Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История науки как науковедческая дисциплина




Предыстория истории науки. В структуре науковедческих дисциплин, исследующих различные аспекты бытия науки и ее функционирования в обществе, особое место занимает история науки. Она является эмпирической базой для любых исследований, анализирующих научное познание, поскольку без фактуального наполнения различные рациональные конструкции в области философии науки, как и методологические рецепции, оказываются пустыми. История науки, несмотря на более длительную, чем другие когнитивные дисциплины предысторию в качестве доксографии (описание, изложение мнений и воззрений), практически до XIX в. не была предметом специального рассмотрения и существовала только в качестве разрозненных описаний предшествующих идей и фактов. 

Начало институционализации истории науки как особой дисциплины связано с открытием в 1892 году во французском Коллеж де Франс кафедры истории науки. Однако первые работы по истории науки были написаны еще в XVIII-XIX вв. В них были осуществлены попытки хронологического описания научных событий и формирования сразу нескольких историко-научных жанров.

1. «Дисциплинарная история науки» – это был один из первых жанров историко-научных описаний, связанных с хронологическим изложением. Как правило,эти исследования былипривязаны к тем научным учреждениям, где работали сами историки. Примером такого жанра являются книги французов Ж. Э. Монтюкла «История математики» (1758 г.) и Ж.С. Байи «История астрономии» (1775-1787 гг.),немецкого ученого И.Ф. Гмелина «История химии» (1776-1777 гг.).

2. Близким к дисциплинарной истории по времени возникновения является такой жанр историко-научного описания, как «история отдельных периодов развития науки». Значимым для этого жанра является стремление исследователей зафиксировать прогрессивное развитие науки. В частности, французский ученый П.Л.М. де Мопертюи в своем «Письме о прогрессе наук» (1756 г.) перечисляет значимые открытия в различных науках, сделанные в XVIII столетии и показывает их значение для развития познания и практики.

3. В XIX в. возникает жанр «общей история науки». Его ярким примером являются книгианглийского историка науки У. Уэвелла «История индуктивных наук» (1857 г.). Трудность в данном случае состояла в том, что в XIX в. наука, вследствие углубляющейся дифференциации, приобретает дисциплинарный характер, поэтому написание всеобщей истории науки становится практически непосильной задачей.

4. Также в XIX в. возникает один из наиболее популярных и развитых жанров историко-научных исследований жанр – «научная биография», под которым понимается описание жизни и творчества выдающихся ученых. Примером этого жанра является сочинение Ф. Араго «Биографии астрономов, физиков, математиков и механиков» (1852 г.).

Становление истории науки как научной дисциплины в конце XIX века связано с отказом от принципа прямолинейной хронологичности и биографичности в изложении материала и попыткам установления закономерностей в развитии науки, причин и следствий научных достижений.

Предмет истории науки и ее методологические особенности. История науки, как, впрочем, любая отрасль истории, имеет дело с прошлым, что придает ей определенные теоретические и методологические особенности. В самом общем виде под предметомистории науки понимается генезис науки и процесс ее развития. Такая «историческая реальность» недоступна непосредственному наблюдению и требует особых процедур для своего выявления. О ней историк науки может судить лишь по научно-техническим артефактам и по сохранившимся результатам научных исследований, зафиксированных в текстах: статьях, монографиях, отчетах, воспоминаниях, письмах. На основе исследования этих текстов необходимо выяснить,как и почему появлялось и развивалось научное знание.

То, что эмпирическим материалом для историка науки являются документальные источники прошлого, приводит к определенным методологическим трудностям. Во-первых, документы дают лишь отдельные обрывочные представления об историческом событии, как правило они касаются индивидуальных, уникальных феноменов, тогда как выявление закономерностей требует раскрытия логики историко-научного процесса, экспликации повторяющихся и устойчивых связей. Во-вторых, авторы исторических текстов с неизбежностью вносят в источники элементы субъективности. В-третьих, при анализе данных источников исследователь истории исходит из современного ему состояния науки, что с неизбежностью порождает вопросы об адекватности интерпретации исторических фактов.

Поскольку объектом историко-научного рассмотрения является прошлое, такое исследование всегда является реконструкцией, претендующей на объективность.В этой связи в истории науки существует методологическая дилемма презентизма – антикваризма[2]. Презентизм– это стремление объяснить прошлое современным языком исходя из современных реалий. Антикваризм же предполагает восстановление целостной картины прошлого без каких-либо отсылок к современности. В действительности стоит различать понимание научных событий в момент их возникновения и их современную рецепцию. Что касается установок презентизма, то, с одной стороны, простой перевод проблемы прошлого на современный язык не позволяет адекватно реконструировать исторический факт, а также порождает проблему его бесконечной интерпретации при переходе от одной эпохи к другой. С другой стороны, ориентация на современные представления позволяет критически анализировать и выявлять рациональные аспекты, заложенные в прошлых научных концептах. Антикваристские установки также неоднозначны, хотя они позволяют «погрузить» научные факты в соответствующий им исторический контекст. Принятие за отправную точку представлений об ученых той или иной эпохи нам кажется не совсем правомерным, поскольку большинство из них являются идеологемами, обусловленными потребностями конкретной культурно-исторической ситуации. Таким образом, и презентизм и антикваризм сталкиваются с трудностями, отмеченными многими выдающимися историками науки.

