Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цвинглианство. Отличительные черты цвинглианского богословия.




Цвинглианство. Смерть Цвингли стала серьезным ударом по реформационному движению в Швейцарии. Однако на этом реформа в Цюрихе не закончилась. На должность соборного проповедника магистрат и капитул избрали Генриха Буллингера (1504-1575). Он продолжил в Цюрихе цвинглианскую реформу. Также благодаря Буллингеру влияние цвинлианства распространилось за пределы Швейцарии (прежде всего, в Англии и Нидерландах). Он вел обширную переписку со своими последователями в разных странах (сохранилось более 12 000 его писем). Также он является автором 119 богословских сочинений на немецком и латинском языках.

 В 1549 году Буллингер подписал соглашение с Кальвином, в котором содержались компромиссные формулировки по спорным вопросам (прежде всего, в учении о Евхаристии). Тем самым французские и немецкие кантоны формально объединились в единое исповедание. Именно за этой объединенной конфессией закрепилось название Реформатская церковь. Хотя значительное количество цвинглианских пасторов и после этого сохранили недоверие к Кальвину. Окончательное слияние двух ветвей швейцарской реформации произошло к началу XVII века. Фактически это означало поглощение цвинглианства кальвинизмом.

 В 1566 году Буллингер опубликовал по-латыни Втрое Гельветическое исповедание, ставшее одной из главных символических книг швейцарской реформации. Это исповедание было переведено на немецкий, французский, английский, голландский, итальянский, польский и венгерский языки, что свидетельствует о его широком распространении в Европе. Еще большее значение имели «Декады» Буллингера — сборник, в который вошло 50 его проповедей (1549-1551). Они были переведены на четыре европейских языка и получили широкое распространение. Одной из главных целей Буллингера была защита учения Цвингли от критики со стороны лютеран и католиков. Он позиционировал себя как верный последователь Цвингли. Однако реально в сочинениях Буллингера содержится его собственная интерпретация наследия Цвингли. Поэтому термин цвинглианство является условным. Он охватывает не только учение Цвингли, но и его развитие в сочинениях Буллингера.

 Отличительные черты цвинглианского богословия. Можно выделить несколько характерных черт цвинглианской теологии. Первая из них — это доктрина завета. Цвингли использовал ее в полемике с анабаптистами, однако завершенный вид ей придал Буллингер. Последний утверждал, что существует только один завет в человеческой истории, который изначально был заключен с Адамом, затем несколько раз обновлялся в течение ветхозаветного периода и, наконец, был обновлен и исполнен во Христе. Завет — это двусторонний договор, в котором Бог обещает человеку свою милость, а человек, в свою очередь, обязывается любить Бога и ближнего. Все Священное Писание — это фиксации этого завета. Тем самым отвергалось представление о двух различный заветах, заключенных Богом сначала с еврейским народом, а позже во Христе со всем человечеством.

 Вторая отличительная черта цвинглианства — это смягченный (по сравнению с кальвинизмом) вариант учения о предопределении (так называемое «одинарное предопределение», англ. — single predestination, в отличие от кальвинистского «двойного предопределения», англ. — double predestination). И Цвингли, и Буллингер учили, что те, кто имеют веру, избраны Богом. Однако они не развивали учения о предвечном осуждении тех, кто не имеет веры. Наоборот Буллингер учил, что отвергающие Евангелие делают это совершенно свободно. При этом для Буллингера спасение означало включение спасаемого в народ Божий, то есть вступление в завет с Богом. А вступившему в народ Божий уже не грозит исключение из него. Тем не менее в сочинениях Буллингера нет того крайнего детерминизма, который присутствует в учении Кальвина.

 Третья отличительная черта — учение о Евхаристии. И Цвингли, и Буллингер придерживались мнения о символическом характере Евхаристии. Они воспринимали ее исключительно как воспоминание жертвы Христовой. В целом цюрихцы рассматривали таинства (Крещение и Евхаристию) как видимые знаки невидимой благодати Божией, напоминающие людям о заключенном с Богом завете. Так Крещение есть лишь внесение младенца в список народа Божия (регистрация его вступления в завет с Богом). Крещение накладывает на человека обязательство соблюдать условия этого завета. Крещение есть аналог ветхозаветного обрезания. Вечеря Господня призвана напоминать человеку о жертве, принесенной Господом на кресте и побуждать его жить благочестивой жизнью и любить ближнего. Какое бы то ни было присутствие Христа в Святых Дарах (реальное или духовное) цвинглианство отрицало. Слова «Сие есть тело Мое» Цвингли и Буллингер понимали исключительно аллегорически.

 Еще одна особенность цвинглианства заключается в учении о единстве христианской общины, то есть единстве церкви и общества. В крещении человек становится членом общины завета, которой руководит гражданское правительство. С точки зрения Цвингли пасторы в христианской общине играют роль подобную роли ветхозаветных пророков. Они открывают людям волю Божию. При чем эта воля направлена исключительно на раскрытие и пояснение нравственных условий заключенного с Богом завета. Однако реализуют условия завета не пасторы, а светские правители (как цари в Ветхом Завете). С этим учением не был согласен Кальвин, настаивавший на разделении двух царств, то есть светской и духовной власти. Кальвин полагал, что для реализации церковной судебной власти должны существовать отдельные церковные органы (консистории), состоящие из пасторов и старейшин.

 Принципиальные расхождения между Кальвином и Буллингером по вопросам предопределения, Евхаристии и природы христианского общества имели своим последствием существенное отчуждение между цвинглианством и кальвинизмом на протяжении XVI века.

 

Билет № 14





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.