1.Образование как процесс гармоничного развития личности.Понятие культуры умственного труда, умственной и физической активности человека. Культура поведения и речи студентов. Правила поведения в Институте современных знаний им. А. М. Широкова.
2. Оптимальные условия учебной деятельности студента. Работа студентов на лекциях, практических (семинарских) и лабораторных занятиях. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ, выступлений на студенческих научно-практических конференциях.
1. Образование как процесс природосообразного развития и саморазвития личности может соответствовать современным представлениям о человеке только тогда, когда соединяет в себе все значимые феномены культуры, ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Для этого образовательные учреждения любого уровня должны направить свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание опыта организации самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося за качество своего обучения, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Модернизация образования связывается с усилением его культурообразующей функции, предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры. Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.
В качестве результата организации подобного образования общество получает выпускника высшего учебного заведения конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно ориентирующегося в потоке поступающей информации; готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению образовательных потребностей личности в получении и повышении уровня образования.
Усиление культурообразующей функции современного высшего образования предполагает воспитание и обучение человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение духовно-нравственных ценностей как основы культуры.
Следует отметить, что учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.
Культура учебного труда - система знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность.
Основными структурными элементами культуры учебной работы студентов являются:
а) знание психологических, анатомо-физиологических свойств собственного организма; гигиенических требований к организации рациональной учебной работы, условий сохранения умственной работоспособности;
б) навыки и умения - целевые, планирования решения задач, составления рационального режима дня; самоконтроля умственной деятельности; работы с книгой, развития памяти, внимания, воображения, мышления
Организацию учебного труда, которая при минимальных затратах дает максимальные результаты, называют научной организацией труда. К ее основным элементам относятся плановость в работе, детальная подготовка к ней, постепенное вхождение в нее, соблюдение определенного режима, чистота и порядок на рабочем месте и т.д. Культура учебной работы студентов включает: - гигиену умственного труда (знание правил сохранения и повышения умственной работоспособности, умение их соблюдать на практике);- технику умственного труда (владение эффективными приемами умственной деятельности);- умение планировать учебную работу;- приемы экономии времени.
Итак, именно организация умственной деятельности в соответствии с собственными потребностями и требований, предусмотренных культурой учебного труда, позволяет студенту максимально использовать ресурс собственных умений и навыков.
2. Взаимосвязь и взаимовлияние уровня культуры умственного труда студентов и успешности их учебной деятельности. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности -книги, лабораторное оборудование и пр.; для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т. д.).
Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются не только личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т. п.), но и весь интеллектуальный потенциал человека.
Успех любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь влияет на процесс развития и формирования способностей.
Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, но и от интересов, мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т. п.
В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и пр.) и духовными (потребность в познании, музыке, книге, труде и др.). Потребности предполагают, дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть осознанными и неосознанными. Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком - это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.
Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности.
Культура умственного труда - основа общей культуры - проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента, полноценное развитие его личности. Культура умственного труда - сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты). Они позволяют в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включено планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.
Показатели уровней форсированности компонентов культуры умственного труда:
- Личностный компонент. Обеспечивает готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирует познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности,
- Мотивационный включает такой уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, совершенствовании интеллектуальных способностей, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, самому процессу изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно (приносит удовлетворение и успех).
- Интеллектуальный компонент обслуживает операциональную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы. По мнению Л.С. Выготского, именно интеллектуальный фактор занимает центральное место в понятии «культура умственного труда».
- Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на время, затрачиваемое обучающимися на работу, и обеспечивает наиболее экономичное овладение изучаемым учебным материалом; дисциплину учебного труда.
- Гигиенический компонент создает условия рациональной организации учебного труда студентов, от него зависит степень их работоспособности.
Одним из условий формирования культуры умственного труда студентов, отражающих особенности ее организации в студенческом возрасте, выступает самостоятельная работа студентов, рассматриваемая в качестве ведущей и активизирующей формы осуществления умственного труда, в которой происходит развитие личности студента как субъекта культуры. [осн. 2, доп. 11,25].
РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ.
Тема 3. Понятие культуры.
1. Этимология слова «культура». Культура как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Роль культуры в гармонизации внутреннего мира личности. Сущность и функции культуры.
2. Основные типы и виды культуры. Возникновение и развитие интегративной науки о культуре под названием «культурология» (Л.Э. Уайт, 1949 г.). Развитие культурологии в СССР, СНГ, за рубежом. Основные современные культурологические школы. Перспективы культурологического образования.
1. Культура – одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания. Понятие культура характеризует сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который выражается и проявляется во множестве разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры.
Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека.
Термин «культура» входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в. Понятие «культура» возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально «обработанное», «возделанное», «искусственное» в противоположность «естественному», созданному самой природой. Первоначально понятие культуры употреблялось, главным образом, для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии, оно получило и другое, переносное значение – просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже Цицерон утверждал, что ум необходимо возделывать так же, как крестьянин обрабатывает почв. С этими двумя основными значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.
Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются споры по поводу определения понятия «культура». Так, в Англии термин культура заменяется «цивилизацией». Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика. Для Маргарет Мид – исходным элементом выступает семья. В англо-американской литературе часто встречается определение, данное Э. Тэйлором: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
В отечественной историографии большинство исследователей придерживалось деятельного подхода. В тоже время, Эдуард Маркарян, признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, за системообразующий принцип принимает отличие человеческого существования от биологического. М.С. Каган за основу принимает творческую деятельность человека. Наиболее обобщенное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как «совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов».
Культура есть внутреннее совершенствование. Монтень неоднократно утверждает, что культура – это высшее завоевание человечества. Культура охватывает глубинные характеристики бытия – свет, добро, красоту.
Сегодня слово «культура» является одним из самых употребляемых в нашем лексиконе. Чаще всего оно используется в следующих значениях:
• «приспособление к природным условиям и пересоздание природы»;
• «продукт жизнедеятельности людей»;
• «социальная память человечества, его традиции»;
• «поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символов»;
• «правила, организующие определенный образ жизни людей»;
• «способ передачи небиологической информации путем образования и воспитания».
Культура – материализация безграничных возможностей духа, преодоление относительности бытия и расширение зоны абсолютности.
Исторический и личностный опыт убедительно свидетельствуют, что только в тесном общении с культурой формируется человек гуманный, с богатым внутренним миром.
Основные функции культуры. Культура как многогранный феномен решает целый ряд важнейших задач, вне которых общество не в состоянии гармонично развиваться. Сравнительный анализ специфики культурного и природного бытия показывает, что поведение животных предопределено структурой их организма. Всякое животное рождается на свет уже будучи наделенным набором инстинктов, которые обеспечивают приспособленность к среде обитания. По своим существенным проявлениям поведение животных жестко запрограммировано, в них заложен «смысл» их собственной жизни.
Среди важнейших функций культуры (и, следовательно, самой культурологии) можно выделить следующие:
1. Познавательная функция. Культура вбирает в себя общечеловеческий опыт познания мира, самого человека. Это величайшее богатство, зафиксированное в мифологических образах, философские идеях, научных теориях, религиозных откровениях, помогает в формировании смыслового пространства, дает возможность для четкого (как ситуативного, так и глобального) самоопределения, получения ответов на самые сокровенные вопросы. Человек может ошибаться, общество может ошибаться, но Культура – никогда, так как это духовный опыт, проверенный временем. Именно благодаря культуре человек становится более свободным, независимым от сил природы, своей животности.
2. Аксиологически-гуманистическая функция. Мир для человека является не просто объектом познания, предметом постоянной рефлексии. В культуре бытие открывается как высшая ценность, благо, как неизбывная красота. Благодаря красоте человек в состоянии культивировать более высокий уровень чувствительности, восприимчивости, оберегая гармонию мира, пробуждая энергию позитивных переживаний, которые, в свою очередь, переплавляются в новые формы красоты. Известно, что духовная направленность личности определяется не расширением объема научных знаний, но степенью развития эмоциональной сферы, эмпатической способности. Быть гуманным – значит глубоко чувствовать пульсирование жизни прошлого, настоящего и будущего, прочную взаимосвязь с гармоническим строем Мироздания. Углубление эмпатической способности открывает мир сопредельной близости всего живого, вызывает глубокий эмоциональный резонанс, переживание трепетности мгновений. Отдаляясь от красоты, человек утрачивает чувствительность к многообразию бытия, теряет ощущение родства с природным миром и словно бы слепнет, лишаясь фундаментального жизненного ориентира.
3. Интегративно-сакральная функция. Постижение мира как интегративного целого, как совокупности многообразных форм, требует преодоления расщепленности духовных сил человека, одномерного миропонимания. Нарастающая информатизация общества углубила процесс фрагментаризации знаний о мире, который стал восприниматься сугубо локально, как некая сиюминутная данность. Поэтому только интегративное сознание способно постигнуть жизнь не просто как сумму разорванных моментов, конъюнктурных устремлений, но как единую, взаимосвязанную систему, пронизанную дыханием всеобщей одухотворенности. Благодаря открытию всеобщей взаимосвязи человек начинает жить в согласии с Целым, понимая, что только ему дана эта поразительная способность не просто потреблять, действовать, познавать, манипулируя объектами реальности, но глубоко переживать сакральное единство бытия, близость явленного.
Когда индивид не в состоянии осознать грандиозное единство мира, реальность распадается, локализуется, распространяется пессимистический тип мировосприятия.
4. Коммуникативная функция. В самом широком плане термин коммуникация означает общение (лат. communicate – «делаю общим, связываю, общаюсь»). Культура рождается как реализация фундаментальной потребности человека в общении со своими современниками, иными поколениями, иными культурными традициями. Однако культура – это не только диалог человека с человеком, интенсивный диалог человек с Природой, с Богом.