Альтернативность этих подходов непреодолима, но она демонстрирует вероятные пути понимания и объяснения текстов прошлого. Недостатки этих подходов возможно преодолеть при их корректном сочетании. Антикваристские установки позволяют реконструировать факт, а презентистские – объяснить его.Эти процедуры позволяют не только систематизировать данные и изложить их в хронологический и логической последовательности, но и произвести их историко-научную интерпретацию.

    Интерпретация наученного текста осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях, последовательно обоснованных в самой истории науки[3]. Первый уровень – систематическая интерпретация – предполагает включение текста в контекст всего творчества данного автора. Это позволяет реконструировать общую авторскую концепцию и выявить смысл текста как ее частного изложения.

На втором уровне – исторической интерпретации – текст включается в исторический контекст своего возникновения. Если на предыдущем уровне интерпретация происходила в синхронном срезе, то здесь – в диахронном, включающем историческую традицию, т.е. предшественников автора, работающих в одним с ним проблемном и концептуальном поле.

Третий уровень – схематическая интерпретация – предусматривает включение документа во вненаучный (философский, религиозный), а также во внетекстовой социокультурный контексты. На этом уровне допустима множественность интерпретаций, связанная с множественностью сфер опыта, оказывающих контекстуальное влияние на научные тексты. Данная интерпретация носит название схематической, поскольку позволяет выявить схемы построения знаний, характерные для данного социокультурного контекста.

История науки и философия науки. Для обеспечения объективности исторической реконструкции и корректности интерпретации фактического материала история науки должна опираться на концептуальные философские предпосылки. С начала ХХ в.история науки развивается в тесной взаимосвязи с философией науки и представляет собой, в той или иной степени, основанную на философских идеях рациональную реконструкцию реального историко-научного процесса, что иллюстрирует известная перефразировка И.Лакатосом афоризма И. Канта «история науки без философии науки слепа, а философия науки без истории науки пуста».

Однако философы далеко не сразу осознали проблему динамики науки как собственно философскую. В философии науки можно выделить два основных подхода к анализу научных реалий: эссенциалистский и экзистенциальный [4].

Эссенциалистский способ изучения науки исходил из представления о существовании некоторой универсальной внеисторической и междисциплинарной методологии, составляющей теоретический каркас любых частных методик. Изменчивость научного знания в рамках такого подхода понималась как видоизменение изначального инварианта. При таком подходе нет никакой необходимости обращаться к сфере историко-научных исследований, да и к реальным научным практикам. Этот подход преобладал в философском анализе науке вплоть до ХХ в. и достиг своего наиболее яркого воплощения в неопозитивизме.Неопозитивисты считали, что на помощь философии науки должны прийти новейшие разработки в области логики и лингвистики, соединявшие законы мышления и языка. Философия науки, с их точки зрения, не должна быть теорией познания, она должна быть деятельностью, направленной на прояснение и систематизацию научного знания, зафиксированного в языке. Утверждение науки (высказывания ученых) логические позитивисты относили к двум видам – теоретическому и эмпирическому. Логический анализ языка науки предполагал: во-первых, сведение, редукцию теоретического знания к эмпирическому; во-вторых, чувственную, эмпирическую проверку – верификацию. Важной задачей философии науки провозглашается логический анализ научных теорий.

В середине XX века начинает активно развиваться экзистенциальный подход в философии науки, характерный для постпозитивизма, в русле которого актуализируется идея множественности исторических типов науки. Значительную роль в этом деле сыграла дискуссия, развернувшаяся в философской литературе вокруг книги американского историка и философа науки Т. Куна «Структура научных революций». Соответственно происходит изменение предмета исследования философии науки – осуществляется переход от статичной инвариантной модели науки к динамической и поливариантной. Поворот к экзистенциальной парадигме изменяет само содержание изысканий в области философии науки. Теперь они сосредоточены на исследовании закономерностей роста научного знания, выявлении алгоритмов истории научных открытий. Ведущие позиции в рамках философии науки отныне занимает не логика, а история науки. Именно она становится тем материалом, анализ которого позволяет эксплицировать структуру динамики науки, выявить механизмы научного творчества, выстроить его типологию и т.д.

В рамках постпозитивизма появляется разделение на внутреннюю и внешнюю историю науки (И. Лакатос). Внутренняя истории наукиявляется реконструкцией на философском фундаменте событий историко-научного процесса, т.е. историей, интерпретированной на основе определенных теоретических моделей. Внешняя – это эмпирическаяистория, выходящая за рамки рационального объяснения. Важность внешней истории состоит в том, что в ней содержатся факторы, в том числе социально-психологические, оказывающие влияние на историко-научный процесс. Поэтому рациональная реконструкция истории науки с необходимостью должна быть дополнена реальной внешней историей.

