1. Социальная структура: понятие, элементы и их характеристика.
2. Социальная стратификация.
3. Социальная мобильность общества. Ее виды.
|
Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.
Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.
Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединенных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.
Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).
Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) макроструктуру и 2)микроструктуру,
Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры (смотрите приложение 7).
Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли. Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы, поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.
Социальная структура имеет определенные особенности:
1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;
2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;
3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;
4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.
Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Стратификационному аспекту будет посвящен второй вопрос.
Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций.
Фундаментальным элементом социальной структуры общества является социальный статус, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений.
Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.
Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» - профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» - политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» - демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон.
Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).
Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером.
Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), прирожденный, достигнутый или смешанный.
Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания.
Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее.
Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым.
Иногда возможно несовпадение статусов. Это случается при таких условиях:
1) если индивид имеет высокий статус в одной социальной группе и низкий - в другой. Например, высокооплачиваемый банкир вероятно, но не обязательно, будет иметь высокий статус в собственной семье или группе футболистов-любителей;
2) если права и обязанности одного статуса противоречат выполнению обязанностей другого (статус хорошей матери и жены и бизнес-вумен или женщины-политика).
Социальный статус реализуется через совокупность социальных ролей.
Социальная роль – это функция индивида, которая определяется его правами и обязанностями и выражается в типовом поведении не вызывающем негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов.
Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.
На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы.
Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании. Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.
Класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.
Социальная страта - это прослойка людей, которые имеют одинаковые показатели по определенным критериям социального неравенства. Термин « социальная страта » заимствованный из геологии, где он означает пласты породы. Этот термин более широкий по смыслу, чем понятие "класс", поскольку страты различаются не только по экономическим и политическим признакам, но и по профессиональным, культурным, по месту проживания.
Социальная общность – совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.
В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:
- общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);
- общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);
- групповыми установками и ориентациями.
В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.
Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.
Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.
Большая социальная группа – многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные. К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы.
Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений (сегрегаций) таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре.
Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности – классы.
Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.
|
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими
особенностями, называются естественными. Иногда они имеют тенденцию закрепляться в социальном неравенстве, то есть в разном доступе к богатству, власти, престижу. Социальные различия могут совмещаться или не совмещаться с естественными.
Социально-стратификационная структура никогда не является простым описанием общества в "горизонтальной проекции", она прежде всего является отображением социального неравенства – «вертикальной проекцией», возникающей вследствие социальных различий, которые порождены социальными факторами: разделение труда (работники умственного и физического труда), уклад жизни (городское и сельское население), выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Социальные различия это, прежде всего, статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей. Поэтому социальная структура общества в его "вертикальной проекции" – эта иерархически организованная совокупность статусов, групп, слоев, классов.
Ведущей тенденцией эволюции любого общества является мультипликация социальных различий, т.е. нарастание их многообразия. Процесс нарастания социальных различий в обществе был назван Г.Спенсером «социальной дифференциацией».
Основу этого процесса составляют:
1) возникновение новых институтов, организаций, помогающих людям совместно решать определенные задачи и одновременно резко усложняющих систему социальных ожиданий, ролевых взаимодействий, функциональных зависимостей;
2) усложнение культур, появление новых ценностных представлений, развитие субкультур, что ведет к возникновению в рамках одного общества социальных групп, придерживающихся различных религиозный, идеологических взглядов, ориентирующихся на различные силы.
Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и fatio – делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.
Социальная стратификация – деление общества на вертикально расположенные социальные группы и слои (страты), размещение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем основным критериям неравенства: престиж профессии, неодинаковый доход, доступ к власти, уровень образования.
Стратификация – черта любого общества. Отражает наличие высших и низших слоев общества. А ее основой и сущностью является неравномерное распределение привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных законов и влияния на власть.
Социальное неравенство является основанием и результатом стратификации. Автором термина является американский ученый русского происхождения Питирим Сорокин. Основные положения теории социальной стратификации он изложил в труде «Социальная стратификация и мобильность». Согласно П.Сорокину, социальная стратификация – это дифференциация всей совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества.
Сорокин П. указал на невозможность дать единственный критерий принадлежности к какой-либо страте и отмечал наличие в обществе трех стратификационных оснований (соответственно три вида критериев, три формы социальной стратификации): экономического, профессионального и политического. Они тесно переплетаются, но не сливаются полностью, поэтому Сорокин говорил об экономических, политических и профессиональных стратах и классах. Если индивид перешел из низшего класса в средний, повысил свой доход, то он совершил переход, переместился в экономическом пространстве. Если переменил профессию или род деятельности – в профессиональном, если партийную принадлежность – в политическом. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что, тем не менее, не мешало ему вращаться в высших слоях общества. Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: иерархия профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и стратификация в середине профессиональных групп.
