Различного рода социальные новации порождались эволюцией, а не были результатом творческой деятельности людей. Социальные институты: семья, государство, церковь и прочие появились как воплощение организующей силы эволюционных процессов.
К условиям, образующим среду социального организма, Спенсер относит природные факторы и социально-культурные – обряды, привычки, традиции, социальные институты. По мере прогресса эти факторы приобретают все большее значение, способствуя ускорению прогресса, росту социального и культурного многообразия. Поэтому Спенсер был противником не только идеи социальной революции, но и каких бы то ни было социальных реформ, инициаторами которых выступают индивиды. Доводя до логического конца эту идею, он считал, что государство не должно заботиться о вдовах, сиротах, больных, выступал против законов о помощи бедным и вообще против всякого вмешательства государства в общественную жизнь. Государство – свободная организация, которая защищает свободных индивидов. Оно не должно заниматься коммерческим законодательством, руководить религиозными учреждениями, благотворительными обществами. Главная задача государства – осуществление правосудия и обеспечение условий для соблюдения закона равной свободы, которая практически означает защиту собственности граждан от ограбления и войн.
В соответствии с его определением социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усовершенствования и усовершенствования деятельности социальных институтов. Основными составляющими эволюции, в том числе социальной, есть: интеграция – переход от простого к сложному; дифференциация – переход от однородного к разнородному; возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.
Объективным критерием процесса эволюции Спенсер считал степень дифференцированности и интегрированности того или иного явления, а главным фактором – разделение труда, которое ведет к становлению индустриального общества. Общество у Спенсера – это часть природы, социальный организм, подобный биологическим системам, оно развивается по общим системным принципам. Подобно биологическим организмам, общество в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы). Возрастание массы приводит к усложнению социальной структуры. Это находит свое проявление в возрастании числа социальных групп и общностей, которые, в свою очередь, создают социальные институты как формы самоорганизации своей жизни. Социальные институты (домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные), являются продуктом поступательной эволюции.
Как в биологических, так и в социальных организмах усложнение структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что ведет к усилению взаимозависимости и взаимодействия частей. Каждое развитое общество имеет три системы органов, каждая из которых выполняет определенную функцию: производящую, распределительную и регулятивную.
Общество он разделял на два основных типа: военное (милитаристское) и промышленное (индустриальное). Поэтому содержание исторического процесса состоит в постепенном переходе от милитаристского к промышленному типу общества, от механического принуждения к организованному объединению на основе общности интересов и сотрудничества. Военное общество характеризуется централизованным контролем и иерархической системой власти. В нем превыше всего ценится дисциплина, а церковь похожа на воинскую организацию. Источником классовых различий считал завоевания: победители образуют господствующий класс, побежденные стают рабами или крепостными. Различные совместные действия единиц совершаются принудительно. Во главе «военного» общество обычно стоит «солдат-вождь», деспот, опирающийся на армию и контролирующий все социальные сферы. Жизнедеятельностью отдельного индивида распоряжается общество, поглощая его индивидуальные права. Воля гражданина во всех видах деятельности, в том числе и частной, руководится волею правительства, которое запрещает менять местожительство, занятия, общественное положение. Характер людей, живущих в обществах военного типа, приспосабливается к условиям существования. Поскольку военный успех считается высшей славой, высшими достоинствами признаются храбрость и сила. Члены этого типа общества должны обладать такого рода патриотизмом, который считает триумф их общества высшей целью деятельности. Они должны обладать слепой верой в авторитет и готовностью быть направляемыми другими, а, следовательно, и малой инициативой. К военному типу общества Спенсер относит «варварское государство дагомейцев», исчезнувшую «полуцивилизацию инков», Древний Египет, общину спартанцев, а также современную ему Германию. Сходство организаций этих обществ ученый объясняет не природными условиями, не численностью населения, а «привычной воинственностью всех этих обществ».
