Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические формы научного знания: проблема, идея, гипотеза, закон, теория




Теоретические формы научного познания характеризуются преобладанием рационального момента – понятий, теорий, зако­нов и других форм научного знания и абстрактного мышления. Жи­вое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а ста­новится подчиненным абстрактному мышлению. Теоретическое знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» – таких как понятия, умо­заключения, проблемы, идеи, законы, гипотезы, категории, принципы, концепции (теории) и др.

Самая важная задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее целостности, конкретности и полноте содержа­ния.

Специфической чертой теоретического познания является внутренний вектор его направленности на себя, иначе говоря, внутринаучная рефлексия, т. е. иссле­дование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. Теоретическое объясне­ние и познанные законы создают возможность осуществлять не только анализ накопленного прошлого, а также происходящего, но и предсказание, научное предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление, сознание и познание являются стержневыми, фундаментальными категориям теории познания. Иногда в некеоторых источниках встречается неясность в трактовке этих понятий, зачастую  их совмещают, не разделяя «сознание как функцию биосферы» (В.И. Вернадский), присущую всей живой материи на Земле и в Космосе на разных стадиях ее развития, с одной стороны, и человеческое мышлениекак функцию культурной биогеохимической энергии, возникающую при переходе в ноосферу (сферу разума), с другой. Следует отметить, что В.И. Вернадский открыл наличие биогеохимической энергии в биосфере еще в 1925 году. Эта энергия  «охватывает всю биосферу и определяет в основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение». Однако, развивая учение о биосфере, ученый обнаружил в пределах живого вещества новую форму той энергии, «еще большую по своей интенсивности и сложности», связанную с жизнедеятельностью человеческих обществ. «Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу», – писал В.И. Вернадский в 30-х годах прошлого столетия[30]. Теперь становится ясно, что сознаниекак свойство биосферы – есть результат биогеохимической энергии в разных ее проявлениях, а человеческое мышление возникающее как результат Энергии Человеческой культуры и есть продукт культуры человека – культуры его самосознания, культуры поведения и деятельности, в том числе и деятельности познавательной.

Мышление человека это осуществляющийся в ходе практики активный процесс целостного и опосредованного отражения действительности, базирующейся на энергии человеческой культуры (ЭЧК), обеспечи­вающий раскрытие на основе чувственных данных природных и социальных закономер­ных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, кате­горий и др.). Мышление человека как процесс его «философского самоуглубления» (В.И. Вернадский), осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной (лингвистическая коммуникация), функционально-искусственной (язык математики, формальной логики, химичес­кие формулы и т. п.), практической (политико-практические языки, «язык власти», «язык масс» как доминирующий «язык времени» и т.п.), а также язык духовной (семантической) преемственности (языки музыки, поэзии, живописи и др. «философского самосознания»).

Основными уровнями мышления являются рассудок и разум.

Рассудок – исходный уровень повседневного мышления, на котором оперирование абстракциями про­исходит в пределах повторяющейся схемы, заданного шаблона, жестко­го стандарта. Это способность логически последовательно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

Высшим уровнем рационального познания, принято считать разум, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом  уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в ло­гике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимо­связи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Иногда логику разума называют диалектикой.

Далее, еще раз следует подчеркнуть, что ученые в теоретическом знании иногда не замечают, или не придают значение разным подходам к различным уровням явлений и социальных структур – в макро и микро-структурах, что часто приводит к ошибочным методологическим выводам. Например, исходя из диалектической парадигмы единства и борьбы противоположностей Биосферы и Человека некоторые ученые приходят к выводу о необходимости уменьшить численность населения планеты минимум в 10 раз. Лишь каждый десятый житель планеты войдет в «золотой миллиард», которому уготовано будущее.

Другие, наоборот, ссылаясь на мысль В.И. Вернадского о том, что «разум может максимально проявляться… только при максимальном развитии основной формы биогеохимической энергии человека, т.е. при максимальном его размножении»[31], пишут о необходимости наращивать человеческий капитал и демографический ресурс. Например, по мнению  С. Харпова, Россия, находясь в четвертом техноукладе, может выйти на миллиардный рынок только в том случае конкурентоспособной, если будет иметь население хотя бы 450 миллионов. Таким образом, ни в первом, ни во втором случае не учитывается специфика развития макро – и микро-систем, и их взаимодействия. В данном случае целесообразно, согласно В.И.Каширину, использовать диалектико-триалектическую методологию гуманитарной кризисологии[32], в которой диалектика и триалектика выступают в качестве философско-научных методологических парадигм.

Базовой формой научного мышления, отражающей общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, ко­торые закрепляются в их определениях (дефинициях), являются понятия. Они должны быть гибки и подвижны, вза­имосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) и триалектику (взаимодополняемость) объективного мира. Наиболее об­щие понятия – это философские категории (качество, количество, материя, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).Все науки оперируют набором определенных понятий, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятия отражают сущность предмета, и этой сущ­ностью, фиксируемой в каком-либо одном понятии, предметы от­личаются от всех других, сущность которых фиксируется в иных понятиях. Конечно, предметы можно различать и по несуще­ственным признакам. Но следует выделять основные логические характеристики поня­тия – объем и содержание. Объемом понятия называют множество обобщаемых в нем объектов, а содержанием – признак, на основе которого осуществляется обобщение.

