Кальвинизм в Германии.
Несмотря на то, что реформация в Германии находилась под решающим влиянием Лютера и его последователей, сюда проникли и кальвинистские идеи. Центром немецкого кальвинизма в 1560-е годы стало курфюршество Пфальц (юго-запад современной Германии). Сторонником швейцарских реформаторов был курфюрст Фридрих III, взошедший на пфальцский престол в 1559 году. Он пригласил в Гейдельбергский университет нескольких кальвинистских теологов и предложил им подготовить катехизис, в котором были бы разъяснены принципиальные расхождения между кальвинистами и лютеранами. В работе над составлением текста приняли участие Захария Урсин, Каспар Олевиан и сам Фридрих. В декабре 1562 года текст катехизиса был утвержден Генеральным синодом Гейдельберга и издан в 1563 году. Гейдельбергский катехизис стал одним из авторитетных изложений реформатского вероучения. Издание катехизиса положило начало консолидации сторонников кальвинизма в Германии и привело к их полному размежеванию с лютеранами. Вплоть до XIX века реформаты и лютеране существовали в Германии как две разные конфессии. На протяжении XIX столетия правительства некоторых немецких государств провели объединение реформатских и лютеранских общин в единую конфессию. Однако в ряде земель Германии реформатские церкви продолжают существовать и сегодня. К реформатской церкви принадлежал известный немецкий философ и богослов Фридрих Шлейермахер (1768-1834).
Кальвинизм в Венгрии.
Начиная с 1550-х годов, кальвинизм распространился в восточной и южной частях Венгрии. Вообще протестантизм поначалу приобрел широкую популярность в Венгрии, и к 70-м годам XVI века около 90 % населения страны принадлежало к протестантским общинам (реформатским и кальвинистским). Основным контингентом, исповедовавшим кальвинизм, были крестьяне, торговцы и гайдуки, защищавшие границы от турецкой экспансии. Основой вероучения реформатов Венгрии было второе Гельветическое исповедание (1566), написанное Г. Буллингером. В городе Дебрецене была создана реформатская коллегия, положившая начало протестантскому образованию в Венгрии. В 1590 году был издан первый полный перевод Библии на венгерский язык.
Однако уже с 1560-х годов в Венгрии началась и Контрреформация. Сюда пришли иезуиты, развернувшие активную издательскую и проповедническую деятельность. Постепенная интеграция Венгрии в состав монархии Габсбургов означала усиление контрреформационной пропаганды и жесткие меры против протестантов. К 30-м годам XVII века среди крупных магнатов почти не осталось протестантов, что вело к постепенному возврату в католичество и других слоев населения. К 70-м годам XVII века относится волна насильственной рекатолизации. Период с 1671 по 1681 год получил в венгерской истории наименование «темного десятилетия». Протестанты подвергались в это время жестким репрессиям. В 1674 году, например, состоялся процесс над 730 протестантскими проповедниками, отказавшимися перейти в католиизм. Все они были проданы на галеры. Те, кто выжил, были затем выкуплены Голландией. Лишь в 1781 году император Иосиф II издал Толерантный патент (акт о веротерпимости), разрешивший легальное существование реформатских общин. Сегодня Реформатская церковь является наиболее крупной протестантской церковью в стране. В ее состав входит более двух миллионов человек, объединенных в 1 200 приходов.
Кальвинизм в Великобритании и США.
Реформация в Англии шла особым путем, о чем мы будем говорить отдельно. Здесь следует заметить, что сюда также довольно рано проникло кальвинистское влияние. К середине XVI века в Англии оформилось движение пуритан, выступавших за последовательную радикальную церковную реформу по женевскому образцу. Именно движение пуритан стало основой для формирования пресвитерианского и конгрецианалистского направлений реформации в Англии. В годы католической реакции при королеве Марии Тюдор (1553-1555) многие сторонники радикальной реформы бежали на континент, где находились в тесном общении с последователями Кальвина. Затем, вернувшись на родину, они принесли сюда более последовательный богословский кальвинизм.
В годы Английской революции XVII века Оливер Кромвель пытался утвердить пресвитерианство в качестве господствующего исповедания. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и официальным исповеданием в Англии осталось англиканство, сочетавшее в себе черты католицизма и протестантизма. Тем не менее в 1643-49 годах в Англии была созвана Вестминстерская ассамблея — синод протестантских богословов Англии и Шотландии. Ассамблея приняла Вестминстерское исповедание веры, ставшее официальным исповеданием пресвитерианской церкви, а также получившее широкое распространение среди методистских, конгрегационалистских и баптистских общин. Оно также является одной из наиболее авторитетных символических книг кальвинизма.
В 1689 году в Англии был принят закон о веротерпимости, легализовавший все протестантские общины, за исключением антитринитариев. Все же влияние кальвинизма в Англии осталось менее значительным, чем в соседней Шотландии.
Главной фигурой реформации в Шотландии был Джон Нокс, учившийся в Женеве и являвшийся принципиальным сторонником Кальвина. В 1560 году он составил Шотландское исповедание, вместившее основные положения кальвинистской теологии. Начиная свою деятельность после возвращения на родину, он изначально ориентировался на богословскую систему Кальвина и церковное устройство Женевы. Новая церковная система в Шотландии была легализована королем и парламентом в 1592 году. С тех пор Церковь Шотландии, имеющая пресвитерианский характер, является ведущей конфессией региона. Пресвитерианские церкви также действуют в Ирландии и Уэльсе.
Распространение кальвинизма в Северной Америке связано с эмигрантами, прибывавшими сюда из Великобритании и Нидерландов. По некоторым оценкам к моменту американской революции 1776 года три четверти населения будущих Соединенных Штатов находились под влиянием реформатской традиции. В США и Канаде получили распространение три формы кальвинизма: пресвитерианство, конгрегационализм и баптизм.
В течение первых 300 лет своего существования кальвинизм распространился, прежде всего, в Европе и Северной Америке. Однако с XIX века благодаря миссионерской деятельности различных кальвинистских деноминаций реформатская традиция распространилась в ряде новых регионов. Во второй половине ХХ века самые быстрые темпы роста кальвинизма отмечены в Корее, Южной Америке и Африке.
С XIX века также начались попытки создания международных кальвинистских объединений. В 1875 году был образован Всемирный союз реформатских церквей (пресвитерианского устройства), а в 1948 году — Международный конгрегационалистский совет. В 1970 году эти две организации объединились во Всемирный союз реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов). Этот союз объединяет сегодня большую часть кальвинистов мира. В ряде стран кальвинисты влились в состав других протестантских конфессий. Сегодня в состав Всемирного союза входит 215 церквей в 106 странах мира. Общее количество приверженцев реформатских, конгрегационалистских и пресвитерианских церквей оценивается в 75 миллионов.
Билет № 16