Наука на множество знания, которые между собой, какую сторону они изучают. предмету и познания можно науки о (естественнонаучные – химия,, биология и.), науки об (история, социология,), отдельную группу технические науки. зависимости от изучаемого объекта подразделять науки естественные, социально- и технические. науки отражают, социально-гуманитарные – человека, а – «искусственный мир» специфический результат человека на.
Специальная философия науки – это отрасль философского знания, в которой осуществляется философское осмысление проблем частных наук (точнее их блоков), таких как физика или биология, а также прикладных дисциплин. Специальная философия науки не может рассматриваться как простое перенесение положений общей (т.н. «субстанциальной) философии и общей философии науки на отдельные научные дисциплины, хотя такое перенесение может иметь место. Она разрабатывается и развивается в процессе развития частных наук, исходит из их реальных проблем, помогает в их решении. В то же время развитие специальной философии науки дает материал для развития общей философии науки, методологии, истории науки, вносит существенный вклад в формирование общенаучной и частнонаучных картин мира, а с формированием и развитием научных картин мира, как будет показано далее, и связана значительная часть философских проблем естественных наук.
В последние десятилетия ситуация в области специальной философии науки начинает меняться. Во-первых, в российских условиях произошло существенное обогащение философско-методологических подходов: все более широкое распространение получают методологические подходы и отдельные положения, связанные с аналитической философией, феноменологией, герменевтикой, структурализмом и иными течениями в западной философии ХХ столетия. Во-вторых, заметное развитие получила общая философия и методология науки. В-третьих, происходит переход от рассмотрения отдельных философских проблем к становлению специальной философии науки. Однако становление последней находится на ранней стадии, в том числе и за рубежом, где вышло немало работ в области философии физики и космологии, химии,биологии. Хотя проблемы частных наук специфичны, среди них немало типологически сходных. Так, естественным наукам присущи трансдисциплинарные связи между ними, способствующие формированию общенаучной картины мира, некоторые сходные черты в статусе этих наук в системе научного знания, в структуре научного знания и внутринаучных концептуальных связях, в методологии научного исследования, в профессиональной этике, позволяющие сгруппировать проблемы этих наук в блок «философских проблем естествознания». Изучение проблем естественных наук как типологически сходных оправдано и тем, что исследователи различают такие типы наук как формальные (математика), описательные (семантические) и прагматические (среди них – акиологические, социальные). Рассматриваемые здесь естественные науки относятся преимущественно к типу описательных, тогда как технические – к прагматическим. Выделение философии естествознания как особого предмета рассмотрения позволяет увидеть специфику других областей научного знания, тем более что естественные науки, прежде всего физика, исторически являются парадигмальными для остальных отраслей научного знания (в английском языке «science» - наука, применяется только к естественным наукам).
Специфическими чертами естествознания являются:
- эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами;
-ориентация на практически полезные, в конечном счете, знания, позволяющиепрогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;
- стремление к объективности, к отделению объекта от субъекта познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания;
- выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений;
- полная открытость научных знаний для критики.
Философия естествознания следующие проблемы: и способы материи, происхождение развитиевещества, законы предбиологической, происхождение живого неживого.