Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И цыганская тема у Блока 7 страница




читателя мотивов русско-цыганской песни, арий из "Пико-

вой дамы" ("слова слаще звуков Моцарта") и "Кармен".

Мотив вводит стихию музыки и  народности, структурно

объединенную с "лирической" "партией" текста.         

В 1913-1914 гг. вновь особенно отчетливо выдвигается

мысль о цыганке как выразительнице народного начала

(ср. приведенное выше противопоставление "барина" и

"цыганки-рабочей"). Здесь (как и в "Песне Судьбы") си-

ла, волевое, "свободное" начало в цыганке связывается с

мыслями о революционных потенциях народа, "стихии".

Блок совершенно не склонен считать народ только угне-

тенным, страдающим. Напротив, народ потенциально силь-

нее "сострадающей" ему интеллигенции. Отсюда известные

строки в более раннем стихотворении "Сырое лето. Я ле-

жу..." (20 июня 1907 г.), сопоставляющие силу революци-

онного протеста пролетариата:                         

 

...весной я видел смельчака,                  

Рабочего, который смело на смерть             

Пойдет, и с ним - друзья.                    

И горны замолчат,                             

И остановятся работы разом                     

На фабриках.                                  

И жирный фабрикант                            

Поклонится рабочим в ноги -                   

 

и силу женской страсти:                            

  

Я знаю женщину. В ее душе                          

Был сноп огня. В походке - ветер.                  

В глазах - два моря скорби и страстей.             

...четырех стихий союз                            

Был в ней одной. Она могла убить       

- Могла и воскресить...                         

  

Сила рабочего и женщины противопоставляется бессилию

современной интеллигенции:                            

  

Профессор                           

А ну-ка, ты                                    

Убей, да воскреси потом! Не можешь?           

А женщина с рабочим могут (2, 334).          

  

Объединение "женщины с рабочим" очень интересно по-

тому, что конкретно-исторический идеал (рабочий) здесь

сразу же возводится к некоей более широкой "норме" че-

ловеческого поведения, связанной с образом страстной

женщины. В дальнейшем Блок пытается слить конкретно-ис-

торическое и "нормативное" в образе женщины из народа

(Фаина в "Песне Судьбы"). Но образ Фаины все же слишком

"нормативен", условен. Блок ищет образ сильной, страст-

ной народной героини в современности - и находит его в

цыганке, которая может сказать о себе: "Цыганки мы -

народ рабочий" (3, 572). В облике этой героини свобода

- уже не выражение "должного" (как в Фаине), а естест-

венная черта живого, жизненного характера:            

  

 В плече, откинутом назад, -                   

Задор свободы и разлуки.                       

  

Однако вместе с тем свобода чувства героини, много-

образие ее порой противоположных выявлений - страсти и

холодности:                                           

  

И взгляд - как уголь под золой,               

И голос утренний и скучный...                 

Нет, жизнь и счастье до утра                  

Я находил не в этом взгляде!                  

Не этот голос пел вчера                       

С гитарой вместе на эстраде!.. (3, 207) -     

 

"свободной" любви и такой детали, как "серебряные

кольцы", - все это, не будучи ни в малейшей степени ал-

легорией или даже символом, сложными путями, но совер-

шенно бесспорно связано с размышлениями Блока о свойс-

твах народной "стихии", о чертах народа будущего в лю-

дях сегодняшнего дня.                             

В тяжелые годы реакции, когда Блок видит, что "уни-

жен бедный", герой, приобщаясь к народу, тоже "льнет

туда, где униженье / Где грязь, и мрак, и нищета" (3,

39, 93). Отсюда и соответствующее понимание "цыганской

стихии":                                           

  

Когда-то гордый и надменный,                  

Теперь с цыганкой я в раю,                    

И вот - прошу ее смиренно:                       

"Спляши, цыганка, жизнь мою" (3, 194).        

 Здесь "гордость и надменность" осуждаются как прояв-

ление индивидуализма, "уединенного сознания", и проти-

вопоставляются "смирению" народа. Но этот ход поэтичес-

кой мысли, связанный с традициями позднеромантической

лирики, не органичен для Блока. Уже в 1912-1913 гг. по-

эт вновь уверен, что именно сила и гордость - черты но-

вой личности, рожденной в недрах народа.              

Кульминацией этих настроений был цикл "Кармен"

(1914) - одно из последних ярких произведений Блока до-

октябрьского периода. Здесь как бы концентрируется все,

связанное с "цыганской темой" у Блока 1910-х гг.      

"Двойная" сущность каждого из ведущих образов цикла

(поэт - Хозе и его возлюбленная - Кармен) позволяет

Блоку легко переходить от "цыганских" образов к совре-

менности, раскрывая исторический и национальный смысл

"цыганского" в жизни и в героях.                      

Вновь возникает характерный образ "цыганки" как вы-

ражения русского национального характера. "Сердце в

плену у Кармен" - это одновременно приход героя в широ-

кий мир Родины, родной природы:                       

  

Это колос ячменный - поля,                    

И заливистый крик журавля.                    

