● Ложное срабатывание системы обнаружения утечек. Проблема была локализована. Выпущен сервисный бюллетень и внедрен на всех самолетах в производстве. В ближайшее время все необходимые изменения будут внедрены на самолетах, находящихся в эксплуатации.
● Механизация крыла (невыпуск предкрылков). Проблема локализована. Выполнен дополнительный объем стендовых испытаний для проверки правильности конструктивных решений, которые были приняты в сервисном бюллетене. Бюллетень выпущен. Доработаны четыре из десяти самолетов, находящихся в эксплуатации. Остальные самолеты SSJ100 будут доработаны по согласованному графику с авиакомпанией.
● Неуборка стойки шасси. Данный дефект не является системным. Он есть только на двух самолетах, находящихся в эксплуатации. В настоящее время данный дефект локализован и устраняется совместно с Messier-Bugatti-Dowty на самолете SukhoiSuperjet 100. По данному факту ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и Messier-Bugatti-Dowty, производитель системы шасси, подготовили соответствующие документы и направили их в Росавиацию и эксплуатанту для ее устранения. Неуборка шасси не является аварийной ситуацией, а классифицируется как усложнение условий полета для пилота и экипажа. Вместе с разработчиком системы шасси были проверены остальные самолеты – проблем на них не обнаружено.
Проблемы эксплуатации
Авиакомпании мало летают на SukhoiSuperJet 100. Лайнер стоит на причале больше, чем иностранные конкуренты – потому что необходимые
детали для SSJ100 приходится ждать 60, а то и 80 дней, а вот запчасти для «Boeing» и «Airbus» поставляют в течение суток.
С 2015 по 2031 год «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) должны продать около 515 самолётов SukhoiSuperJet 100, рассказывал о планах компании в минувшем октябре президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь (его слова передавал «Интерфакс»). В этом году.например, ГСС намерена продать 31 самолет. Но пока что суперджеты летают меньше, чем иностранные конкуренты.
На прошедшей в апреле конференции российскихэксплуатантов SSJ100 авиакомпании раскрыли статистику налёта в 2015 году. Так, «Аэрофлот» на своих 25 SSJ100 (на конец 2015 г.) – 8000–9000 часов, RedWings (в парке пять SSJ100) – 10 000–11 000 часов. А «Газпром авиа», у которой в парке 10 суперджетов, всего 1400 часов. Исходя из названных на конференции цифр SSJ100 «Аэрофлота» в прошлом году летали в среднем по часу в сутки, лайнеры «Газпром авиа» – по 20–25 минут. Для сравнения: усреднённый налет Boeing 737 – 13–15 часов в сутки, говорит источник в компании-эксплуатанте. Ранее гендиректор авиакомпании «RedWings» Евгений Ключарев рассказывал, что его компания в 2015 году стала самым эффективным эксплуатантом SSJ100: её самолеты летали по восемь, а в летний сезон по десять часов в сутки. Ранее человек, близкий к «Аэрофлоту», говорил, что из-за технических проблем часто не летает до половины SSJ100 авиакомпании. Ключарев от комментариев отказался.
Кроме проблемы с поставкой запчастей, есть ещё одна – SSJ100 ломаются чаще зарубежных аналогов. ГСС добилась коэффициента надёжности в четыре поломки на 1000 летных часов, у Boeing – две поломки, приводит данные участник конференции. Исправность воздушных судов подсчитывается по форме, где неисправными считаются самолеты, не только имеющие какую-либо неисправность, но и находящиеся на плановом техническом обслуживании. SSJ100 передавались эксплуатантам последовательно по мере производства и с небольшими интервалами. Сейчас эти суда почти одновременно подошли к необходимости выполнения на них двух летных проверок. Так, например, у «Аэрофлота» на выполнении планового технического обслуживания находится пять суперджетов. У «Аэрофлота» жёсткие контракты с ГСС – за каждый день простоя по причине отсутствия деталей производитель платит штрафы, утверждает менеджер российского эксплуатанта самолета (представители «Аэрофлота» и ГСС это не комментируют). В этом году ГСС открывает большой склад запчастей в Жуковском, до этого основной склад был во Франкфурте-на-Майне.
13 мая 2016 г., — Российские самолеты SukhoiSuperjet 100 (SSJ100) имеют проблемы с оборудованием во время полетов и сложности с техобслуживанием. Об этом рассказал источник, который присутствовал на конференции по вопросам эксплуатации SSJ100.
В распоряжении российских авиакомпаний находится 46 таких лайнеров, больше всего их у «Аэрофлота» – 27 штук. «Аэрофлот» в начале эксплуатации SSJ100 столкнулся с частыми отказами систем самолета. В частности речь идет об отказах связанных с шасси и рабочими поверхностями крыла.
По данным источника издания, число отказов на тысячу часов налета SSJ100 в парке «Аэрофлота» в полтора-два раза превышало аналогичные показатели других самолетов. Кроме того, у SSJ100 зимой промерзал механизм открытия дверей багажно-грузовых отсеков, иногда не работал ГЛОНАСС в системе автоматического управления полетом, а открытая дверь переднего туалета блокировала дверь кабины экипажа.
Другой участник конференции рассказал изданию, что сейчас таких проблем с самолетами у «Аэрофлота» нет, в 2016 году с SSJ100, принадлежащих компании, произошел только один инцидент – неполадки в гидросистеме.
В RedWings, у которой пять «Суперджетов», также сообщили о промерзании дверей. Источник в «Газпромавиа» рассказал о 35 отказах в полете SSJ100 в 2015 году и о четырех таких случаях в 2016. Кроме того, собеседник издания отметил, что в прошлом году один из самолетов в ожидании запчастей простоял 116 дней. На проблемы с поставками запчастей жаловался также источник «Аэрофлота».
Пути решения проблем
● Создания дополнительного склада запчастей и перемещения уже созданных складов ближе к эксплуатантам.
● Разработка комплекса мер по повышению исправности и увеличению налёта самолёта до показателей, соответствующих мировому уровню
● Совершенствованию системы послепродажного технического обслуживания
В качестве заключения стоит сделать вывод, что, несмотря на все свои недостатки, «Сухой Суперджет 100» — хороший самолёт, который подходит для перелётов на малые расстояния, так и для дальних перелётов (благодаря модификации LR). Он экономически эффективен, но проблематичен в плане технического использования.