Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5: социальные институты и организации




1. Понятие, признаки и функции социальных институтов.

2. Виды социальных институтов.

3. Социальные организации: формальные и неформальные.

 

 
Понятие, признаки и функциисоциальных институтов.


При рассмотрении первого вопроса «Понятие, признаки и функции социальных институтов» необходимо раскрыть сущность социальных институтов как базисного механизма регулирования общества, как важнейшего объекта анализа науки социологии.

Для общества как сложной организованной системы жизненно важно закрепить определенные типы социальных взаимодействий, сделать их согласованными, целесообразными, которые осуществлялись бы по определенным правилам, были бы обязательными для социальных общностей, социальных организаций, социальных групп.

Этой цели служат такие элементы общества, как социальные институты, которые дают возможность создать крепкую и устойчивую систему отношений между людьми в сложной социальной среде, сформировать социальный порядок, необходимый для удовлетворения объективных потребностей относительно безопасности, сохранения условий материальной жизни, социальных благ, ценностей культуры.

Социальные институты, создаваемые человеком тысячелетней культурной эволюцией помогают человеку бороться за существование и успешно выживать, но не отдельному индивиду, а всему сообществу.

Изучение этого феномена началось с момента становления социологии как науки. Так, Г.Спенсер считал, что социальные институты (институции) являются каркасом социума и возникают вследствие процесса дифференциации общества. Как специфические части общества выделял социальные институты: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные, рассматривая их как продукты постепенной эволюции. Эволюцию регулятивной системы общества он связывал с пониманием социальных институтов. Э. Дюркгейм связывал природу социальных институтов с определением общества как целостности, объяснял их как «фабрики социального»,«фабрики воспроизведения» социальных отношений и связей между людьми. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен в труде «Теория праздного класса» (1899 г.). Т.Веблен и его последователь Гамильтон определили социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ жизни и образ мысли, передаваемых из поколения в поколение.

Социальный институт (лат.institutum установление) – это исторически сложившиеся и закрепленные, относительно устойчивые, самовозобновляющиеся модели поведения людей и форма организации их совместной деятельности в определенной сфере жизнедеятельности общества, призванные удовлетворять те или иные потребности личности, социальных групп, общества в целом. Общее понятие «социальный институт» выражает идею организованности, упорядочения общественной жизни.

Социальные институты, обеспечивая относительную устойчивость социальных отношений, является двойным социальным образованием:

· по форме – это организационный механизм (совокупность организаций, специалистов, материальных и информационных средств).

· по содержанию – это функциональный механизм (совокупность социальных норм в конкретной сфере социальных отношений).

Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления, составляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гарантированы от случайности, спорадичности. Институализированное противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному.

Институциализация – процесс возникновения и становления социальных институтов как ключевых структурных элементов общества, который заключается в закреплении практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Другими словами институционализация т.е. установление, укоренение определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечивающей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный характер процесса удовлетворения важнейших потребностей людей.

Институциализация – процесс, в ходе которого определенная социальная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, не частная. Для ее реализации в обществе устанавливаются особенные нормы поведения, формируются соответствующие роли, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Изменения в социальной практики могут привести как к модификации существующих институтов, так и к появлению новых институциональных форм.

Процесс институциализации продолжительный и поступательный. Для его осуществления необходимы такие условия:

1. Объективная необходимость, осознанная в обществе как общезначимая, общесоциальная. Ее удовлетворение возможно только в процессе социального взаимодействия. Если такая потребность становится незначительной или исчезает вообще, тогда существование социального института становится неактуальным.

Известный социальный исследователь Г.Ленски выделил ключевые социальные потребности, которые порождают процессы институциализации:

· потребность коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

· потребность в производстве продуктов и услуг;

· потребность в распределении благ и привилегий;

· потребность безопасности граждан, защиты их жизни благополучия;

· потребность в поддержании системы неравенства (расположение социальных групп по позициям, статусам);

· потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

1. Наличие особенной, присущей конкретному институту культурной среды (субкультуры) – системы ценностей, социальных норм и правил.

2. Наличие необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, организационных), которые общество должно стабильно пополнять за счет капиталовложений и подготовки кадров.

В процессе институциализации формируются основные структурные признаки социальных институтов в современном обществе:

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институциализированного взаимодействия. В результате поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости.

2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, обусловленные выполнением определенного круга обязанностей. Тем самым обеспечивается достаточно высокая эффективность институтов в деле удовлетворения потребностей людей.

3. Особый тип регламентации их функционирования определенными требованиями (правилами взаимоотношения, законами, постановлениями, приказами и т.д.).

