КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 2
Тема: «История сестринского дела.Этика в сестринской деятельности.»
ПЛАН ЛЕКЦИИ
История сестринского дела как часть истории человечества.
Основоположники сестринского дела. Международное признание Флоренс Найтингейл.
Международные общества Красного Креста и Красного полумесяца.
Развитие сестринского дела в России.
Этический кодекс медицинских сестер.
История сестринского дела как часть истории человечества.
Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ античной Египетской культуры "Семь заповедей истинного милосердия" гласит: "Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого". У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. В начале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи постигла у греков и римлян.В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных появляются в IV веке н.э. во времена царствования римского императора Константина Великого.К XI веку во многих странах Западной Европы (Нидерланды, Германия) появляются общины девиц и женщин для осуществления милосердия и ухода за больными.В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.
В 1235г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок» из лиц, пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время — и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных проказой. Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда — лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.
Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятельницей в 1099г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое, время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена распространилась и в Италию, Испанию, Францию, Англию, где ими были созданы монастыри. В 1617г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Во время проповеди в г. Шатиньон он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием священника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его – «служительницы бедных». Они должны были ежедневно по очереди брать из общего склада провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Также они должны были научить больных лучше жить и достойно умирать, используя религиозные беседы, чтения и наставления.
В 1633г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак – высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелобольными в госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641г. создала специальную школу по их обучению. Главным руководителем и советником в школе бы Викентий Поль. Это была первая попытка организовать научную и практическую подготовку сестер милосердия, и она увенчалась успехом. Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше.
В 1620г. по образцу женских обществ милосердия были организованы и мужские общества, однако их задача сводилась к помощи нищим и искоренению нищенства.
Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра». Считая, что все общины должны иметь общий устав, он разработал его основные положения 30 мая 1655г. в торжественной обстановке, собрав всех сестер, находящихся в Париже и его окрестностях, огласил их. «Общины сестер милосердия состоят из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов, а если непременно желают, то только на один год. Они должны носить монашескую, а свою простую светскую одежду.. Старшая сестра избирается ими из своей среды на три года, причем одна и та же сестра может быть избрана только дважды и не более двух трехлетий, ни одна сестра не может быть старшей».
Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей, богадельни для стариков.Приюты для сирот, больницы для эпилептиков и душевнобольных).
Викентий Поль умер в 1660г. в возрасте 85 лет. Католическая церковь в 1737г. причислила его к лику святых и почитает как и покровителя всех дел милосердия.
В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить тяжелые времена – сестер выгоняли их госпиталей и приютов, где они работали. Некоторые из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.
Большую известность сестры милосердия снискали во времена наполеоновских войн. Став императором, восстановив христианскую церковь, уничтоженную конвентом, Наполеон I обратился к ее служителям с просьбой о помощи по уходу за ранеными. Особенно прославилась сестра Марта, которую наполеоновские солдаты считали святой. За заслуги в деле милосердия император наградил ее орденом Почетного легиона. По инициативе Наполеона после войны была продолжена подготовка сестер милосердия, они по-прежнему ухаживали за ранеными и больными в госпиталях и приютах.
В Германии общины сестер милосердия появились в 1808г. В Италии – в 1821г.
В США – в 1849г., а в 1851г. – на Востоке (Бейруте, Иерусалиме).