5. Адаптивно-регулятивная функция. Жизнь в обществе требует от каждого человека знания нравственных норм, традиций, законов, т.е. всего того, что аккумулировала национальная культура за время своего развития. Благодаря этим знаниям человек достаточно органично вписывается в социум, не причиняя никому беспокойства, не ставя себя и других в неловкое положение. Он знает, как вести во время религиозных праздников, свадебных церемоний, траурных событий, в повседневном общении с людьми, или в дни проведения корпоративных мероприятий. В условиях нарастающей глобализации мира возникает потребность адаптации человека не только в рамках собственной культуры, но и мирового цивилизационного пространства. Без знания этих традиций человек будет ощущать постоянный дискомфорт даже на бытовом уровне.
2. Структура культуры включает: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. Кроме того, в рамках культурологи сегодня исследуются и такие ее структурные элементы как: мировая и национальная культуры, классовая, городская и сельская, профессиональная, духовная, материальная.
Одна из фундаментальных характеристик культуры – неизбывное, содержательное, ценностное, структурное обновление в процессе исторического развития, отражающего взаимодействие многообразных культурных элементов, традиционных и инновационных форм, трансформацию многоликих духовных феноменов.
Современная структура культуры достаточно сложна, объемна, многогранна. Однако если выделить общие компоненты этой структуры, то она вбирает в себя мир материальных и духовных ценностей.
Материальная культура включает результаты материально-созидательной деятельности, которая объективируется в вещах, предметах, имеющих функциональное, утилитарное значение (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода и т.д.).
Духовная культура фиксирует результаты творчества, которые воплощены в мифологии, религии, морали, философии, науке, праве, искусстве, политике и аккумулируют совокупный духовный опыт. Духовная культура существует в форме идей, образов, норм, идеалов, оценочных критериев. Также процессов духовного производства (формы и методы образования, научного познания и т.п.); отношений людей между собой, к самим себе и к природе (эмоционально-психологических, нравственных, эстетических и др.). Человек для удовлетворения своих потребностей, сохранения и передачи культурных достижений стремится облечь их в материальную оболочку – изготовить вещи, изобразить образы, письменно зафиксировать идеи, нормы, процессы материального и духовного производства, выразить в литературной и эстетической форме переживания.
Одним из самых древних элементов культуры является народная культура, которая восходит к синкретическому мироощущению первобытного общества, сохраняя в своей основе мифо - поэтическое чувство бытия. Народный пласт формируется в процессе коллективного безымянного творчества, включая мифы, сказки, легенды, обычаи, обряды, формы хозяйственной деятельности, типы семейной жизни, одежды и т.д. Традиционность, преемственность, консерватизм, синтетичность, общедоступность составляют важнейшие характеристики народной культуры.
С развитием общества, разделением труда, углублением специализации формируется индивидуализированное творчество, т.е. профессиональная культура. Появляются живописцы, скульпторы, архитекторы, актеры, композиторы, поэты священники, политики, которые получают профессиональные навыки на основе освоения культурного опыта, накопленной суммы знаний.
С процессом индивидуализации творчества создаются предпосылки для разделения культуры на элитарную и массовую. Элитарная культура (от франц. – отборные, лучшее) отражает интересы высоко интеллектуальной части общества, творческие поиски «аристократов духа», которые выражают сложные для понимания масс идеи, ценностные установки. Элитарность – фундаментальная черта мирового духовного движения.
Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок) всегда ориентировалась на усредненный, стереотипный уровень восприятия, обращаясь к самым элементарным, простейшим потребностям человека. Массовая культура существовала уже в античном, средневековом обществе (обрядовые празднества, гладиаторские бои, цирковые представления, карнавальные шествия). Однако с развитием индустриальной цивилизации, техногенного мира, совершенствованием средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, видео, интернет) распространение массовой культуры приобретает небывалый размах.
В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.
В едином поле культуры выделяют два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный.
Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической – нравы и обычаи. Правовой – мораль; научно-технической культуре – практические технологии; художественной культуре - эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.
Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции. Сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) – телевидение, радио, печать, – где осуществляется взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).
Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.
Мировая структурная динамика отражает процесс нарастающей дифференциации культурных форм, субъективизации, плюрализма, возрастающей роли массовой культуры в системе культуротворчества, распространения субкультур.
Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, – характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Данные принципы часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я. Баховеном, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, М. Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п., о чем велась речь выше.
Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют, так называемое, «ядро» культуры», которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентаций. «Ядро» культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика «ядра» той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.
Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное «ядро» и, так называемую «периферию» (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают экономические условия, этические нормы, эстетические идеалы и критерий удобства. [Осн. 3, 4. Доп. 5, 12,17,18,19,20,21,36].