Американский социолог Е. Бродель предлагает различать, использую критерий ранжирования, индивидуальную и групповую стратификацию. Если индивидов выстраивают по рангам независимо от их групповой принадлежности, то мы получим индивидуальную стратификацию. Если совокупность различных групп упорядочить определенным образом, то можно получить групповую стратификацию.
Когда ученый принимает во внимание только объективную сторону ранжирования, он употребляет понятие стратификация. Таким образом, стратификация – объективный аспект или результат ранжирования. Стратификация указывает порядок ранжирования, относительную позицию рангов, их распределение внутри ранговой системы.
Индивидуальная стратификация характеризуется следующими чертами:
1. Порядок рангов базируется на одном критерии. К примеру, футболиста следует оценивать по его игре на поле, но не по богатству или религиозным убеждениям, ученого, - по количеству публикаций, преподавателя – по его успеху у студентов.
2. Ранжирование может учитывать еще и экономический контекст: отличный футболист и выдающийся ученый должны получать высокие оклады.
В отличие от групповой индивидуальная стратификация существует непостоянно. Она действует непродолжительное время. Индивидуальная стратификация основана на личном достижении. Но помимо личных качеств индивиды ранжируются и оцениваются в зависимости от репутации своей семьи или группы, к которой они принадлежат, скажем, богатой семье или ученых.
В групповой стратификации оцениваются и ранжируются не отдельные индивиды, а целые группы, например: низко оценивается группа рабов, высоко – сословие дворян.
При этом ведущими западными социологами предлагается разные критерии измерения социальной стратификации. Французский социолог Пьер Бурдье при рассмотрении этого вопроса взял во внимание не только экономический капитал, измеряемый в категориях собственности и дохода, но и культурный (образование, особенные знания, умения, стиль жизни), социальный (социальные связи), символический (авторитет, престиж, репутация). Немецко-английский социолог Р.Дарендорф предложил собственную модель социальной стратификации, в основу которой положил такое понятие как «авторитет». Исходя из этого, он делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих он делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, то есть бюрократов-менеджеров. Управляемую группу также делит на две подгруппы: высшую – «рабочую аристократию» и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс».
Американский социолог Б.Барбер стратифицирует общество по шести показателям: 1) престиж профессии, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозна или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.
Французский социолог А.Турен считает, что в современном обществе социальная дифференциация осуществляется не относительно собственности, престижа, власти, этноса, а относительно доступа к информации. Господствующее положение занимают люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Американский социолог Т. Парсонс (основатель теории социального действия) выделил другие критерии стратификации, взяв за основу субъективные показатели человека относительно его статуса:
- "качество" как особенность индивида;
-"выполнение" выражает успешность деятельности индивида;
-" владение" не только собственностью, но и талантом, культурными ресурсами.
Английский социолог Э.Гидденс выделяет четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы (смотри приложение 9).
1. Рабство. Оно было формой неравенства, при которой одни люди владели другими. Однако, рабство было неоднородным в зависимости от периода или культуры: в одном случае раб находился вне закона (классическая форма рабства), в другом (традиционная форма) - ему отводилась роль слуги или солдата. Существовали преимущественно непреодолимые барьеры между классами.
2. Касты (Индия, Перу). В особенности характерный для Индии (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Как правило, размежевание каст очень резкое, что практически исключает любую социальную мобильность. Каста связана с индуизмом и с учением о "переселение души". Побуждение к тому, что в "следующей" жизни его каста повысится, требует от индивида строго придерживаться определенных общественных норм. Принадлежность к касте определялась с рождения человека.
3. Сословия. Характерные для традиционных обществ стран средневековой Европы и царской России. К высшему сословию принадлежали аристократы, дворянство и вельможи. К низшему сословию - духовенство, наделенное значительными привилегиями. К третьему - непривилегированные чиновники недворянского происхождения, купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Социальное перемещение хотя и было возможным, но ограниченным. Доминировали предписанные статусы.
