Основные положения этой теории следующие:
1. Человеку, в отличие от животного присущие умственные способности, которые формируются в процессе социального взаимодействия.
2. В процессе социального взаимодействия люди учатся смыслам и символам, которые позволяют им использовать человеческие способности.
3. Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают.
4. Сами значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами.
5. Значения изменяются и применяются посредством интерпретации - процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов, смыслов), его окружающих.
6. Люди способны модифицировать или изменять смыслы и символы, исходя из собственной интерпретации определенной ситуации.
Сторонники этой теории считают, что социальное действие следует анализировать с точки зрения деятеля соответственно его личностным оценкам и толкованиям.
Таким образом, процесс взаимной интерпретации и выработки общих определений (конвенционального характера), необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную «клеточку» социальной жизни. Человеческое общество есть разветвленный социальный процесс, в котором люди заняты построением совместных действий с целью разрешения стоящих перед ними ситуаций.
Сторонники индивидуалистского метода (Д.Хоманс, Дж.Линд, Г.Блумер и др.) взяли на себя ответственность отразить в социальном индивидуальное. Основная идея методология индивидуализма сводится к следующему: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача состоит в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.
Схема действий включает в себя такие элементы:
1) действующее лицо, т.е. индивида или группу;
2) вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной долей принуждения;
3) преследование какой-либо цели через действие;
4) манипулирование ресурсами для достижения цели;
5) более или менее четко обозначенное поведение.
Теория социального обмена американского социолога Дж.Хоманса дает объяснение совокупности индивидуальных действий. Дж.Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:
1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяетс
2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.
3) Если вознаграждение велико, то люди чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.
4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремиться прикладывать усилия для их удовлетворения.
Модификацией теории обмена Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж.Уолстера.Эта теория сформулирована также в виде постулатов:
1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.
2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.
3) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.
4) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения».
Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится как главный стимул действия индивидов и групп.
|
Эмпирическая социология проходит несколько этапов в своем развитии и представлена тремя основными школами - чикагской, колумбийской и гарвардской.
Центром формирования эмпирической социологии стал Чикагский университет (чикагская «школа жизни»), где в 20-30 гг. XX ст. развернулись многоцелевые прикладные исследования, ориентированные на осмысление живого процесса жизнедеятельности людей («плебейские сюжеты») в конкретных ситуациях. Перенос акцента в область методики, техники и процедур социологического исследования обусловил «методический взрыв», сделал методику «суб-дисциплиной».
Исследователи Колумбийской школы в 50-е гг. сосредотачивают внимание на поиске универсальных закономерностей поведения человека в социальной организации, выяснении механизмов сохранения стабильности социальных систем, структуры социального взаимодействия между людьми и т.п. Параллельно в Гарвардском университете разрабатывается индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений» на основе широко известных ныне «хоторнских экспериментов» Элтона Мэйо и его учеников. Они проводились на производстве в «Вестерн Электрик Компани» с целью поиска дополнительных факторов эффективности производства и улучшения социально-психологических отношений между работниками в трудовом коллективе. Эксперимент привел к выводу об особом влиянии на производительность труда человеческих отношений. Обнаружилось, что норма выработки работника зависит не столько от его физических усилий, сколько от давления на него рабочей группы, которая задает определенный темп работы и правила поведения. Поэтому методы, предложенные Э.Мейо, были направлены на усовершенствование социально-психологических отношений между рабочими и руководителями, улучшение нравственно-психологического климата. Главными элементами теории "человеческих отношений" является: 1) ориентация на людей, а не на технический аспект производства; 2) замена индивидуального вознаграждения коллективным; 3) формирование положительного нравственно-психологического климата, повышение рабочих удовлетворенности своей работой; 4) гуманизация труда, участие рабочих в управлении производством.
В свое время эта теория была распространенной в Америке и за ее пределами. Действовали специальные центры, в многих университетах был внедрен учебный курс из теории "человеческих отношений".
В 70-80 гг. в США происходит возрастание объемов эмпирических исследований. В дальнейшем в них выделяются два направления - социальная инженерия и клиническая социология, тесно связанные между собой. Если главной задачей специалистов первого направления является разработка конкретных рекомендаций по перестройке структуры управления в какой-либо фирме или на производстве, то представители второго направления проводят практическое обучение руководителей и персонала с целью практического решения поставленной задачи.
Таким образом, эмпирическая социология возникает и развивается как самостоятельное специфическое направление, целью которого является тщательный эмпирический анализ социальной действительности и разработка на его основе практических рекомендаций, направленных на усовершенствование разных сфер общественной жизни.
Завершая анализ основных парадигм и направлений современной социологии можно предположить, что и в будущем сохранится плюралистический, дискуссионный характер социологии, станет более тесным союз теоретической и эмпирической социологии, усилится её роль в формировании социальной политики, в осуществлении реформ и разработке нестандартных решений неизбежно возникающих новых проблем развития общества.
Таким образом, социологическое знание, которое зародилось в недрах других наук прошло путь становления к разнообразному парадигмальному статусу. В этот период была установлена связь между теоретической и эмпирической социологией.
Контрольные вопросы
1. Чему О. Конта считают основателем социологии?
2. Какая роль О.Конта и Г. Спенсера в становлении социологии? Что общего в их учениях и что их отличает?
3. Сформулируйте основные положения позитивистской социологии.
4. Социология какого ученого получила название "социология социального факта"? Раскройте ее содержание.
5. Раскройте суть концепции социологизма Дюркгейма.
6. Что такое "аномия" в теории Дюркгейма?
7. В чем состоят особенности классического этапа развития социологии?
8. Кто является автором метода понимание? В чем суть этого метода?
9. Какие социологические понятия ввел в научный оборот М. Вебер?
10. Дайте определение «парадигмы» в социологии? Назовите теории макро- и микросоциологических парадигм.
11. Охарактеризуйте основные современные социологические теории.
12. Раскройте содержание интегральной парадигмы общества П. Сорокина.
13. Назовите основные положения структурного функционализма.