Факторы развития науки. Интернализм и экстернализм как альтернативные программы в истории науки. Дискуссия о факторах развития науки развернулась в 30-х гг. XX в. после того, как в 1931 г. на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне с докладом о социально-экономических корнях механики Ньютона выступил советский ученый Б. М. Гессен, применивший в своем исследовании диалектический метод. Этот доклад произвел очень большое впечатление на участников конгресса, из числа которых образовалась группа, объединившая часть ученых, занимающихся изучением истории науки. Работа этой группы дала толчок к возникновению такого направления в западной историографии науки, которое получило название экстерналистского.     

    Экстерналисты считают, что на развитие науки определяющее воздействие оказывают социально-экономические факторы. Лидером этого направления по праву стал английский физик и науковед Д. Бернал, опубликовавший работы «Социальная функция науки», «Наука в истории общества» и др. Его сторонникидоказывали, что наука с ее рационально-механистическим видением миравозникает в Новое время благодаря тому, что буржуазные рациональные отношения вытесняют прежние формы восприятия мира, в том числе религиозную. Недостаток этой позиции в том, что она не учитывает влияния идеологических и культурных событий. Кроме того, допускается неточность – в эпоху капитализма не происходит ослабление религиозного влияния, а появляются новые религии (протестантизм).

    В дальнейшем определились слабая и сильная версии экстернализма. К слабой версии можно отнести социологию науки Р. Мертона, который полагает, что социальные факторы влияют лишь на организацию науки и мотивацию научной деятельности, но не на ее результаты. Сильная версия обоснована в работах представителей современных социальных исследований науки: конструктивистская программа К. Кнорр-Цетиной и лабораторные исследования Б. Латура и С. Вулгара , которые поддерживают тезис о конструктивном влиянии социокультурных факторов на содержание результатов научных исследований.

    В противовес им интерналисты (например, французский историк науки российского происхождения А. Койре) обосновыают тезис о том, что наука появилась в Новое время в результате саморазвития духовной культуры и изменения способа мышления. Уязвимость этой позиции в том, что здесь не рассмотрены социально-экономические причины изменения духовной культуры. В результате оказывается невозможным объяснить, почему наука возникает именно в Новое время.

    Интерналистский подход также имеет сильную и слабую версии, сформировавшиеся в русле эволюции позитивизма. Примером сильной версии может служить неопозитивистская философия науки, полностью отрицавшая влияние социокультурных факторов на развитие науки и сводящая задачу философии науки к анализу логики и языка. Слабая версия представлена у некоторых постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос), которые рассматривали влияние внешних факторов как опосредованное внутринаучной проблематикой.

    В современном науковедениисформирована позиция, стремящаяся сгладить альтернативность данных подходов, и учитывающая взаимосвязь социально-экономических и духовных факторов развития науки. Т. Кун, в частности, попытался преодолеть противоположность взглядов интерналистов и экстерналистов. По его мнению, экстернализм уместен при изучении возникновения науки, а интернализм – для объяснения развития зрелой науки.

Что касается уточнения социокультурного влияния на динамику науки, то в отечественной философии науки принято выделять три уровня такого воздействия: социальную природу научного познания, его социокультурную обусловленность и социальную детерминацию[5]. 

Социальная природа познания свидетельствует о неразрывной связи научного познания с социальной практикой, а также о том, что субъектом научного познания являетсяне не абстрактный индивид, а человеческое сообщество на определенном историческом этапе своего развития.

Социальная обусловленность – это такое влияние внешних социокультурных факторов, котороене затрагивает внутреннюю логику развития науки. Обусловленность научного знания внешними факторами предполагает его включение в конкретный социально-исторический контекст.Тезис о социальной обусловленности знания предполагает, что социальное влияние на науку опосредуется фоном духовной культуры и лишь через культурно-мировоззренческие регулятивы влияет на развитие научного познания.

Социальная детерминация предполагает, что основной движущей силой развития познания являются именно социальные факторы, которые воздействуют не только на организацию научной деятельности, но и на содержание научных теорий. Этот тезис является достаточно сомнительным. Каузальное воздействие социальных факторов невозможно уже в силу того, что даже сформировавшиеся под его влиянием идеи проходят через фильтр объективных критериев. В этом случае социальные механизмы теряют статус детерминант познания и могут выступать только в качестве сопутствующих факторов.

Наука обладает известной степенью автономности, связанной с ее особым эпистемологическим статусом. Вследствие этого динамика научного поиска связана с построением новых идеальных объектов и появлением новых модельных представлений о действительности, ориентирующих научный поиск.

Поэтому, при анализе исторически изменяющейся научной деятельности, необходимо учитывать ее двустороннюю детерминацию: внутреннюю – со стороны характера исследуемых объектов, и внешнюю – со стороны социокультурных условий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1963 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.