4. Классы. Характерны для индустриальных обществ. Отсутствуют твердые препятствия между классами. Принадлежность к классу не обязательно является наследственной. Этот более открытый тип стратификаци, чем другие, а классовые границы не настолько четкие. Поэтому социальное перемещение по классовому признаку возможное, поскольку принадлежность к классу связанная с профессией, материальным уровнем, имущественным цензом индивида, наличием или отсутствием доступа к ключевым контролирующим позициям в обществе и т.п.
В американском обществе У.Уорнер выделил три класса (высший, средний и низший), каждый из которых состоит из двух слоев.
Высший высший класс. «Пропуском» в этот слой служат унаследованное богатство и социальная известность семьи; как правило, это старые поселенцы, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений. Они очень богаты, но не выставляют богатство на показ. Социальная позиция представителей этого элитарного слоя настолько безопасна, что они могут отступать от принятых норм, не опасаясь лишиться при этом своего статуса.
Низший высший класс. Это профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали, а не унаследовали свое положение. Это активные люди с большим количеством материальных символов, подчеркивающих их статус: самые большие дома в лучших районах, самые дорогие автомобили, бассейны и т.д.
Высший средний класс. Это люди для которых главным является карьера. Основой карьеры могут стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом. Представители этого класса очень требовательно относятся к образованию своих детей, для них характерно несколько выставленное на показ потребление. Дом в престижном районе для них является главным признаком их успеха и их достатка.
Низший средний класс. Типичные американцы, являющиеся примером респектабельности, добросовестного отношения к работе, верности культурным нормам и стандартам. Представители этого класса также большое значение придают престижности своего дома.
Высший низший класс. Люди, ведущие обычную жизнь, заполненную повторяющимися из дня в день событиями. Представители этого класса проживают в непрестижных районах города, в небольших домах или квартирах. К этому классу относятся строители, подсобные рабочие и другие, труд которых лишен творчества. От них требуется лишь наличие среднего образования и некоторых навыков; работают они обычно вручную.
Низший низший класс. Люди, находящиеся в крайне бедственном положении, имеющие проблемы с законом. К ним относятся, в частности, иммигранты неевропейского происхождения. Человек из низшего класса отвергает нормы средних классов и старается жить сегодняшним днем, тратя большую часть своих доходов на питание и делая покупки в кредит.
Опыт использования стратификационной модели Уорнера показал, что в представленном виде она в большинстве случаев не соответствует странам Восточной Европы, России и Украины, где в ходе исторических процессов складывается иная социальная структура.
Социально-стратификационная структура общества в котором мы живем, имеет признаки хаотичности и неопределенности и зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:
1. Социальная структура общества стала более гибкой и подвижной. При этом отсутствуют жесткие стратификационные ограничения между социальными уровнями и четкие критерии принадлежности к той или иной страте.
2. Усиливается горизонтальная и вертикальная (преимущественно нисходящая) социальная мобильность.
3 Отсутствие среднего класса как показателя стабильности общества и качественных преобразований в нем. Средний класс должен составлять не менее 50 % от всего населения и определять уровень жизни, потребительские стандарты и модели поведения.
4. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» - бездомные, асоциальные и антисоциальные элементы.
5. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – страт, групп и общностей; необходимость возобновления их как субъектов собственности и власти; появление экономических слоев и страт с соответствующей системой социальных ценностей, норм и правил поведения.
6. Трансформация почти всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных, медицины, науки и т.д.; качественно-глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют и упорядочивают социальную структуру общества.
7. Активизация процессов маргинализации. Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту. Она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции). «Маргиналы» характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.
8. Численно увеличиваются социальные группы, которые характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.
9. Сохраняются профессиональные общности, которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения (преимущественно работники бюджетной сферы).
10. Необходимость повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп (элит).
11. Изменение не только качественных, но и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных экономических, политических, и, как следствие демографических тенденций, население каждый год уменьшается на фоне общей депопуляции населения. Снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).
Для качественных преобразований структуры нашего общества необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, что требует продолжительного времени. В противном случае стратификация общества и в дальнейшем будет терять стабильность и однозначность, границы между группами и слоями станут еще более неопределенными, возникнет множество маргинальных групп.
Издавна мыслители пытались уяснить, может ли существовать общество без социального неравенства, поскольку слишком много несправедливости обусловлено социальным неравенством: недалекий человек может оказаться на вершине социальной лестницы, трудолюбивый, одаренный – всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное отношение к себе.
Каковы причины, порождающие неравенство людей в обществе? В социологии не существует единого объяснения этому явлению. Существуют разные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах социального неравенства (смотри приложение 8).
