Жизнь. Джон Виклиф родился в Англии в северной части провинции Йорк. Точная дата его рождения неизвестна. В современной литературе ее относят к 20-м годам XIV столетия. О ранних годах его жизни мы тоже практически ничего не знаем. Известно лишь, что учился он в Оксфорде. Однако вопрос о том, в какое время он был студентом и в каком именно колледже Оксфорда, остается дискуссионным. После окончания университета он несколько лет продолжал жить в Оксфорде, занимаясь написанием философских и богословских трактатов. В 1361 году Виклиф был назначен настоятелем (ректором) Филлингемского прихода в округе Линкольн. Но и после этого большую часть своего времени он проводил не на приходе, а в Оксфорде, продолжая совершенствоваться в философии и богословии. Около 1370 года он получил степень доктора богословия.
С 1366 года начинается активная церковно-политическая деятельность Виклифа.
[Поводом для его первого активного публицистического выступления послужили следующие события. В 1365 году папа Урбан V потребовал от английского короля Эдуарда III выплаты ежегодной дани в 1000 марок, установленную еще в начале XIII века при короле Иоанне Безземельном. Далеко не все преемники Иоанна выплачивали эту дань. Эдуард I (1239-1272-1307), а затем его внук Эдуард III (1312-1327-1377) и вовсе отказались выполнять обязательства Иоанна Безземельного. Именно поэтому папа потребовал не только восстановить ежегодную выплату дани, но и уплатить недоимки за 33 года. Король передал вопрос на рассмотрение парламента. В мае 1366 года парламент поддержал короля. Депутаты признали незаконными требования папы. Они пришли к единодушному решению, что Иоанн не имел права подчинять английский народ без его согласия папской власти. Этим поступком он нарушил свою королевскую присягу. Именно по поводу этой дискуссии Виклиф написал два трактата, принесших ему известность. Он обосновывал незаконность притязаний папы. Из его трактатов видно, что он был достаточно хорошо осведомлен о дебатах в парламенте, из чего некоторые делают вывод о том, что Виклиф был депутатом.
В 1374 году Англия направила на континент свое посольство для переговоров о мире с Францией (Столетняя война, 1337-1453). В состав посольства было включено и несколько клириков, которые должны были вести переговоры с Папским двором. Среди них был и Виклиф. Хотя эти переговоры ни к чему не привели, все же участие в них Виклифа свидетельствует о его авторитете при королевском дворе. В том же 1374 году Виклиф был назначен настоятелем прихода в Люттерворт. Эту должность он занимал до конца жизни.]
До 1378 года Виклиф занимался вопросами церковно-политического характера. Кроме отстаивания прав Английской короны в конфликте с папой, он написал ряд трактатов о светской и духовной власти. Одним из принципиальных его положений был тезис о евангельской бедности как нравственном идеале для духовенства. Виклиф полагал, что духовные лица по примеру Христа и апостолов должны отказаться от собственности. Получаемые же ими пожертвования нужно использовать с благотворительными целями. Он отрицал возможность пожертвований «на вечные времена». Такое пожертвование выше прав не только отдельного человека, но и всего человеческого рода. Если духовные лица злоупотребляют церковными имениями, то государственная власть вправе лишить их собственности. Он также поддержал решение парламента об освобождении духовенства от занятия светских должностей (решение 1371 года).
Фактически Виклиф выступил апологетом секуляризации. Он отстаивал не только ее возможность, но в ряде случаем и прямую необходимость. Вполне очевидно, что такая его позиция была весьма близка королевскому двору и вызывала негодование в среде духовенства. Противниками Виклифа выступили монахи и епископат. 19 февраля 1377 года в храме святого Павла в Лондоне был созван Собор для разбора взглядов Виклифа. Однако в этот раз вынести обвинительный приговор не удалось. Тогда английский епископат обратился к папе с апелляцией, в которой были изложены в 19 пунктах ереси Виклифа. Все эти пункты касались церковно-политических дел. Догматических положений в этом документе не было. 22 мая 1377 года папа издал против Вилифа 5 булл, адресованных примасу, епископату, королю, канцлеру и Оксфордскому университету. Однако благодаря покровительству светских властей Виклиф не был осужден. 27 марта 1378 года скончался папа Григорий XI, и разразилась великая схизма, оказавшая сильное влияние на эволюцию взглядов Виклифа. Именно с 1378 года он сосредотачивается исключительно на богословских вопросах и становится церковным реформатором.