В индустриальном обществе преобладает промышленность и торговля, появляется политическая свобода, становится болем гибкой социальная организация. Здесь господствуют отношения добровольной кооперации, поскольку все сделки совершаются путем свободного обмена, неимеющего принудительного характера, и ни один индивид не подчиняется другому принудительно. Целью общественной деятельности промышленного типа общества является предохранение индивидуальной деятельности от посторонненго вмешательства, не вытекающего из права взаимного ограничения. Роль контролирующих органов, которые избираются членами общества – в «поддержании справедливости», в «наблюдении, чтобы каждый гражданин получал блага соразмерно своей деятельности, а не в результате искусственного распределения». Все происходящие перемены ведут, по мнению Спенсера, к переходу от порядка, при котором индивиды существуют для государства, к порядку, при котором государство существуют для индивидов.
Поскольку члены промышленного общества заняты исключительно мирными делами и свободны от власти принудительного правления, чертами их характера является уважение к правам других людей, человечность, отсутствие мстительности, жестокости, себялюбия, свирепости, свойственных людям воинственных обществ. С развитием индустриализма развилось чувство независимости, уменьшилась вера во всемогущество правительства, и патриотизм перестал быть таким узким. Растущая предприимчивость, уменьшающаяся вера в правительство и нежелание подчиняться безответственной власти указывает на развитие чувства индивидуальности, сопровождается уважением индивидуальности других, что обнаруживается уменьшением враждебных действий против них и увеличением забот об их благополучии.
Симпатия Спенсера на стороне индустриальных стран, ведь именно в них человеку предоставляется большая свобода деятельности, государство не посягает на частную жизнь и права своих граждан, заботится их благополучии, отношения между людьми регулируются законом, миролюбивая деятельность имеет «положительное морализирующее значение».
В концепции социальной эволюции любое самое прогрессивное общество, достигшее стадии индустриализма при определенных условиях может начать регрессировать к обществу военного типа. Примером этого, считал Спенсер, может служить современная ему Германия, а также некоторые европейские страны, где явно наметилось развитие милитаристских тенденций.
В идеальном обществе личные желания совпадают с интересами общества, «прямо преследуя свои личные цели», человек «косвенно тем самым будет исполнять и свои обязанности как члена общества». Идеальное общество можно считать справедливым в том случае, если в нем работает закон «равной свободы», по которому все индивиды должны пользоваться таким ее объемом, который согласовывается с равной свободой других индивидов. Иными словами, «каждый человек волен делать все, что хочет, лишь бы он не нарушал ничьей подобной же свободы». Подобная «формула справедливости» предполагает равенство только относительно «взаимно ограничивающих сфер деятельности», но не распространяется на результаты деятельности. Здесь, по убеждениям Спенсера, равенства нет и быть не может. Поэтому идеал социализма, базирующийся на принципах государственного регулирования человеческой деятельности и принудительного равенства в распределении благ, он категорически не приемлет.
История человечества в концепции Спенсера предстает как высшая фаза космической эволюции – социальная эволюция, которая подчиняется универсальным «естественным законам, но, в то же время имеет свою специфику». Спенсер стремился создать идеологически нейтральную модель развития общества, исключающую в качестве критерия прогресса нравственное совершенствование человека. Поскольку движущей основой эволюции является сила, направление истории не предопределено. Нельзя не признать непоследовательность Спенсера в применении принципов эволюции к развитию общества, а также нечетким разграничением биологического и социального.
Исходным пунктом социологии Карла Маркса (1818-1883) также был позитивизм. Маркс создал материалистическое учение об обществе, в соответствии с которым определяющим фактором развития общества есть способ производства материальных благ. По Марксу, развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, он создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между разными сторонами общества. Он рассматривал общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник формирования и развития которой находится в ней самой. Маркс считал, что историческая смена формаций происходит путем разрешения противоречий, конфликтов. Таким образом, Маркс впервые представил общество как продукт объективно-исторического процесса, зависящего не от воли и сознания людей, а базирующегося на развитии производительных сил и производственных отношений. Он обосновал возникновение социального неравенства и разработал теорию социальной структуры общества – теорию классов и классовой борьбы и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
Позитивизм – это направление в социологии признающее источником познания социальные науки, которые опираются на естествознание, и отрицающее философию как область научного знания.