Функциональный подход (представители Т.Парсонс, Р. Мертон, К.Девис, У.Мур). Представители этого подхода считают, что стратификация – это продукт разделения труда, поэтому неравенство определяется значимостью и престижем функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. На основе иерархии значимости социальных функций, складывается соответствующая иерархия групп, классов, слоев. Вершину социальной лестницы неизменно занимают те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддерживать и обеспечивать единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других социальных функций. Высшие управленческие посты должны занимать самые способные и квалифицированные люди.
Социальная стратификация обеспечивает выделение социальных слоев по определенным важным для конкретного общества признаками: характером собственности, размером доходов, объемом власти, образованием, престижем, национальными и другими чертами. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда между социальными группами: одна из них занимается производством материальных благ, другая – созданием духовных ценностей, третья – управлением и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества, являются более, а другие - менее важными.
Однако функциональный подход не может объяснить дисфункций, когда отдельные роли вознаграждаются отнюдь не пропорционально их весомости, значению для общества. Например, вознаграждение лиц, занятых обслуживанием элиты. Критики функционализма подчеркивают, что вывод о полезности иерархического построения противоречит историческим фактам столкновений, конфликтов страт, которые приводили к сложным ситуациям, взрывам и порой отбрасывали общество назад.
Функциональный подход также не позволяет объяснить признание за индивидом его принадлежности к высшему слою при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т.Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.
Функциональная теория стратификации исходит из:
1) принципа равных возможностей;
2) принципа выживания самых приспособленных;
3) психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества – мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д.
4) принципов трудовой этики, согласно которой успех в работе является знаком Божьей милости, неудача – результатом только недостатка хороших качеств и т.д.
В рамках конфликтного подхода (представители К.Маркс, М.Вебер) неравенство рассматривается как результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов. Представители марксизма, например, главным источником неравенства называют частную собственность, порождающую социальное расслоение общества, появление антагонистических классов, которые имеют неодинаковое отношение к средствам производства. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело К.Маркса и его ортодоксальных последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
Теория социальной стратификации М.Вебера построена на теории К.Маркса, которую он модифицирует и развивает. Согласно М. Веберу, классовый подход зависит не только от контроля над средствами производства, но и от экономических отличий, которые непосредственно не связаны с собственностью. К таким ресурсам относятся профессиональные навыки, полномочия и квалификацию, благодаря которым определяются возможности трудоустройства.
В основании теории стратификации М.Вебера лежат три фактора, или измерения (три компонента социального неравенства):
1) экономический статус, или богатство, как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности;
2) политический статус, или власть как возможность подчинять своей воле других людей;
3) престиж – основа социального статуса – как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания.
Расхождения между учениями Маркса и Вебера заключаются в том, что Маркс в качестве главных критериев формирования классов рассматривал собственность на средства производства и эксплуатацию труда, а Вебер – собственность на средства производства и рынок. У Маркса классы существовали всегда и везде, где и когда существовали эксплуатация и частная собственность, т.е. когда существовало государство, а капитализм только в современности. Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом. Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. Где их нет, нет и классов. Рыночный обмен выступает регулятором отношений только при капитализме, стало быть, и классы существуют только при капитализме. Именно поэтому традиционное общество – арена действия статусных групп, и только современное – классов. По Веберу классы не могут появиться там, где нет рыночных отношений.
В 70-80-е годы получила распространение тенденция синтеза функционального и конфликтного подходов. Наиболее полное выражение она нашла в работах американских ученых Герхарда и Ждин Ленски, которые сформулировали эволюционный подход к анализу социальной дифференциации. Они показали, что стратификация не всегда являлась необходимой и полезной. На ранних ступенях развития иерархии практически не было. В дальнейшем она появилась вследствие естественных потребностей, частично на основе конфликта, который возникает в результате распределения прибавочного продукта. В индустриальном обществе она базируется в основном на консенсусе ценностей власть имущих и рядовых членов общества. В связи с этим вознаграждения бывают и справедливыми, и несправедливыми, а стратификация может способствовать или затруднять развитие, в зависимости от конкретно-исторических условий и ситуаций.
Что послужило основанием (причинами) социальной стратификации?
1. Разделение общественного труда.
2. Переход от присваивающего вида хозяйственной деятельности к производящему виду.
2. Появление прибавочного продукта и как следствие развитие товарно-денежных отношений.