Следующей формой научного мышления, отражающей отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отно­шения, является суждение. Это мыслительное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Логическая структура суждения включает в себя три элемента: субъект, предикат и связку. Субъект – это та часть суждения, в ко­торой отражается предмет мысли, иначе говоря, то, о чем идет речь в данном суждении. Предикат – та часть, которая отражает свой­ство предмета, т. е. то, о чем говорится в данном суждении. Связка устанавливает связь между субъектом и предикатом суждения. Обычно она выражается словами «есть» или «не есть». Субъект и предикат суждения называются терминами суждения.

Умозаключение – форма мышления (мыслительный процесс), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений, называемых посылками) выво­дится новое знание (также обычно в виде суждения). Классичес­кий пример умозаключения:

-  все люди смертны (посылка);

- Сократ – человек (обосновывающее знание);

- следовательно, Сократ смертен (выводное знание, на­зываемое заключением или следствием).

Условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики и диалектики. Наиболее общим делением умо­заключений является их деление на два взаимосвязанных вида: ин­дуктивное движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к более общему, и дедуктивное (силлогизмы), где имеет место обратный процесс.

Ознакомившись с базовыми формами теоретического познания – понятием, суждением и умозаключением, следует определить его структурные компоненты. К ним относятся пробле­ма, идея, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как фор­мы, «узловые моменты» построения и развития знания на теорети­ческом его уровне. Такой формой и узловым моментом теоретического знания является проблема. Содержанием ее является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возник­ший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть зас­тывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему необ­ходимая предпосылка ее успешного решения.

К. Поппер считал, что наука начинается не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возни­кают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдель­ной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Научная проблема, таким образом, выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных по­зиций), которая требует соответствующего разрешения. Определя­ющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулирует­ся проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свой­ственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Проблемы науки следует отличать от ненаучных (псев­допроблем), например, идеологическая проблема строительства коммунизма или ложная проблема создания вечного двигателя. Ре­шение какой-либо конкретной проблемы есть существенный мо­мент развития знания, в ходе которого возникают новые пробле­мы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими, существуют и прак­тические проблемы.

Следующая форма теоретического знания – гипотеза. Она содержит пред­положение, сформулированное на основе ряда фактов, истин­ное значение которого неопределено и нуждается в до­казательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не до­стоверный характер, требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одна из них становится истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Формирование новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипотеза пос­ле проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтвержде­ния, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипо­тезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический за­кон, теория Ч.Дарвина и др. Велика роль гипотез в современнойастрофизике, геологии и других науках, которые окружены «ле­сом гипотез».

Крупный британский философ, логик и математик А. Уайт­хед подчеркивал, что даже неадекватная рабочая гипотеза, подтверждаемая хотя бы не­которыми фактами, все же лучше, чем ничего. Она хоть как-то упорядочивает познавательные процедуры. Указывая на важное значение гипотез для прогресса научного познания, он отмечает, что «достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие зна­ния в рамках метода, предписываемого господствующей рабочейгипотезой; с другой стороны, осуществляется исправление самих рабочих гипотез»[33].

Итак, гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в про­тивном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в осо­бенности экспериментом), получая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания, к объяснению широкого круга яв­лений.

Если говорить о роли гипотез в формировании законов науки, то, можно выделить три их типа: а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта; б) гипотезы, в формировании которых опыт играет опреде­ленную, но не исключительную роль; в) гипотезы, которые возни­кают на основе обобщения только предшествующих концептуаль­ных построений. Теперь становится ясно, что научный закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Такую философскую трактовку научного закона, выводимого посредством отношения гипотезы к духовному опыту субъекта, следует учитывать при изучении действия, например, социального закона «вызова – ответа», открытого А. Тойнби, который многими исследователями квалифицируется как основной социальный закон. Как известно, диалектика действия этого закона складывается на основе единства и борьбы противоположностей двух идеальных макроструктур: «вызовов времени», которые интерпретируются как преемственность смыслов «накопленного прошлого», с одной стороны,и поиск альтернативных «ответов», которые с позиции целостного настоящего рассматриваются как целесообразность адекватного «вызовам» «ответа». Это очень ответственный творческий процесс научно-философского конструирования будущего. Однако, помимо «накопленного прошлого» и альтернативно-целесообразного будущего, по поводу которых выдвигаются множество гипотез, в этом процессе участвует еще один компонент триалектическойсистемы взаимодополнения, который является переходным между прошлым и будущим, координируя их, подобно вертящейся по горизонтали на вертикальной оси стрелки компаса, определяя векторы взаимозависимости и взаимодополнения в триалектической парадигме культуры времени. Эта точка отсчета называется происходящим (настоящим). Она превращает «стрелу времени» в двунаправленную диалектико-триалектическую парадигму, главную роль в ее смысловом моделировании играют гипотезы как мысленно возможная (виртуальная) реальность.  





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1963 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.