Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие сестринского дела в России.




 

Слово «милосердие» В.И. Даль трактует как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечие. Милосердствовать - значит соболезновать, сострадать, жалеть или желать помочь.

У древних славян этими качествами, как и искусством врачевания и родовспоможения, владели в основном женщины. Им приписывалось умение посредством трав, кореньев и разных зелий исцелять болезни. Упоминание о первой больнице на Руси относится к Х веку, когда дочь князя Рюрика Ольга организовала больницу, в которой лечила и ухаживала за больными женщинами.

В церковных летописях XI столетия встречаются такие понятия, как «бабы-вдовицы» (повивальные бабки), принадлежащие к числу церковных людей, в обязанности которых входило наблюдать за тем, чтобы все новорожденные были крещены; вероятно, они оказывали помощь и во время родов. В других источниках подробно описан уход женщин за больными. Они «… больным служаша, горшки и прочия их сосуды умываша и варении их искушашап, ложницы их подаяша, хлеб резаша, чашницыподаяша и прочие прислужения им творяша». О дочери князя Михаила Черниговского Ефросинии говорится, что она была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях».

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя (XII в.) написала трактат «Мази», который считается первым в мире научным медицинским трудом. Он состоит из 5 глав. Первая глава содержит общие вопросы гигиены, вторая посвящена гигиене брака, периоду беременности и включает советы по уходу за новорожденными. В остальных главах описаны гигиена питания, наружные болезни, болезни сердца и желудка, приведены различные рецепты при заболеваниях кожи и зубов. Название книги обусловлено тем, что в ней в качестве наиболее распространенных лекарств приводятся мази.

Византийско-татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; «одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные». Большинству женщин приходилось выбирать: терем или монастырь.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело
всей ее жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...».

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тя­желым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом, они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».

Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как счи талось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: «Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего чтобы удовлетворить себя». Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы «иметь счастье послужить больным». При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями, это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

В 1551 году на стоглавом соборе было сказано: «Всех больных и пре старелых описать по всем городам и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где больным было куда голову преклонить - довольствовать пищею, одеждой да приставить к ним здоровых сестер и баб, стряпух, сколько будет пригоже». В 1581 году поэтому в 1581 году указом Ивана Грозного в Москве была создана первая аптека. Ее назначение было обслуживание только царя и членов царской семьи.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2441 - | 2257 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.