3. Неравный доступ к средствам произвождства и результатам совместной деятельности.
4. Неравные возможности накопления богатства и влияния на власть.
5. Возникновение института частной собственности.
6. Неравномерное распределение привелегий, ответственности и обязанностей.
7. Наличие или отсутствие социальных законов, закрепляющих и контролирующих систему неравенства
Причины изменения социально-стратификационной структуры общества: 1) социальные революции; 2) изменение политического режима; 3) гражданские, межнациональные, межгосударственные войны; 4) реформы; 5) стихийные бедствия.
Социально-стратификационный подход является одновременно методологией и теорией рассмотрения социальной структуры общества. Он придерживается основных принципов:
- обязательность исследования всех слоев общества;
- использование для их сравнения единого критерия;
- достаточность критериев для полного и глубокого анализа каждого из исследуемого социального слоя.
Итак, социальная стратификация является отражением вертикального неравенства в обществе. Общество организует, воспроизводит неравенство по нескольким основаниям: по уровню благосостояния, богатства и дохода, престижа статусных групп, обладания политической властью, образования и др. Можно утверждать, что все виды иерархии значимы для общества, поскольку позволяют как регулировать воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.
Таким образом, главная идея теории стратификации – извечное неравенство индивидов и групп в обществе, которое не возможно преодолеть, поскольку неравенство является объективной особенностью общества, источником его развития (в отличие от марксистского подхода, который предполагал социальную однородность общества в будущем).
Современные теории социальной стратификации, которые выдвигают те или иные критерии разделения общества на социальные слои (группы), служат методологической основой для формирования теории социальной мобильности.
|
отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).
Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.
Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».
Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.
Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.
Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.
Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.
В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.
Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.
Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.
Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию. Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.
Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.
Групповая мобильность. Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.
Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.
Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.
Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.
Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.
Межпоколенная мобильность. Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность. Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.
На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.
Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств
Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.
Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.
От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.
Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.
Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.
|
Плодотворной в социологической и политологической науке оказалась теория Георга Зиммеля о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли в нем среднего класса. Занимая промежуточное положение, средний класс играет своеобразную объединительную роль между противоположными полюсами социальной структуры, смягчая их противостояния. Чем большую часть общества составляет средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, процесс формирования фундаментальных ценностей общества, избегая крайностей, присущих противоположным силам.
Заметное внимание ученых к среднему классу обусловлено осознанием его роли в обществе, приобретением значений, которое он имеет в формировании общества современного европейского типа - интегрированного сообщества без чрезмерного имущественного расслоения, с наличием среднего класса.
Средний класс - наиболее многочисленная сртата в обществе с особой шкалой ценностей и ее приоритетами, задающая модель жизнедеятельности и поведения, комплекс качественных и количественных показателей.
Выделяют два теоретико-методологических подхода к фиксации среднего класса. Субъективный подход основывается на самоидентификации, то есть на убеждении самих членов общества в принадлежности их к среднему классу. Этот подход отражает ментальный, психологический и практически-поведенческий аспекты. Объективный подход базируется на признаках, не зависящие от убеждений индивидов и измеряется по доходу на душу населения, отражает социально-экономическую реальность. Субъективный метод обычно показывает высокие результаты, чем объективный.
По данным социологов, которые брали за основу объективные показатели принадлежности к среднему классу в развитых странах с рыночной экономикой средний класс составляет более 60% населения. В США средний класс составляет 70% населения, в Германии - 65%, в Англии - 63%, во Франции -62%, в Японии - 62%, в Италии - 59%. Высокий удельный вес среднего класса в обществе помогает сохранять развитым странам социальную стабильность, даже несмотря на периодическое рост напряженности.
Средний класс экономически развитых странах выполняет функции инвестора, источники государственного бюджета государства, гаранта демократического развития, формирует внутренний рынок, определяет электоральное поведение и общественную психологию. Средний класс формирует моральные стандарты общества, поскольку благодаря своей превосходящий численности доминирует почти во всех сферах жизнедеятельности. Именно он является основным налогоплательщиком. От экономического положения среднего класса во многом зависит инвестиционная активность населения, выполнения государственных социальных программ. Благодаря своей экономической активности представители среднего класса обеспечивают развитие общества и постоянно повышают стандарты уровня жизни. Представители среднего класса заинтересованы в стабильности и в сохранении своих социальных позиций. Желание закрепить достигнутое связано с нежеланием изменения устройства государства.
