Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 6. Роль образования в развитии культуры




1. Роль науки и техники в развитии культуры

2. Культура общества. Роль образования и воспитания в системе культуры.

3. Роль образования в формировании культуры мира. Культурология как система фундаментальных и прикладных наук о культуре.

1. Одной из определяющих и, пожалуй, самых динамичных особенностей современной культуры является наука. В нестоящее время обсуждение не только экономических и политических, но и социальных, культурных и антропологических проблем происходит при учете развития науки в целом.

В XVIII–XIX вв. в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Как заметил П. Сорокин, в это время совершено открытий и изобретений больше, чем во все предшествующие столетия вместе взятые. Мануфактура вытесняется крупным машинным производством. Люди познали новые природные силы, новый уровень динамизма. Считается, что важнейшими символами этого времени становятся локомотив, электродвигатель. Если к началу XIX в. Европа была в основном сельскохозяйственной, то в течение столетия она превращается в промышленную. Происходит существенный прирост населения в городах. От 200 млн. человек, проживающих в Европе в начале XVIII в., население увеличивается до 420 млн. в 1900 году. Нарастает процесс урбанизации. Самой городской державой становится Великобритания, где девять англичан из десяти проживают в городах. Стремительно растут города в Германии, Франции, Испании. Городская жизнь способствовала процессу рационализации сознания, так как растет машинизация человеческого бытия, механический мир требует пунктуальности, четкости, максимальной организованности.

Происходят иные структурные изменения в социальной сфере. В результате феминистского движения повышается статус женщины в западноевропейском мужском типе культуры. Появляются первые женщины врачи, адвокаты, педагоги, ученые. Новые профессии открывают новые возможности для трудоустройства (телефонистка, продавщица, секретарь). Все больше студенток обучается в университетах Германии, Парижа, Швеции, Финляндии. Открываются первые женские лицеи.

Как реакция на усложняющийся процесс общественной жизни рождаются новые общественные науки: социология, антропология, экономическая теория, этнография, лингвистика. Человек ищет эффективные пути управления не только пространством, но и временем. Так рождается фотография, на которой в 1826 году Жозеф Нисефор Ньепс сумел запечатлеть ничем не примечательный объект в Бургундии – старый амбар.

Укрепляется превосходство Европы в технической, индустриальной, военной сферах. Рождаются крупные колониальные империи как проявление одномерной глобализации.

Но главное, под влиянием научных успехов трансформируется понимание самого разума. Если в эпоху Просвещения прославлялись мыслительно-познавательные способности индивидуального разума, то ключевой интерес индустриальной цивилизации сфокусирован вокруг «объективного», коллективного, абстрактного разума, который реализует себя в идеях, теориях, концепциях, нацеленных на кардинальную переделку мира. Эпоха всячески стремится приподняться над ограниченностью индивидуального, субъективного разума.

В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Образ Мироздания интерпретировался исключительно в понятиях физики и математики. Природный порядок понимался, как и механистический. Хотя еще Ньютон приходил к выводу, что Земля – это скорее великое животное или одухотворенное растение. Все представления, сопряженные со значимостью трансцендентной реальности, воспринимались как плоды воображения, суеверий, иллюзий. Религиозно-эстетический опыт начинает оцениваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира. Именно в это время рождается точка зрения о неизбежности вытеснения искусства наукой. Так, Гегель был убежден, что искусство достигает своих целей посредством обмана, оно погружает человека в видимость. И эта субъективизация опыта должна быть преодолена расширением объективного познания, на которое может претендовать только наука.

Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества, преодолению рационалистических ориентиров и возделыванию человеческого в человеке. Она остро ощутила потребность в красоте, в утверждении эстетически развитой личности, в углублении реального гуманизма, предприняв практические шаги по воплощению свободы, равенства, братства, гармонизации общественных отношений. Ибо, как отмечал Шиллер, «одна лишь красота делает всех счастливыми, и тот, кто находится под обаянием ее чар, забывает о своем ограничении». Осознав глубокий разрыв между идеальным и реальным, возможностями человеческого духа и социальной действительностью цивилизация индустриальной эпохи вызвала к жизни могучую творческую энергию, направленную на формирование новых духовных ориентиров, развитие традиционных форм ментальности.

К важнейшим проблемам изучения науки и техники как явлений культуры относятся:

1)   структура и функции науки и техники как социокультурных явлений;

2)   закономерности эволюции науки и техники;

3)   определенное качественное состояние науки и техники;

4)   наука и техника как составная часть человеческого бытия и другие.

Культурологическое познание науки и техники ограничиваются ценностно-смысловыми, нормативно-регулятивными и знаково-коммуникативными аспектами, которые реализуются в жизненной практике человека.

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

Однако не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

Продуктом научной деятельности, кроме знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), являются методология и методы, приборы и инструменты, стиль жизнедеятельности, формы организации и так далее. Непосредственными целями научной действительности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.

Важным критерием научности является цель научного познания. Она формулируется как «постижение истины ради самой истины». Практическая полезность знаний (утилитарная), строго говоря, для науки значения не имеет.