4. Более четкий, более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием: а) четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, которые дополняются обычаями, традициями; б) социального контроля, санкций (наказания или поощрения), стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению.

5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль над его деятельностью.

6. Наличие необходимых средств и ресурсов. Например: для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.д.

7. Способность к самовозобновлению большинства социальных институтов.

8. Деперсонализация - обезличенность требований к тем, кто привлечен к деятельности института или претендует на определенную функцию (ли уже выполняет ее). Эти требования выдвигаются в форме четко фиксированных, однозначно понятных образцов поведения - норм, поддерживаемых санкциями.

Каждый социальный институт выполняет специфическую функцию. Их совокупность формирует общие функции. Основополагающими и наиболее значимыми среди них являются:

Функция регулирования и социального контроля заключается в регулировании с помощью норм и правил поведения, санкций действий индивидов в рамках социальных отношений (обеспечивается выполнение ожидаемых действий и устранение не желаемого поведения).

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области благодаря ей социальный институт транслирует опыт, ценности, нормы и культуры из поколения в поколение; социальные институты существуют во всех обществах и являются частью обычаев народа.

Интегративная функция заключается в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, социализации новых поколений, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества.

Коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизнедеятельности.

Перечисленные функции присущи каждому институту. Семья – яркий пример такой многосторонней функциональности. Кроме них социальные институты могут выполнять конкретные экономические, политические, управленческие и другие функции, которые бывают явными и латентными.

Явные (формальные) функции зафиксированы в нормативных документах, осознаны и приняты имеющими отношения к определенному институту людьми, подконтрольны обществу. Эти функции очевидны. Они непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей и приносят обществу пользу.

Латентные (скрытые) функции официально не заявлены, но в действительности осуществляются. Существуют последствия, которые никто не мог предположить, к которым никто не стремился и не ставил их своей целью

Функция может быть явной для одних и латентной для других. Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда обществу. Чаще всего латентные функции способствуют удовлетворению личных потребностей.

Латентной функцией института образования является, например, так называемая «социальная селекция», которая проявляется в закреплении и достижении через систему образования (элитарные престижные вузы, которые дают востребованную квалификацию) социального неравенства, определенного социального статуса, иначе говоря, латентные функции высшего образования связаны с воспроизводством социальной стратификации. Заключается в приобретении завязывании дружеских связей.

Явная функция проявляется в социализации личности, усвоении базисных ценностей общества, приобретении грамотности и знаний, документа подтверждающего уровень знаний и профессиональной подготовки.

Поддержанию функциональности социальных институтов способствуют:

- наличие социальных норм и ценностей, которые регулируют поведение людей;

- интеграция института в социальную систему общества, что обеспечивает ему поддержку самого общества;

- возможность осуществлять социальный контроль над соблюдением норм поведения;

- наличие материальных средств и условий для поддержания деятельности института.

Если этих условий не придерживаться, социальные институты станут дисфункциональными, в их работе возникнут сбои, нарушения, что может привести к необратимой социальной дестабилизации и разрушению социальной системы.

Среди наиболее распространенных дисфункций выделяют:

1. Несоответствие института конкретным потребностям общества (нечеткость институциональной деятельности);

2. Размытость, неопределенность функций, вырождение их в символические, ненаправленные на достижение рациональных целей;

3. Снижение авторитета социального института в обществе;

4. Персонализация деятельности института, которая означает, что он перестает действовать соответственно объективным потребностям, изменяет свои функции в зависимости от интересов отдельных людей, их личностных черт. Персонализация допускает проявление личностных черт (качеств) или ресурсов при выполнении задач которые приводят к снижению качества функционирования социального института или организации.

Дисфункциональный институт начинает испытывать различные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствие хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастание организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

В современном обществе, которое переживает трансформацию, прослеживаются типичные черты институциального кризиса (дисфункции в деятельности основных социальных институтов). Так, дисфункции политических институтов проявляются в неспособности стабилизировать общественную жизнь, работать в интересах большинства населения. Нашему обществу предстоит сложный процесс развития институтов местного самоуправления, предпринимательской деятельности и правопорядка.

Определение роли социальных институтов в социальных изменениях и развитии можно свести к двум взаимозависимым проявлениям: во-первых, они обеспечивают переход к качественно новому состоянию социальной системы, ее прогрессивного развития; во-вторых, могут оказывать содействие разрушению или дезорганизации социальной системы в случае своей дисфункциональности.

