Философская методология как высший уровень методологического знания. Философский уровень методологии функционирует не в виде жесткой системы норм или технических приемов, а в качестве системы ориентиров и предпосылок познавательной деятельности. В их число входят содержательные предпосылки (философская картина мира, методологические мировоззренческие проблемы современной науки и научного мышления) и формальные предпосылки, которые относятся к общим формам научного мышления и к его исторически определенному категориальному строю.
Главной методологической проблемой, возникающей в связи с этим, является определение специфики разных сфер познания, в частности, специфики гуманитарного познания в сравнении с естественнонаучным познанием. Данная специфика определяется фактом непосредственного участия в гуманитарном познании партийных и классовых установок исследователя, присущих ему ценностных ориентаций, а также необходимостью учитывать и интерпретировать сложную структуру целесообразной человеческой деятельности и результаты такой деятельности.
Философия играет двоякую методологическую роль. В первую очередь, она осуществляет конструктивную критику имеющегося научного знания с позиции граней и условий его применения, общих тенденций его развития и адекватности методологического фундамента. Во вторую очередь, философия предоставляет мировоззренческую интерпретацию научных результатов, включая методологические результаты, с позиции конкретной картины мира. Так, если философская критика стимулирует внутринаучную рефлексию, тем самым способствуя постановке новых проблем и поиску новых подходов к объекту научного изучения, то философская интерпретация научных результатов выступает в качестве отправной точки любого серьезного исследования. Она выступает в качестве необходимой содержательной предпосылки развития и существования теоретического знания и его интеграции в нечто целостное для каждой стадии развития познания.
Необходимо четко понимать, что философскими методами задается только генеральная стратегия исследования и его общие регулятивы. Они не могут заменить специальных методов и не определяют окончательный результат познания.
Эффективность философской методологии напрямую зависит от ее основоположений. В качестве наиболее адекватного методологического фундамента, играющего все большую роль в современном научном познании, выступает диалектическая методология, важной задачей которой является разработка всеобщего способа познавательной деятельности и развитие категориальных форм, максимально адекватных всеобщим законам существования. Диалектика в качестве учения рассматривает общие законы развития природы, познания и общества, при которых разные явления рассматриваются во взаимодействии противоположных сил, в многообразии связей, тенденций в процессе развития и изменения. Такая эвристическая роль обеспечивается тем, что она ориентирует исследование на раскрытие объективной диалектики и выражает эту диалектику в категориях и законах.
Категория диалектики – обобщенное понятие, продукт практической и познавательной деятельности человечества, которым философия оперирует для раскрытия сущности диалектических проблем. В них отражаются существенные всеобщие связи и стороны объективной реальности.
Основными категориями диалектики являются: 1) всеобщее, особенное, единичное; 2) причина и следствие; 3) случайность и необходимость; 4) действительность и возможность; 5) явление и сущность; 6) содержание, форма и структура.
От законов других наук законы диалектики отличаются универсальностью и всеобщностью, так как ими охватываются практически все сферы окружающей действительности и раскрываются глубинные основы развития и движения.
Существует три основных закона диалектики, которыми описывается процесс познания и развития мира:
- закон взаимного перехода количественных изменений в качественные;
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон отрицания отрицания.
Первым з аконом вскрывается всеобщий механизм развития. К числу основных категорий закона относится количество, качество, скачок имера. Суть закона заключается в том утверждении, что постепенное накопление различных количественных изменений может в определенный момент времени привести к достижению или даже превышению меры. В свою очередь, это может инициировать качественный скачок, в результате чего возникнет новое качество. В качестве примеров таких скачков служат: образование планет и звезд; переход химического вещества из одного состояния в другое; появление жизни на земле; смена цивилизаций; формирование новых видов животных и растений; социальные революции.
