего их кожного покрова. Большие различия в результатах диагностики бывают при транспортировке животных по железной дороге и доставке гоном, особенно по горно-каменистой местности. Так, при осмотре туш животных, которых гнали по степной местности, только на грудной клетке обнаружено травм на 8,4% больше, чем их было установлено при жизни.
Следует отметить, что животные, перегоняемые по горно-каменистой местности, всегда травмированы больше, чем при гоне по степи. При обследовании на Семипалатинском мясокомбинате 4165 туш, животных, доставленных гоном по степной местности, у 21,8% из них обнаружены различные повреждения, что составляет около 5,4% на тысячу. Обследованием на Бийском мясокомбинате скота, доставленного гоном по горной местности, выделено с повреждениями 30,4% туш, пли около 15,7% на тысячу. Характер повреждений в том и другом случае был самый разнообразный—от незначительных кровоизлияний до отеков, некрозов тканей и даже переломов ребер; у скота, доставляемого гоном по горной' местности, тяжесть травм всегда была больше. Так, конфискатов, полученных при зачистке поврежденных участков туш этих животных, было на 0,7% больше, чем от скота, доставленного гоном по степи.
Макроскопическим и микроскопическим исследованиямиповрежденных тканей, взятых из зон повреждения после убоя животных, установлено следующее. Сразу же после нанесениятравм в местах повреждения начинает развиваться отечность. На вторые—третьи сутки после ушиба в рыхлой соединительной ткани, коже, в межмышечных пространствах скопляетсяжидкость от светло-желтого и шафранового до янтарного цвета. К седьмому—восьмому дню эксудат, как правило, рассасывается. Если разрушаются сосуды, то образуются различной степени кровоизлияния. В результате выделения эксудата и крови цвет тканей изменяется. Рыхлая ткань на вторые — третьи сутки становится вишневого или ярко-вишневого цвета, с третьих—четвертых суток окраска ее меняется от темного дочерно-вишневого цвета. Обычно черно-вишневый цвет присущ гематомам. Мышечная ткань, пропитанная кровью, темнеет. Цвет ее становится темно-красный в первые сутки и до черно-красного в последующие дни недели. Таким образом, у крупного рогатого скота чаще отмечаются ушибы первой, второй, реже третьей степени. Ушибы четвертой степени вызывают не только местные, но и общие изменения в организме. Боли и нарушение функций отдельных мышц и органов влияют на общее состояние животного и обменные процессы его. Это усугубляется всасыванием продуктов ферментативного распада излившейся крови и поврежденных тканей.
Характер и степень закрытых травм, так же как и открытых повреждений, зависят от особенностей содержания скота. Своевременное определение повреждений, умение вовремя правильно установить причину, устранить ее и провести профилактические мероприятия является долгом каждого, кто работает в животноводстве.
Наряду с указанными внутритканевыми и другими изменениями при ушибах может быть нарушена целостность органа или отдельных участков тканей (мышцы, нерва, сухожилия и др.). Разрывы и расхождения мышц брюшной стенки приводят к выпадению внутренних органов из брюшной полости под кожу, а мышц и соединительнотканных образований диафрагмы — в грудную полость.
Закрытые механические повреждения брюшной стенки часто приводят к образованию грыж, выпадению внутренних органов под кожу (пролапсус) и абортам.
Грыжи и выпадение внутренних органов под кожу (пролапсус). Нередко при ушибах, падении, поскальзывании, патологических родах наблюдается расхождение мышц вдоль волокон или их разрывы. Расхождения мышц имеют продолговатую форму, встречаются в области подвздоха, пахов, подреберий, брюшного пресса и могут быть в трех — пяти местах, Часто расхождению мышц в этих участках способствует то, что брюшная стенка у крупного рогатого скота имеет небольшую толщину и относительно слабую мускулатуру. Направление разрыва брюшной стенки зависит от локализации его: он горизонтальный, если находится в нижней части живота, косой — в подвздошной области и вертикальный — в области подреберий. Кожа в местах ушиба остается эластичной, подвижной, безболезненной, но в результате расхождения мышц образуются грыжи. Д. X. Спицирев считает, что почти у 70% коров ушибы в области живота осложняются грыжами, причем чаще они встречаются в нижнем отделе брюшной стенки.
Более часто грыжи определяются у свиней и особенно у молодняка. Грыжи составляют 50,5% всех хирургических болезней свиней. Каждый поросенок с пупочной грыжей к 2—3 месячному возрасту отстает в привесе по сравнению со здоровыми на 10,8 кг (44,3%) (А. Ф. Бурденюк). Причиной массового грыженосительства служит механическое воздействие: ушибы (грыжи области боковой и нижней стенки живота), натяжение пуповины при неправильном отрывании ее у новорожденных, повышение внутрибрюшного давления, рвота, понос, запор (пупочные грыжи).