На данный момент в нашей стране не существует общей системы критериев, по которым можно было бы без колебаний отнести граждан к среднему классу. Но большинство исследователей данной проблемы выделяют следующие признаки:
1. Уровень текущих доходов, то есть уровень материального благосостояния и стандартов потребления.
2. Уровень образования и квалификации и профессионально-образовательный статус, престижность профессии.
3. Место в системе собственности.
4. Специфика системы мотивов к труду.
5. Успешность деятельности в рыночных условиях.
6. Культурный уровень.
7. Образ и стиль жизни.
8. Самоидентификация на основе определения ценностей и групповой идентичности.
9. Значительный уровень воздействия на фоне других социальных групп на принятие решений властными структурами в сфере экономики, внутренней политики
Поэтому к среднему классу сегодня относятся как традиционные слои частных собственников - представители среднего и малого бизнеса, так и высоко оплачиваемые или наемные рабочие - менеджеры частных компаний, государственные служащие высшего уровня, банковские руководители, адвокаты, юристы, ученые, врачи, инженеры и др.
Ресурсы власти и влияния этого класса связаны не только с капиталом и средствами производства (как в "старого" среднего класса), но и с интеллектуальной собственностью и профессиональной деятельностью. Их основной капитал - владение информацией, знаниями и творческими способностями. Благодаря концентрации ресурсов, востребованными в современной экономике, новый средний класс контролирует становления нового постиндустриального порядка.
Средний класс неоднороден, но всем его представителям присущи такие общие черты:
1) высокая материальная обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи;
2) высокая образованность или квалификация, которая позволяет заниматься престижными и хорошо вознаграждаемой видами деятельности, иметь определенный культурный опыт;
3) политический консерватизм, основанный на удовлетворении своим социальным положением и желании сохранить существующий в обществе ценностно-нормативный порядок.
В современной Украине средний класс в традиционном для Запада понимании еще не сложился. Проблема его становления не только в его малочисленности, но и в том, что формируется он в ограниченном составе - за счет отдельных профессиональных групп, обслуживающих рынок и власть. Сюда не входят массовые слои интеллигенции - работники науки, культуры, образования, медицины, инженеры - те профессии, которые должны обеспечиваться стабильно высокими доходами. Ведь доход как основной критерий принадлежности к среднему классу должен тесно связано с уровнем образования и культуры, профессиональной подготовкой. Даже работая по специальности, люди в нашем обществе не имеют возможности жить в соответствии со стандартами среднего класса западного общества.
Основными препятствиями на пути к формированию полноценного среднего класса в нашем обществе является:
1. Низкие доходы большинства населения страны и высокую степень экономического неравенства.
2. Отсутствие каких-либо инвестиций, обеспечивающих будущее потребление.
3. Отсутствие эффективных и действующих финансовых инструментов, механизмов стимулирования инвестиций в образование, жилищестоительства, сферу здравоохранения, стимулирование потребления товаров национального производства и тому подобное
.4. Отсутствие надлежащей защиты частной собственности и широких возможностей для развития мелкого и среднего бизнеса.
5. Развитие теневого сектора экономики.
6. Наличие проблемы безработицы.
Средний класс является показателем стабильности и уровня развития общества. Поэтому сегодня и на перспективу государство должно проводить эффективную социально-экономическую и культурную политику, направленную на поддержку среднего класса.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение "социальной структуре" общества? Из каких основных элементов она состоит?
2. Раскройте сущность основных теорий социальной структуры общества.
3. Что выражает понятие "социальный статус", какие его особенности? Объясните связь понятий "социальная роль" и "социальный статус".
4. Что такое социальная общность? Приведите примеры социальных общностей.
5. Почему в социологии наряду с понятием "социальная общность" употребляется понятие "социальная группа"? Какие признаки социальной группы?
6. Охарактеризуйте виды социальных групп.
7. Объясните природу социального неравенства и его значение для общества.
8. У чем сущность социальной стратификации? Назовите критерии и ее исторические типы.
9. Объясните значения категории "социальная мобильность" и ее роль в динамике социальной структуры современного общества.
10. Какие виды социальной мобильности Вам известны? Чем предопределяются групповая и индивидуальная социальная мобильность?
11. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов в обществе? Что мешает им преодолевать границы между социальными прослойками?
12. Укажите наиболее характерные признаки развития социальной структуры современного общества.
13. Кто такие маргинали? Какие причины актуализируют проблему маринализации в нашем обществе?
14. Дайте определение "среднему классу". Какая его роль в структуре общества?