Таким образом, позитивистское направление в социологии ХІХ – начала ХХ веков было ведущим и оказало большое влияние на процесс формирования социологии как самостоятельной науки. Характерными чертами раннего позитивизма были натурализм, органицизм, эволюционизм и феноменализм, которые строились на моделях биологии, анатомии, физиологии человека, а также и механики. Его основные положения можно свести к следующему:
· Социальная действительность – часть природной, нет ни одного социального закона, который бы не был модификацией закона, действующего в природе;
· Социология должна строится по образцу естественных наук, и использовать их методы;
· Социологическое знание не должно содержать в себе умозрительные толкования, оно должно давать объективное описание социальной действительности в количественных параметрах;
· Человек – это преимущественно природное существо с врожденными биопсихическими свойствами, неспособное к социальному творчеству.
В рамках социологического позитивизма появилось несколько других направлений и школ, которые повлияли на дальнейшее развитие социологии как самостоятельной науки. Ведущими среди них были географическая школа, расово-антропологическая, органистическая, школы социального дарвинизма и социального механицизма.
Основоположником школы социального дарвинизма, базирующейся на позициях натурализма, является австрийский социолог Л. Гумплович (1838 – 1909), а его последователями американские социологи А. Смолл (1854 – 1926) и У.Сэмнер (1840-1910).. Основная идея социального дарвинизма – сведение законов развития общества к таким биологическим закономерностям: естественный отбор, борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, врожденная агрессивность человека и т.п. Так, Гумплович не допускал мысли о том, что когда-нибудь прекратится классовая борьба. Для него она являлась естественным и основным законом. У.Самнер утверждал, что борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не только невозможно, но и не нужно отменять. Убеждая в естественности существующих порядков, он доказывал, что капитализм – это «единственно здоровая экономическая система», а миллионеры – «продукт естественного отбора». Основой социальной структуры общества представители этой школы считали природные способности человека.
Представители расово-антропологической школы (Ж.Гобино, Х.Чемберлен и др. ), как разновидности натуралистического и биологического направлений социальной мысли, считали главными причинами развития общества наследственность, «расовый отбор», а расы – основными субъектами исторического процесса. При этом расы разделяли на "высшие" и "низшие" и смешение рас считали основным фактором физической и культурной деградации общества. Ошибочность исходных позиций и отсутствие научной аргументации обусловили нежизнеспособность этого направления в научном плане, а вот в плане политики оно дало толчок к появлению расизма, геноцида, этноцида и фашизма.
Географическая школа в социологии (ее представители – Ш.Монтескье, И. Мечников, К.Риттер, Г.Бокль и др.) абсолютизировали роль географической среды и ее отдельных компонентов (климата, ландшафта, протяженности береговой линии и т.п.) в развитии общества. Теоретики этой школы, как правило, недооценивали специфику общества и масштабы деятельности человека по претворению природной среды в культурную, видели однозначную зависимость психологических и культурных процессов от физических факторов внешней среды. Монтескье исследует влияние климата на человека, его натуру, на политические структуры Следствием влияния физических, а потом моральных есть формирование нравов, законов, обычаев, которые он определяет с большой точностью: «Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами; законы или не могут, или не хотят устанавливать их».
Представители органистической школы в социологии (Г.Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс и др.)рассматривали общество как аналог природного организма, а социальную жизнь стремились объяснить с помощью прямой проекции биологических закономерностей. Слабость органицизма в социологии обуславливалась не только тем, что его представители пользовались аналогиями между обществом и организмом, а тем, что эти аналогии подчас подменяли конкретный анализ общества и мало что давали в теоретическом и практическом отношениях.
Социальный механицизм – одно из направлений натурализма в социологии, представители которого (Л.Кэтле, В.Парето и др.), исходя из классической механики, стремились объяснить общественную жизнь и поведение человека механическими закономерностями, широко используя при этом физическую терминологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат.
Перечисленные выше характерные черты позитивистской социологии привели, в конце концов, к признанию ограниченности и недостаточности натуралистических толкований социальной жизни, неспособности естественнонаучных понятий и методов раскрыть всю сложность общества и человека как существа социального.
Параллельно биолого-натуралистической социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу Х1Х в. начинает преобладать психологическая тенденция в понимании общественно-исторических процессов и закономерностей исторического развития. Психологизм в социологии – это попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Основополагающей ориентацией психологического направления в социологии становится не психология индивидуального человека, а психология коллективная или социальная.
Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Г.Тард (1843-1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования – анализа исторических документов и статистических данных. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В то же время общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается, по Тарду, через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т.д. Главным психическим механизмом он считал подражание, благодаря которому общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения.