Решающим фактором оценки научности знаний является их объективность и универсальность. В одинаковых условиях действие научных законов должно давать одинаковые результаты. Вариативность результатов не отменяет закон, а лишь указывает на особый характер его проявления.

Важнейшим отличительным признаком научного знания является его систематизированность. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научная картина мира.

Науку ХХ века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привел к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.

Общекультурное предназначение техники — освобождение человека от «объятий» природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, в общем-то, незаметно для себя, поставил жесткую техническую необходимость. Оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Человек вынужден приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, не уютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает «разрешающую силу» человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. «Алгоритмизация» стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых основано действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Техника – это особое явление культуры, сформированная мастером природная материя. Техника является культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Как материальное основание культуры техника интегрирует культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотъемлемым компонентом культуры.

2. Образование — особый социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

3. Основным признаком развития современного общества является особая роль образования, знания и основанных на нем технологий, доминирование информации, ускорение технического прогресса, развитие сферы обслуживания, повышение качества жизни. Новые системы связи, способные в мгновение передавать информацию практически в неограниченном объеме на любое расстояние, кардинально меняют облик человечества, ведут к принципиально новому состоянию культуры. Новый тип цивилизационного развития общества требует разработки новых ценностных ориентиров. В сложившихся условиях повышается роль образования в культуре, именно, оно является ключом к решению проблем современного мира. Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Развитие экономики все больше будет определяться не столько ресурсами, известными как «черное золото», но, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом страны. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. Происходящая сейчас информатизация мира является научным и реальным фактом. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в информационном обществе, существенно изменяет место образования в структуре общественной жизни. Новый тип цивилизационного развития, который утверждается в обществе, вызывает необходимость для специалиста в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Актуализация темы образования в информационном обществе обусловлена спецификой информационного общества. Суть данного типа общества раскрывается в развитии и совершенствовании информационных и телекоммуникационных технологий, причем специфической чертой последних является их непрерывное совершенствование.

Традиционное образование, господствовавшее во всем мире вплоть до 1970-х гг., предполагало определенную образовательную модель, которая сформировалась в рамках индустриального общества. Целью такого образования было усвоение определенного массива знаний в рамках образовательных учреждений. При этом образование рассматривается в институциональном ключе и понимается как локализованная часть культурного пространства, пребывание в котором обусловлено прагматическими целями. Соответственно этому определяется и место образования в культуре: образование как замкнутое пространство. Рассмотрение образования в институциональном ключе предполагает толкование образование как социального института, и, соответственно, образование рассматривается как система, цели которой определяются извне.

Кризис системы образования, который разразился в 1960-е годы, был фундирован кризисом самих культурных оснований общества и связан с развитием двух проектов культурного развития, которые определяют характер и специфику современной культуры: модерна и постмодерна. Если модернистские тенденции развития культуры не находят сегодня резонанса, то проект постмодерна целиком определяет тенденции развития современной культуры. Следовательно, рассматривая образование в пространстве современной культуры, необходимо учитывать ее тенденции развития.

В рамках проекта модерна все области культурного пространства рассматриваются как нечто самостоятельное. Цели культуры определяются функциональными потребностями общества. В качестве основных признаков модернистского проекта культуры выступают: линейность принципов культуры, определяемые инвариантными ценностями культуры, наличие границы между массовым и элитарным, на основании которой различаются подлинные и неподлинные формы культуры, формирование нормативных показателей во всех сферах культуры, существование неких общих принципов, определяющих цели культурного развития.

Фунционализм как принцип модерна определяет место и положение образования в культуре. Образование анализируется с позиции методов и подходов педагогических дисциплин, цели образования задаются извне. Они подчинены потребностям общества.

Концепция классического образования, оформившаяся в культуре модерна, имеет обучающий характер. В качестве ролевых исполнителей в ней выступают фигуры ученика и учителя, которые определяют характер субъектно-объектных отношений в системе классического образования. Роли ученика и учителя есть абстракции, которые наполняются содержанием в реальном образовательном процессе. Ученик выступает объектом воздействия со стороны учителя, который, в свою очередь, выступает носителям социокультурных норм, к которым он приобщает ученика в учебном процессе.

Проект культуры рассматривается с нормативных позиций, т.е. с точки зрения тех целей и идеалов, которые должны быть реализованы в процессе развития культуры. Нормативный характер модернистской культуры предопределяет внешний облик системы образования: образование интерпретируется в рамках деятельностного подхода. Образование тематизируется как особый вид социальной деятельности, характер которой определяется целями и структурой данной деятельности.

Развитие и распространение информационных технологий в образовании, происходящее в рамках перехода к информационному обществу, изменяет систему образования в целом.

Прежде всего, безграничные возможности информационных технологий в образовании обуславливают новую модель образования: образование не ограничено пространственными, временными и институциональными рамками, поскольку появляются новые формы образовательных практик, которые не вписываются в традиционную схему обучения. Безграничные когнитивные возможности массовой информации делают невозможным законченный образовательный процесс. Постоянное совершенствование и развитие информации требует непрерывного обучения не только в рамках образовательных институтов, но и социальных институтов в целом. Образование направлено не столько на усвоение знаний, сколько на возможности управления ими. [Осн.4, доп. 5, 7, 19,32].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1974 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.