Таким образом, институционализация социальных связей, получение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которое приобретает принципиально другое качество. Состояние институциональной системы является важным индикатором стабильности общества. Оно стабильнее, когда функции социальных институтов понятны, очевидны и устойчивые. В нестабильном обществе функции социальных институтов амбивалентные, неоднозначные, противоречивые.

Виды социальных институтов
Социальные институты классифицируют по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанию заданий) и сферы деятельности. В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов:

- экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, - это все макроинституты, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля). Экономические институты состоят из таких институций как собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования;

- политические институты (государство, Верховная Рада, политические партии, суд, прокуратура и т.д.) – их деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении социального порядка;

- институты культуры и социализации (наука, образование, религия, искусство, разные творческие учреждения) – это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания, укрепления и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения;

- институт семьи и брака – способствуют воспроизводству человеческого рода;

- социальные – организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, т.е. регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.

Внутри главных институтов скрываются неглавные или не основные институты. Например, внутри института семьи и брака выделяются не основные институты: отцовства и материнства, родовой мести (как пример неформального социального института), имянаречения, наследования социального статуса родителей.

По характеру целевых функций социальные институты делятся на:

- нормативно-ориентирующие, осуществляют морально-этическую ориентацию поведения индивидов, утверждают в обществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

- нормативно-регулирующие, осуществляют регулирование поведения на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство, ее представительские органы;

- церемониально-символические и ситуативно-конвенционные, определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение, приветствие, утверждения/не утверждения).

В зависимости от количества выполняемых функций выделяют: монофункциональные (предприятие) и полифункциональные (семья).

По критериям способа регулирования поведения людей выделяют формальные и неформальные социальные институты.

Формальные социальные институты. Основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основе санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и криминальным). К таким институтам принадлежат государство, армия, школа. Их функционирование контролирует государство, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Формальные социальные институты определяют прочность общества. Они регулируются не только писаными правилами – чаще всего речь идет о переплетении писанных и неписанных норм. Например, экономические социальные институты функционируют на основе не только закона, инструкции, приказа, но и такой неписанной нормы, как верность данному слову, которая зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений. В некоторых странах взяточничество стало неписанной нормой, настолько распространенной, что является достаточно устойчивым элементом организации экономической деятельности, хотя оно преследуется законом.

Анализируя любой формальный социальный институт, необходимо исследовать не только формально зафиксированные нормы, правила, но и всю систему стандартов, в том числе морально-нравстенных эталонов, обычаев, традиций, которые устойчиво участвуют в регулировании институализированных взаимодействий.

Неформальные социальные институты. Они не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействия в рамках этих институтов не закреплены формально. Являются результатом социального творчества на основе волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм, закрепленных в гражданской мысли, традициях, обычаях. К ним относят разные культурные и социальные фонды, объединения по интересам. Примером неформальных социальных институтов может быть дружба – один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля и санкций в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д.), но нет учреждений. Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Другой пример неформальных социальных институтов – соседство, которое является значимым элементом социальной жизни. Примером неформального социального института может быть институт кровной мести, который частично сохранился у некоторых народов востока.

Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом обществе существует известная доля аномичного, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Это обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов.

 

Среди ученых идет спор о том, какие социальные институты оказывают наиболее существенное влияние на характер общественных отношений. Значительная часть ученых считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе оказывают институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, так как нищее общество не в состоянии развивать науку и образование, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделять приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако к не меньшим социальным изменениям может привести развитие институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.

Таким образом, институциализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество. Каждый социальный институт, с одной стороны оказывает содействие более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой – ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных потребностей удовлетворяется специально организованными институтами, тем многограннее развито общество, тем оно качественно богаче. Чем шире область институциализованого, тем больше предсказуемости, стойкости, упорядоченности в жизни общества и личности. Расширяется зона, в которой личность свободная от своеволия, неожиданностей, надежды на "авось".

Социальные организации: формальные и неформальные


Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно.

Термин «организация» употребляется в трех смыслах.

Во–первых, организацией может называться искусственное

объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее определенную функцию. В этом смысле организация выступает как социальный институт. В таком значении «организацией» можно назвать предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.д.

Во–вторых, термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации (распределении функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д.). Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В–третьих, под «организацией» может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо социально объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое. С этим содержанием термин «организация» употребляется, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

Организация как процесс упорядочивания и согласования поведения индивидов присуща всем общественным образованиям.

Социальная организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализованных структур.

Согласно убеждений П.Блау, собственно к организациям могут быть причислены лишь социальные образования, которые в научной литературе обычно обозначаются как «формальные организации».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.