Это значит - мне ждать у плетня               

До заката горячего дня (3, 235); -           

в черновике связь образа Кармен с образом родины

подчеркивалась еще ярче: "И родимая наша печаль", "да

твоя яровая земля" - (3, 579). Вновь находим и слияние

образа любовницы-цыганки с образом дочери народа, силь-

ной, страстной и гордой. Сюжет оперы Бизе - уход Хозе в

горы вслед за Кармен - неразрывно сплетен с очень важ-

ной для Блока темой "ухода" человека - разрыва его со

своими "кровными" (ср. более раннее: "Меж своих - я сам

не свой. Меж кровных - бескровен - и не знаю чувств

родства" - 2, 334). Любовь к Кармен - уход от прежнего:

И я забыл все дни, все ночи,                  

И сердце захлестнула кровь,                   

Смывая память об отчизне... (3, 231)          

 

А там: Уйдем, уйдем от жизни,                 

Уйдем от этой грустной жизни!.. (3, 234)      

 

 Отношения "Кармен - Хозе" в какой-то мере близки к

отношениям Фаины и Германа, где Фаина - ведущее ("уво-

дящее") сильное начало, а Герман - герой, забывший со-

циальное "родство" и стремящийся слиться с Родиной, на-

родом.                                                

Образ Кармен - живой. Здесь мы опять находим предс-

тавление о том,  что именно в цыганке ярче всего вопло-

щена сложность бытия, где:                            

                                                      

Мелодией одной звучат печаль и радость... (3, 239)

  

Но если в "Фаине" Блок в какой-то мере склонен был

противопоставлять современному городу простую, патриар-

хальную жизнь, то теперь позиция поэта историчней. Иде-

ал ищется именно в сложной, соответствующей высоким

запросам человека, жизни. Вместе с тем Кармен, "цыган-

ка", позволяет увидеть настоящее лицо бытия, затемнен-

ное сегодняшней "грустной" жизнью. Кармен (как и Фаина)

- не только "случайная", но и "вечная": в ней, в любви

к ней реализуется настоящая, "должная" жизнь, противо-

поставленная исторически данной.                      

  

Ты - как отзвук забытого гимна                

В моей черной и дикой судьбе (3, 236; курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).                                   

...видишь во сне                              

Даль морскую и берег счастливый,              

И мечту, недоступную мне.                     

Видишь день беззакатный и жгучий              

И любимый, родимый свой край,                 

Синий, синий, певучий, певучий,                

Неподвижно-блаженный, как рай (3, 236; курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).                                   

  

В контрасте между реальной судьбой, "черной и ди-

кой", и "должным" бытием, "неподвижным", мы вновь нахо-

дим отражения тех чувств, которые Блок хотел воплотить

в "Песне Судьбы".                                     

Но основным в цикле, пожалуй, является представление

о том, что сама эта должная жизнь-страсть есть жизнь,

подчиненная общим, космическим "музыкальным законам": 

  

Здесь - страшная печать отверженности женской 

За прелесть дивную - постичь ее нет сил.      

Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской

Рыдает, исходя гармонией светил (3, 239).       

 

 Представление Блока о "музыкальной" природе мира,

столь важное для лирики третьего тома и, пожалуй, боль-

ше всего для циклов "Арфы и скрипки" и "Кармен", разу-

меется, далеко не совпадает с представлениями, лежащими

в основе реалистической эстетики. Основа мира - "дух

музыки"; музыка - "духовное тело мира" - "мысль" мира'.

Но это представление оказывается сложными путями

связанным отнюдь не только с романтическими традициями.

Оно близко и к тому, что определяло позицию Блока

1908-1909 гг., - к "нормативному", допролетарскому, де-

мократическому мышлению. Явления сегодняшней жизни де-

лятся на "музыкальные" (связанные с подлинным "лицом

жизни") и "антимузыкальные". Еще 29 июня 1909 г. Блок

считал, что он необходимо "в конце концов             

  

1 Блок А. А. Записные книжки. С. 150 (курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).            

                           

должен оглохнуть вовсе ко всему, что не сопровождается

музыкой (такова современная жизнь, политика и тому по-

добное)"'. Носителем "музыкального" начала оказывается

"цыганка" Кармен, народ (поэтическое мироощущение, наи-

более близкое к Гоголю и Л. Толстому периода "Войны и

мира"). Тема музыки неотделима от темы "страсти". Музы-

ка воплощается в страсти. Характерное, казалось бы,

только для романтических традиции прославление "страс-

ти" раскрывается в поэзии Блока и с совершенно иных

сторон. Образы страстной любви подчеркивают здешнее,

земное, не аскетически бесплотное в поэтическом идеале

Блока третьего тома. Но, пожалуй, решающим фактором,

отделяющим позицию Блока от романтических традиций, яв-

ляется то, что "музыка" и "страсть", противопоставлен-

ные сегодняшней "грустной жизни", оказываются поэтичес-

ким синонимом должной жизни здесь же, на земле. "...Му-

зыка дышит, где хочет: в страсти и в творчестве, в на-

родном мятеже и в научном труде"2, но не в противопо-

ложном земле идеальном мире. Для Блока, в отличие от

позднеромантических традиций, "космос" интересен прежде

всего как могущий воплотиться в здешнем, посюстороннем

мире народной жизни.                                  

Носителем "духа музыки", "страсти" для Блока 1910-х

гг. была "цыганка", "Кармен". Но мир для поэта уже тог-

да был "неразделен". Пройдет несколько лет - и носите-

лями "духа музыки" окажутся "варварские массы", револю-

ционный народ. Вершиной романтического "неприятия мира"

всегда было либо бунтарство противопоставленного толпе

одиночки, либо слияние с внеличностной массой. Блок

увидит в народной жизни (то есть в определенной соци-

альной среде) предпосылку для развития "человека-артис-

та" - новой яркой личности, способной "переделать все",

сделать из жизни данной жизнь должную. Это представле-

ние, вызревавшее еще в период статей о народе и интел-

лигенции, прошедшее, прямо или в сложных поэтических

ассоциациях, через третий том лирики Блока и неразрывно

связанное с "цыганской темой", ведет нас во многих сво-

их важнейших чертах не к Полонскому и Фету, и даже не к

столь близкому Блоку Тютчеву, а к демократическим тра-

дициям реалистического искусства XIX в.               

  

1964                                          

  

1 Блок А. А. Записные книжки. С. 151.              

2 Там же. С. 132.                                  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.