Законом борьбы и единства противоположностей раскрываются источники развития (противоречия).В научном познании человека и мира выделяется несколько ключевых противоположностей (тенденций, основных сторон), взаимодействие между которыми отражает глубинную суть предметов и выступает в качестве источника развития. В неорганической природе – это отношение отрицательных и положительных зарядов, античастиц и частиц, поля и вещества, отталкивания и притяжения, противодействия и действия. В живой природе – это изменчивость и наследственность, диссимиляция и ассимиляция, торможение и возбуждение физиологических процессов и т.д. Противоречия в обществе выражаются между стихийностью и целеполаганием, надстройкой и базисом, производственными отношениями и производительными силами и т. д.
Развитие включает в себя процесс появления, роста, стадию обострения и разрешение противоречий. Определяющая роль отводится внутренним противоречиям конкретного процесса или предмета. Именно они и являются решающим источником, движущей силой развития. Подвижное отношение между противоположностями и является диалектическим противоречием.
Согласно классической диалектике, единство противоположностей является относительным, а борьба абсолютной. Кроме того, в борьбе противоположностей выражается стимул к изменению системы, а в единстве заключается основа ее устойчивости. Устойчивость и изменчивость бытия и его отдельных фрагментов являются одинаково объективными и значимыми.
В целом, законом взаимопроникновения противоположностей вскрывается в развитии побудительная сила или импульс. Он указывает, что основу изменений составляет борьба противоположностей, а основа относительной стабильности заключается в единстве тенденций и сторон какого-либо явления или процесса.
Законом отрицания отрицания выражается направленность развития и его форма. Суть этого закона заключается в том утверждении, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, однако со временем само становится старым и отрицается более новым и так до бесконечности. К примеру, изменение общественных экономических формаций (формационный подход к историческому процессу), эволюция рода и т.д.
Основной категорией закона является категория отрицания, то есть отказ развивающейся системы от устаревшего качества. Но, при этом, отрицание не является просто ее уничтожением. Система должна сохранить преемственность и собственное единство, а потому отрицание в диалектике понимается в качестве отказа от предшествующего этапа развития (устаревшего качества) с сохранением наиболее лучших и значимых моментов. Только таким образом будет обеспечена преемственность системы. Как бы основательным ни было изменение исторических типов морали, политики и экономики, их главные достижения не остались в прошлом. Они сохранены в развитии системы, хотя и немного в измененной форме.Законом отрицания отражается преемственный поступательный характер развития, имеющий форму спирали, повторение на высшей стадии определенных свойств более низшего витка, возврат якобы к старому, но на более высоком этапе развития.
Таким образом, будучи реализованным во взаимодействии противоположностей и переходе качественных и количественных изменений, развитие включает в себя утверждение нового, преемственность и преодоление старого.
Диалектический метод отражается в следующих принципах:
- объективность – один из философских диалектических принципов, который основывается на признании действительности в ее всеобщих формах и реальных закономерностях;
- всесторонность – принцип познания и иных форм деятельности, который отражает всеобщую связь, присущую всем явлениям действительности;
- конкретность – категория, отражающая отдельную вещь либо совокупность взаимосвязанных вещей в комплексе всех своих связей и сторон. Конкретность проявляется на теоретическом и эмпирическом уровне;
-историзм – принцип, выступающий в качестве методологического выражения саморазвития действительности в плане его направленности по временной оси в виде непрерывного целостного единства таких состояний, как будущее, настоящее и прошлое;
-принцип противоречия, в качестве основы которого выступают реальные противоречия предметов. Данный принцип сводится к таким требованиям, как выявление, проведение всестороннего анализа и исследования противоположных сторон конкретного противоречия, а также рассмотрение изучаемого предмета в качестве единства противоположностей в целом на основе знания каждой из них. Принцип противоречия включает в себя определение места противоречия в системе с последующим прослеживанием этапов развития того или иного противоречия и анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его обострения и развертывания.
Отметим, что при неправильной реализации и неверном применении категорий и законов диалектики могут возникать искажения познания, что приводит к отклонению от истинного пути и к появлению различных заблуждений.