Одной из центральных проблем социологии в 80-90-е годы было исследование толпы. Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению, она делает из человека автомат, ослабляя или уничтожая его индивидуальность. Его соотечественник Г.Лебон (1841-1931) пришел к выводу, что европейское общество вступает в новый период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Революцию он считал массовым проявлением истерии.
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии был Л.Уорд (1841-1913). Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и сосредоточил свое внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. По Уорду, с возникновением человека первоначально единая эволюция раздваивается и спонтанное развитие стихийных сил, которое он называл генезисом, дополняется сознательными действиями человека, преследующего определенные цели. Эту сознательную сторону эволюции он называет «телезисом». Он проводит грань между «естественным» прогрессом, обусловленным слепым действием всеобщих законов эволюции, и прогрессом «искусственным», связанным с активной деятельностью людей. Носителем «коллективного телезиса», по Уорду, является государство, которое обеспечивает сознательную кооперацию индивидов.
Уорд анализирует психологические мотивы, которые приводят в движение общество. Первичной социальной силой являются биологические потребности, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни вида, а также сексуальные стремления, обеспечивающие продолжение рода. На базе первичных потребностей формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает развитие общества. Причем Уорд придавал чувствам, как фактору социального развития, большее значение, чем разуму. Он заключает, что чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство.
Идеи Уорда получили дальнейшее развитие в работах Ф.Гиддингса (1855-1931). Признавая, что социальная жизнь состоит из материальных и психических явлений, существующих нераздельно и в зависимости друг от друга, он в психической стороне общественных явлений ставит на первый план волевые процессы коллективного характера. Исходным принципом, первичным элементом, на котором Гиддингс строит свою концепцию, выступает понятие «коллективное сознание рода» или «социальный разум». Он подчеркивал, что социальный разум есть явление, обнаруживающееся во взаимодействии многих индивидуальных разумов и его продуктами являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Физической основой естественного общества Гиддингс признает объединение индивидов как результат действия чисто внешних физических причин. Но это только простая основа – истинное объединение (ассоциация) есть процесс психический, в котором центральную роль играет взаимодействие между индивидами.
Важная роль в развитии психологической концепции в социологии принадлежит Ч.Кули (1864-1929). Первичными фактами общества, по мнению ученого, являются представления, которые люди имеют друг о друге, а личность – это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. Это понятие отраженного или зеркального «Я», констатирующее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки, Кули распространил на всю сферу общественных отношений. Но если общество складывается из взаимных психических реакций людей друг на друга, то и наибольшее значение в жизни общества должны иметь межиндивидуальные отношения (интеракции) в «первичных группах» (семья, «соседство», «игровые группы» и т.д.). Открытие этих взаимоотношений и постановка их исследования на практическую основу – заслуга Кули. Он положил начало такому теоретико-методологическому течению, как интеракционизм.
Таким образом, психологическое направление в социологии было шагом вперед в исследовании социальной реальности и построении теоретической концепции общественного развития. Психологическая социология привлекла внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни и ряд других. Однако многие аспекты социальной действительности нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия.
|
Поиски новых путей к познанию общества привели к возникновению убеждения в том, что социальная реальность имеет свою специфику, что социальные структуры и отношения есть продукты прошлой и современной деятельности человека и что, следовательно, в центре внимания социологии должны быть социальные действия и взаимодействия.
Учение Э. Дюркгейма (1857 – 1917), патриарха французской социологической школы, носило противоречивый характер. С одной стороны, он сохранял приверженность позитивизму, стремясь строить социологию по образу естественных наук, а с другой – был сторонником социального реализма, который требовал понимания общества как реальности особого вида, отличной от всех других ее видов и доминирующей над индивидами. Специфика социологической доктрины Э.Дюркгейма связана с научным методом, который позволяет преодолеть эмпиризм О.Конта. Смысл этого метода состоит в том, что явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга, можно понять лишь в контексте причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют. Социология, по Дюркгейму, является наукой о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей. Их влияние на людей осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и др.).