В зависимости от места расположения различают грыжи брюшные, межреберные, диафрагмальные, пахово-мошоночные и пр. Они могут быть наружными и внутренними, ущемленными и неущемленными.
У крупного рогатого скота чаще встречаются брюшные грыжи. При этом внутренние органы (кишечник, сальник, рог матки и др.) с покрывающей их брюшиной выходят под кожу; образуется грыжевой мешок, наружная стенка которого—кожа, внутренняя — выпавшая брюшина (париентальный листок) и грыжевые ворота (отверстие или канал) — место разрыва или расхождения волокон мышцы. Если под кожу выходят не покрытые брюшиной внутренности, то при таких выпадениях, так же как и при грыжах, у животного видна припухлость. Она мягкой консистенции, безболезненна, при надавливании исчезает (содержимое уходит в брюшную полость). Этот симптом отсутствует при ущемленных грыжах, а стенки припухлости болезненны. Прощупывается грыжевое отверстие. В ряде случаев в грыжевом мешке прослушивается перистальтика кишечника. Размеры припухлости различны: от грецкого ореха до арбуза и более.
Для травматических грыж характерно обильное излияние лимфы в полость грыжевого мешка вследствие разрыва лимфатического сосуда, идущего к подвздошному лимфоузлу. Содержимое грыжевого мешка плавает в большом количестве жидкости, из которой выпадает фибрин на поверхность поврежденной мышцы. К третьему—пятому дню поверхность грыжевой полости становится гладкой. Затем развивается соединительная (фиброзная) ткань, которая является своеобразным грыжевым мешком, отделяющим выпавшие внутренности от мышечной стенки. В отдельных случаях в фибринозном мешке откладываются соли извести.
Дефекты брюшной стенки довольно часто встречаются у коров, особенно у стельных. Так, при обследовании 690 клинически здоровых коров в совхозе «Березки» Светлогорского района Белорусской ССР Д. X. Спицерев обнаружил у 78 животных расхождение мышц брюшной стенки, у трех — грыжи, у одной коровы — пролапсус. В колхозе им. М, И. Калинина из 400 коров дефекты брюшной стенки установлены у 52 и у двух обнаружены грыжи. Л. И. Целищев из 32 коров, которых оперировали, у трех установили грыжи, у 29 выпадения внутренностей без грыжевого мешка (пролапсус). В 90% случаев через грыжевые ворота выпадал топкий отдел кишечника.
Грыжи и выпадение внутренних органов приводят к понижению продуктивности (снижение удоев, веса), а нередко к гибели животного,
При ущемленных грыжах в большинстве случаев отмечается тяжелое состояние животного, угнетение, отказ от корма, отсутствие жвачки, стойкая атония преджелудков, тимпания, кал жидкий, зловонный с примесью серовато-бурой слизи. Иногда дефикация полностью отсутствует. Ущемленная часть кишки часто омертвевает (некроз), развивается воспаление брюшины (перитонит) и, как следствие этого, возникает сепсис. Ущемление выпавших внутренностей встречается довольно часто при брюшных грыжах и пролапсусах.
Травматические аборты обычно является следствием падения, сдавливания или ударов животными друг друга. Травмы вызывают кровоизлияние в стенки матки, плодные оболочки,иногда в плод, возможно и в полость матки; в итоге — отслоение плаценты и гибель плода. Иногда ответной реакцией организма матери на травму является рефлекторное сокращение матки, приводящее к гибели и изгнанию плода. Изгнание плода происходит в первые 12 часов, реже на второй—третий день после травмы. В первые часы травматического абортаотмечается кровотечение из матки, появляется примесь крови в околоплодных водах, кровоизлияния на плодных оболочках и под кожей, а также и в тканях выкидыша; на коже брюшной стенки матери заметны ссадины, припухлость и другие следыповреждения. В ряде случаев труп плода остается в матке без признаков разложения до двух—трех недель. У таких коров незаметно движение плода, оно не выявляется при пальпации через прямую кишку, молочные железы набухают, в них появляется молозиво; у дойных животных- уменьшается удой, изменяется качество молока (молоко при кипячении свертывается). Животное худеет, болеет. Когда в ткани плодапроникают гнилостные микробы (анаэробы), то труп плода быстро разлагается. В грудной брюшной полостях и тканяхпогибшего плода скапливаются газы. Он увеличивается в объеме и может разорвать матку. Организм матери отравляется продуктами распада мертвого плода. Парализуются мышцы матки и брюшной стенки. Развивается сепсис.
Аборты причиняют огромный ущерб животноводческим хозяйствам. Этот ущерб выражается в потере ожидаемого приплода и молочной продукции. Аборты часто осложняются заболеваниями половых органов, ведущих к бесплодию, утереработоспособности, а иногда и к смерти животного. Например, за пять лет в совхозе «Воскресенское» был зарегистрирован 21 случай травматического аборта. От абортов животные болели в среднем по 60 дней и продуктивность их снижалась, порасчетам автора, на 60%.