Сначала Виклиф с симпатией относился к папе Урбану VI, избранному в Риме, но когда между ним и авиньонским папой Климентом VII начались взаимные проклятия, отлучения и призывы к крестовым походам, Виклиф отверг обоих понтификов. Виклиф: «Благословен Бог, Который разделил главу змия, побуждая одну часть уничтожать другую. Две части антихриста сами разрушают друг друга». В другом месте: «Папская схизма весьма полезна и благодетельна для христиан, которые должны наконец понять, что они должны следовать папе только в той степени, в какой он сам следует Иисусу Христу и исполняет божественный закон. Если же папа не следует Иисусу Христу в бедности, терпении и любви, если он грабит своих детей, то он — антихрист, открытый викарий диавола и своим злым примером влечет верующих к вечной погибели».
Виклиф также высказал ряд богословских суждений, вызвавших негодование английского епископата. Прежде всего это было его учение о евхаристии. Он отверг католическое учение о пресуществлении. Возражение Виклифа против транссубстанциации исходило из общебогословской предпосылки о неуничтожимости сущностей. Он полагал, что только Бог, сотворивший сущности, может их вернуть в небытие. Но Бог в силу Своей премудрости, благости и любви не уничтожает сущности, сотворенные Им же для бытия. Если же принять учение о пресуществлении, то, стало быть, уничтожение сущностей происходит в храмах ежедневно. Это вступает в противоречие с учением о промысле Божием, а также может возбудить сомнение в вечной жизни. Виклиф увязывает свое учение о неуничтожимости сущностей хлеба и вина с общехристианским учением о Боговоплощении. Как во Христе Божество не уничтожает человечество, а соединяется с ним, так и в евхаристии соединяются две сущности: божественная и земная, реальный хлеб и истинное Тело Христово. Интересно отметить, что Виклиф приводит в подтверждение своей правоты слова Иоанна Дамаскина: «Как горящий уголь есть не только дерево, но дерево, соединенное с огнем; так и хлеб есть не только хлеб, но хлеб, соединенный с Божеством». Не менее любопытно и то, что учение о пресуществлении Виклиф называл нововведенной ересью, которой не знала Древняя Церковь.
Рассуждая о евхаристии, Виклиф нигде не упоминает о лишении мирян чаши (что было одним из важных пунктов полемики между католиками и гуситами в XV веке). Видимо в его время этот обычай не получил в Англии распространения. Также следует отметить, что он вполне разделял представление о Евхаристии как о жертве, приносимой Богу в умилостивление за грехи живых и умерших. Таким образом, учение Виклифа о евхаристии носит промежуточный характер. Отвергая учение о пресуществлении, он выступает как прямой предшественник Лютера. Однако при этом Виклиф не отрицал жертвенного характера евхаристии (что делал Лютер).
Лондонский архиепископ в 1382 году созвал Собор в одном из доминиканских монастырей Лондона. Во время работы этого Собора произошло землетрясение, от чего он и вошел в историю как «Собор землетрясения». Собор осудил взгляды Виклифа. После Собора архиепископ издал распоряжение, запрещающее публично преподавать соблазнительные идеи. Началось преследование сторонников Виклифа. Однако сам он не был осужден. Он лишился возможности преподавать в Оксфорде и поэтому постоянно проживал в Люттерворте, где служил в своем приходе.
Видимо, здесь на приходе, он предпринял труд по переводу Библии на народный язык. Во всяком случае до 1382 года нет упоминаний о том, что Виклиф занимался переводом Библии. Он прежде всего взялся за перевод Нового Завета. Одновременно с этим его ученик и последователь Николай Герефорд работал над Ветхим Заветом. Перевод был выполнен в кратчайшие сроки (примерно за 2 - 2,5 года), поэтому в нем было много недостатков. Уже после смерти Виклифа его последователи предприняли редактирование этого перевода. В результате в 1388 году в свет вышло второе, исправленное издание английского перевода Библии. Оно разошлось в списках по всей Англии и впоследствии считалось оригинальным трудом Виклифа. Лишь в середине XIX века был восстановлен изначальный текст виклифова перевода и издан параллельно с текстом 1388 года (издание вышло в свет в 1850 году).
29 декабря 1384 года Виклиф присутствовал на мессе. Во время возношения святых даров с ним случился удар паралича. С этого момента он лишился дара речи. Через два дня 31 декабря он скончался и был похоронен в алтаре Люттервортской церкви. Враги Виклифа много спекулировали на тему обстоятельств его смерти. В ударе, поразившем его в храме во время евхаристии, усматривали знак гнева Божия. Тем не менее нужно сказать, что Виклиф умер в мире с Церковью. При жизни он не подвергался отлучению. Лишь 30 лет спустя, на Констанцком Соборе состоялось его официальное осуждение.