Дюркгейм сформировал принцип: социальные факты необходимо рассматривать как вещи, то есть изучать их объективно и не предубежденно. Он полагал, что социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения. Все социальные факты ученый делит на две группы:
- материальные (зрелость производительных сил, плотность населения, интенсивность общения и др.);
- духовные (коллективные представления, верования, привычки, традиции, обряды, привычки). Определяющую роль Дюркгейм отводил духовным ценностям и суждениям.
В своей книге "Метод социологии" Э. Дюркгейм формулирует следующие требования к социальным фактам: 1) социальные факты нужно рассматривать как вещи; 2) социальные факты следует объяснять другими социальными фактами; 3) они должны быть внешними по отношению к индивидам и иметь принудительное влияние на них; 4) факты не могут быть связаны с идеологией; 5) социальные факты имеют коллективный характер.
Общество он рассматривал как социальную целостность, подобную живому организму, все составные элементы которого выполняют определенные функции, и которому свойственны состояния нормы и патологии. Внешним, эмпирически фиксируемым принципом нормального или патологического состояния общества Дюркгейм считал распространенность или, наоборот, не распространенность, исключительность какого-либо явления (например, преступность, суицид и др.). Его по праву считают основоположником структурного функционализма – влиятельного течения в современной социологии.
Стремясь обосновать принцип специфичности и автономности социальной реальности, элементами которой ученый считал социальные факты, Дюркгейм утверждал, что общество возникает в процессе причинного взаимодействия индивидов, но вскоре поднимается над ними, получает приоритет над индивидами. Дюркгейм вводит новое понятие "коллективные представления", которые выступают как объективные по отношению к индивиду, соотносятся как целое и часть. Общество в концепции Э. Дюркгейма отождествляется с Богом, влияет на людей и делает их разумными и моральными существами. Так возникает "социологизм" – принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее доминирования над индивидами.
В основе развития общества, по Дюркгейму лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Развитие общества от примитивных форм к более сложным осуществляется благодаря разделению труда. Разделение труда он рассматривает как процесс специализации и распределения людей по профессиям, индивидуализации личности. Специализация профессиональных ролей, с одной стороны усиливает разнообразие форм деятельности, но с другой – порождает стремление к кооперации труда и обмену его результатами. Общественное разделение труда приводит к социальной солидарности людей. Идея социальной солидарности занимает важное место в концепции Э. Дюркгейма. Ее ученый рассматривал как главный фактор интеграции индивидов в общество.В основе социальной солидарности лежат коллективные представления, то есть совокупность общих верований, чувств, традиций, которые принимают члены групп или общества.
В процессе эволюции происходит переход от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью. Первая характерна для архаичных (примитивных) и неразвитых обществ с незначительным разделением труда, где в качестве объединяющей силы выступает коллективное сознание и коллективные представления и где коллективное поглощает индивидуальное. Вторая характерна для сложных (организованных) обществ – результат углубляющейся системы разделения труда, когда каждый становится личностью и видит личность в другом. Приходит осознание зависимости друг от друга, своей неразрывной связи с обществом. Специализация профессиональных функций и ролей формирует личность, обуславливая различия между индивидами. Репрессивное право уступает место так называемому реститутивному (восстановительному) праву, функция которого состоит в том, чтобы привести «нарушенные отношения к их нормальной форме». Прежнее архаическое религиозное сознание уступает место светскому, рационалистическому. Разнообразие интересов и потребностей индивидов побуждает их к согласию, терпимости.
Анализируя нормальное и патологическое состояния общества, Дюркгейм вводит понятие аномии – это состояние социальной системы, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно, поэтому значительная часть граждан относятся к ним негативно или равнодушно, что приводит к дезинтеграции общества и личности, отсутствия четкой моральной регуляции поведения людей. Мораль, религия и церковь в концепции Дюркгейма – главные факторы объединения людей, средства преодоления двойственности человека. Вследствие быстрого обновления общественной жизни разрывается традиционный порядок и моральные основы, поддерживаемые религией. Мораль, религия и церковь в концепции Дюркгейма - главные факторы объединения людей, средства преодоления двойственности человека. В обществе становится все больше людей, которые живут без осознания цели, смысла, ощущают свою ненужность и невостребованность. С этим процессом Дюркгейм связывал возникновения и существование явления "аномии". Это понятия он использовал для анализа нормального и патологического состояния общества.