Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основания научного знания: идеалы и нормы научного познания, научная картина мира, философские основания науки




Вопрос о фундаментальных основаниях научного знания является предметом дискуссии философии и методологии науки. Это связано с тем, что главнейшим элементом в основаниях науки является научная картина мира. Вот в ней то и коренятся причины отсутствия единых взглядов на структуру оснований научного знания и, следовательно, на структуры научного и философского знания. Однако, в начале назовем элементы структуры оснований науки. В результате усилий многих философов и ученых достигнуто единство взглядов на эту структуру. Сегодня считают, что в нее входят: научная картина мира, фундаментальные принципы, концептуальный аппарат,  идеалы, нормы и стандарты научного исследования.

Большое внимание теоретической разработке оснований научного знания уделяется в современной западной философии. Основаниями науки считают­ся различные теоретические модели:личностное знание (М.Полани), конвенциализм (А.Пуанкаре), парадигма (Т. Кун), научно-исследовательская программа (И.Лакатос).

В отечественнойфилософии науки B.C. Степиным выделяется три главных компонента научной дея­тельности: идеалы и нормы исследования;научная картина ми­ра; философские основания науки. В своей книге «Теоретическое знание» он подчеркивает, что каждый из этих компонентов, в свою очередь, внутренне структурирован.

Идеалы и нормы. Научная деятельность, как и всякий другой вид деятельности, регулируется определенными идеалами и норма­ми, выражающими представления о целях научной деятельности (иногда их называют смыслами)и способах (общественно-значимых путях) их достижения. Идеалы (смыслы, миссии) и нормы науки имеют кон­кретно-исторический характер, отражая два аспекта функцио­нирования науки: 1) как научно-философской познавательной деятельности и как 2) общественно-значимого соци­ального института.

Поэтому идеалы и нормы – это не просто определенная схема исследовательской деятельности. В различные исторические периоды наука создает разные способы мышления эпохи, разные научные идеалы и нормы. Многие методологи выделяют три типа идеалов и норм: 1) идеалы и нормы объяснения и описания;2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;3) идеалы и нормы организации знания.

Однако все научные знания включают в себя идеалы и нормы конкретной исторической эпохи и конкретной научной дисциплины. Исходя из этого З.М. Оруджев  вводит понятие – «способы мышления эпохи».

В разные исторические эпохи природа науки понималась по- разному, но всегда существовало понимание того, что научное знание должно быть доказано, что наука должна раскрывать сущность явлений, их философские смыслы и общественные значения.Поиск путей познания этого лежит через самопознание человека и общества, через философское самоуглубление. «Сегодня человек, наконец, начал понимать, что чем глубже он уходит внутрь самого себя, тем глубже и шире удается освоить мир внешний… Понятия способов мышления эпохи, наконец, станет одним из центральных понятий философии»[34].

Научная картина мира. Как уже говорилось ранее,вопрос о научной картине мира является одним из наиболее спорных в современ­ной методологии и философии науки. Даже среди современных отечественных представителей единое мнение по данной проблеме отсутствует.  Например, встречается фактическое отождествление понятий «научное ми­ровоззрение» и «научная картина мира» и происходит это по причине отождествления значения слова «мир» в первом слово­сочетании и во втором. Получается двусмыслие: в слове «мировоззрение» корень «мир» означает всю реальность, весь «белый свет», тогда как современное понимание слова «мир» в словосочетании «научная картина мира» – это «обозна­чение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной нау­ке («мир физики», «мир биологии» и т.п.).

Чтобы не утонуть в «терминологических дискуссиях»,В.С.Степин предложил пользоваться понятием «картина иссле­дуемой реальности», ставя в качестве образца физическую кар­тину мира. Но обратимся к истории. Термин «мировоззрение» появился в конце XVIII в. и вскоре приобрел широкое распространение.Понятие «научная картина мира» – более позднего проис­хождения, и, как пишет Л.А. Микешина, оно существует в науке главным образом неявно в текстах и подтекстах, в разнообразных несистематизированных высказываниях ученых о предпосылках теории и нужны специальные методологические усилия для ее выявления[35].

Разделяют следующие уровни  в структуре научной картины мира:

-специальные картины мира, обеспечивающие систематизацию знаний, получаемых в рамках соответствующей науки (физическая, математическая, биологическая, информационная и т.д. картины мира). Иногда их называют «картинами исследуемой реальности» (В.С. Степин). Самым изученным образцом специальной картины мира является физическая картина мира. Н.Н. Моисеев называл ее более широко – физикалистская, включая в нее непрерывно изменяющуюся Вселенную; интерпретации дарвиновской триады – изменчивость, наследственность и др.  Традиционно  в физической картине мира выделяются три исторических типа: механическую, электродинамическую, квантово-релятивистскую.

- естественно-научная и общенаучная картины мира, исходным материалом для которых служат специальные картины мира. Переход от специальной к общенаучной картине мира означает движение от дисциплинарной к междисциплинарным уровням (приоритетам) систематизации знаний.

Великий ученый и философ В.И. Вернадский считал, что общая структура научного знания выражается через «логику понятий – вещей» и «логику понятий – слов». Логика понятий – слов выливается в теоретические обобщения в философии, а логика понятий вещей – (логика естетвознания) складывается на основе научных эмпирических фактов, обобщений. А вместе они отражают целесообразность познания, превращая научную мысль в планетное явление, в геологическую силу. Целесообразность ищут и находят ученые, и философы. Только философы ищут сходства в фактах, явлениях, событиях, ситуациях, в их синтезе, а ученые – ищут различия, анализируя их. Эти идеи легли в основу создания концепции целесообразности, которую В.И.Вернадский, к сожалению, не смог завершить. Впоследствии были предприняты попытки возвращения к данной концепции академиком И.Т.Фроловым. Сегодня для исследователей открыты все возможности для объяснения целесообразного будущего Природы, Общества и Человека, понимания того, как «работает» цивилизационный универсальный код: «целостность настоящего – есть преемственность прошлого и целесообразность будущего».

Вывод. На современном этапе развития научного знания, когда острейшей проблемой в науке становится междисциплинарность и трансдисциплинарность (универсальность и природоподобие), метатеоретическое знание часто служит «мостиком» между науками и отраслями наук, с одной стороны, и природой, с другой, развивая профессиональное самосознание науки – осознание своей роли и места в коэволюции (совместном развитии) Человека и Природы, т.е. в ноосферогенезе. 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоят специфические различия науки и философии?

2.Как, по мнению В.И. Вернадского, возможна разработка междисциплинарной и природосообразной картины жизни?

3. Раскройте особенности понятий «научная организация» и «научная сфера»?

4.  Дайте определение понятию «демаркация»? Какие признаки научного знания предполагает демаркация?

5. Охарактеризуйте самые острые и перспективные проблемы философии и методологии науки на современном этапе? Дайте характеристику этим проблем.

6. Какие вы видите перспективы взаимоотношения философии и науки?

7. Какие понятия близки понятию «метатеоретический уровень» научного знания?

8. Какова специфика философских оснований научного знания?

9. Как осуществляется воздействие философских оснований на научное исследование?

10. В чем суть концепции целесообразности В.И. Вернадского?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1125 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.