1.Творческая личность: стадии её саморазвития, структура процесса творческой деятельности. Критерии творчества.
2. Творчество ярких представителей мирового и отечественного искусства как пример пассионарной деятельности. Современная творческая личность: какой ей быть?
1. Проблема творчества исследовалась И. И. Райновым, П. К. Энгельмейером. Именно после выхода их книг по теории творчества в дальнейшем развернулись самостоятельные исследования в философском, эстетическом, психологическом и других направлениях. В работах Л. С. Выготского наиболее полно раскрыта связь проблемы культуры, её ценностей с личностной и творческой деятельностью. Исследования Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёва, С. Л. Рубинштейна, И. Н. Семёнова позволили определиться с критериями творчества. Выделяют четыре основных критерия:
1) факт создания нового продукта, имеющего профессиональную значимость;
2) процессуальный критерий; 3) наличие рефлексивно-личностной регуляции; 4) интеллектуальная активность, концентрирующая в себе интеллектуальные, мотивационные или личностные характеристики субъекта.
Проблемы творчества применительно к личности поднимают проблему её самореализации.
Понятие «творческая личность» трактовалось философами, психологами, педагогами, при этом выделялись ее черты. Так, философ А. Н. Лук выделил такие черты творческой личности: готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, неравномерность успехов в усвоении учебных предметов, чувство юмора, самобытность, познавательная дотошность, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли. Он подчеркивал, что творческой личности свойственна смелость в постановке проблемы, поиске путей ее решения, вера в себя и свои творческие способности, созидательные силы.
В. И. Андреев считает, что «творческая личность — это тип личности, для которой характерны стремление и способность к творческому саморазвитию. Творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов…». Чтобы самореализоваться в жизни и достичь успехов, личность должна подчинить себе волю и направить ее на творческое саморазвитие.
Выделяют следующие стадии саморазвития творческой личности:
1. Избирательная мотивационно-творческая направленность личности на определенный вид деятельности.2. Начальное творческое самоопределение.
3. Профессионально-творческое становление. 4. Первые значительные творческие достижения личности. 5. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства. 6. Расцвет таланта.
Творческий мыслительный акт требует сильной мотивации. Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других учёных, рассматривая процесс принятия творческого решения, выделили четыре его фазы:
- фаза собирания материала, накопления знания;
- фаза созревания или интуиции, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательном человек занимается совсем другой деятельностью;
- фаза озарения, или инсайта, когда решение неожиданно и целиком появляется в сознании;
- фаза контроля и проверки, которая требует полной включенности сознания
2. Творческая личность - это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности. Творчество - в исходном и научном понимании этого слова - не игра на музыкальных инструментах (вернее - не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество - это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность - это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей.
Вспомним известную триаду выбора профессии Е. А. Климова "Хочу - Могу - Надо". Идеальный выбор профессии - такой, при котором человек и хочет заниматься данным видом профессиональной деятельности (у него выражены интересы и склонности), и может им заниматься (развиты способности, нет противопоказаний), и - что тоже важно - эта профессия должна быть востребована, то есть нужна окружающим людям. Так и творческий человек:
- у него выражены интересы и склонности к творческой деятельности,
- он способен заниматься данным видом творческой деятельности (или вообще творчеством),
- его творчество будет не полным повторением опыта предшественников, а оригинальным и - хотя бы в некоторой степени - востребованным.
Соответственно можно выделить три основные причины, по которым человек не может быть творческой личностью:
- творчество не представляет интереса, человек не испытывает удовлетворения от самого процесса творчества,
- низкие способности, особенно в отношении психических процессов мышления и воображения (если речь идет о конкретном виде творческой деятельности, то может встать вопрос и о владении техникой творческой деятельности),
- отсутствие стремления творить новое, низкая мотивация достижения.
Важный вопрос: насколько можно развивать себя или другого человека как творческую личность? Очевидно, что по крайней мере отчасти это является возможным. Вот, например, взять воображение. Оно всегда присутствует в любом творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Развитием воображения можно управлять.
Г. Альтшуллер и И. Верткин провели ряд интересных исследований. Было изучено около тысячи биографий, выделены общие моменты в жизнедеятельности творческих личностей. Оказалось, что жизнь большинства исследованных творческих личностей можно представить цепочкой ходов, шагов. Творческая личность стремится к творческой цели и старается не обращать внимания, избегать внешних обстоятельств.
Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою "творческую стезю". Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как "встреча с чудом", то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-либо вещь, и какой-то интересный человек.
Еще в раннем детстве Шлиман увидел книгу "Падение Трои". На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами... Все это было настолько хорошо нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Отец ответил ему, что это лишь сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? В этот же день Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он, как известно, осуществил это, но значительно позже.
В творческих образах - можно сказать, что образах будущего - отражаются желания и воля их создателя. Творческие люди поэтому часто романтичны. Сложно, почти невозможно быть творческой личностью, имея лишь ограниченный набор потребностей и круг интересов, ограничивающийся домом, местом учебы или работы и увеселительными заведениями. При этом романтический настрой - не только способствует формированию мотивации на творчество, он еще способствует развитию воображения. Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Известен пример Эммануила Канта, который сорок с лишним лет прожил по одному заведенному распорядку.
Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового.
Эффективность использования потенциальных возможностей человека, зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности, индивидуальных и возрастных особенностей, а также от организации высокоэффективной деятельности, т.е. деятельности творческой. Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Новизна - одна из важнейших характеристик творческой сущности личности. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается не только в накоплении знаний и мастерства, сколько в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути.
В.П. Пархоменко выделяет следующие основные характеристики творчества: элементы творчества присутствуют во всех видах человеческой деятельности; реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов; творчество является двигателем прогресса; творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом; творчество высшего уровня предполагает или включает в себя самотворчество; в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека; творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью; творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания; в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни.
В настоящее время существуют различные классификации видов творчества. В.А. Моляко, например, выделяет следующие виды творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, изобразительное игровое, учебное, бытовое («домашнее»), военное, управленческое, ситуационное («житейское»), коммуникативное. Все эти виды реализуются в процессе деятельности.
А. И. Кочетов, определяя творческую деятельность как «процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества и с наименьшей затратой времени и сил», выделяет три вида творческой деятельности: - комбинационное творчество (создание нового на основе комбинации известного); - инновационное творчество (внесение новых, ранее неизвестных элементов); - исследовательское творчество (создание нового подхода или идеи).
Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой деятельности. [Доп. 1,2,16,25].