Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аборт, контрацепция и новые репродуктивные технологии




Вопрос об аборте - это часть вопроса о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровьеотражает очень важный аспект здоровья вообще и предлагает: способность воспроизводить потомство, свободное принятие решений в этой сфере, доставляющее удовлетворение и безопасную половую жизнь. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивно­го здоровья. Репродуктивные права нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах. Важнейшее из этих прав - это право человека на свободное ответственное решение относительно количества своих детей и времени их рождения. Это право становится реальным лишь при доступности женщинам и мужчинам всей совокупности современных средств планирования семьи, одним из кото­рых в определенном смысле может считаться и искус­ственный аборт.

Женщина рожает то количество детей, которое соответ­ствует условителям и ситуации, в которой она находится. К сожалению, то или другое количество абортов неизбеж­но в современном обществе. Если учитывать социальные реалии, то следует признать, что борьба против абортов как таковых, по меньшей мере, утопична. Борьба с абор­тами в условиях нашей страны предполагает две четко определенные цели: всемерное снижение доли небезопас­ных абортов и совершенствование служб планирования семьи, компетентное применение альтернативных аборту методов контроля над рождаемостью.

Таким образом, нужна «двойная стратегия». В совре­менном обществе женщина должна иметь доступ к сексу­альному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но и при наличии этих возможностей при случайной беременности ей должен быть доступен адекватный, гуманный, безопасный и легальный аборт. Вопрос об аборте - это не только вопрос о его опас­ности или безопасности, но и вопрос права женщины.

Контрацепция - это профилактика нежелательной бере­менности. Контрацептивы есть средства контролирования рождаемости, важнейший элемент современной системы планирования семьи. Различают следующие методы кон­трацепции: традиционные (ритмический, прерванный поло­вой акт и др.) и современные (стерилизация, оральные контрацептивы -ОК, внутри маточные средства - ВМС и др.). В начале 90-х гг. показатель применения контрацеп­ции (процент супружеских пар, в которых жены в репро­дуктивном возрасте) в мире в целом в среднем составлял 57% (все методы) и 49% (современные методы), в разви­тых странах - соответственно 71% и 51%, в Восточной Азии (без Японии) — 79% и 79%, в Латинской Америке - 59% и 49%, в Африке - 19% и 15% и т. д. В России более 50% используют традиционные методы контрацепции (оте­чественные методы ВМС — 17% и ОК - 1,7%). Наша страна занимает предпоследнее место по применению современных противозачаточных средств среди развитых стран. Чрезвычайно низкая культура контрацепции в Рос­сии означает также плохую подготовку медицинских ра­ботников в этой области.

Мировоззренческие споры вокруг контрацепции, может быть, менее напряженные, чем вокруг абортов, но в своих крайних выражениях они тоже являются столкновением религиозного и светского подходов. Уже упоминавшаяся выше Энциклика римского папы Павла VI «HUMANAEVITAE» (1968) запрещает использование всех видов кон­трацепции, кроме некоторых традиционных - ритмичес­кого и временного воздержания. В Энциклике папы Иоанна Павла II «VERITATISSPLENDOR» («Благородство исти­ны»), опубликованной в 1993 г., современная контрацеп­ция опять охарактеризована как примеры действий, «прису­щих злу». Аналогичная позиция и у православного автора.

В контексте философии репродуктивного, сексуального здоровья право женщины на доступ к современной кон­трацепции является ее приоритетным правом. Прежде всего, право женщины на контрацепцию коррелирует с ее пра­вом на жизнь. В России в связи с беременностью ежегод­но погибает 2500 женщин - половину этих смертей мож­но было бы предотвратить с помощью эффективных служб планирования семьи. Особенно следует подчеркнуть зна­чение доступной современной контрацепции для женщин «зоны риска» (слишком юные и старше 35 лет). Право женщины на контрацепцию - это также важнейшая состав­ляющая ее права на охрану здоровья.Наконец, если учесть, что в среднем каждая женщина в течение своей жизни около 20 лет испытывает страх перед нежелательной бере­менностью, то право на контрацепцию значит для нее быть свободной от этого страха.

Каковы же собственно медико-этические вопросы здесь? Контрацептивные средства предназначены для массового применения у, как правило, здоровых людей. С точки зрения этического принципа непричинения вреда, все имеющие место при этом осложнения должны оценивать­ся несколько иначе, чем в терапевтической ситуации. Далее. Стопроцентно эффективного контрацептивного средства нет, и бывают случаи, когда женщина принимает гормо­нальные контрацептивы, будучи уже беременной, но не зная об этом. Если возможности произвести аборт нет, возникает еще один вопрос - не нанесен ли уже серьез­ный вред здоровью ребенка? То есть, приходится признать некоторый резон в критике современных методов контра­цепции (как «противоестественных») со стороны религи­озных авторов.

Современные системы планирования семьи предпола­гают эффективные программы полового воспитания, а в некоторых странах и распространение оральных контра­цептивов, презервативов в такой, например, «группе рис­ка», как подростки.

Трансплантология

О важности и своеобразии этических вопросов в транс­плантологии свидетельствует следующий факт: когда зна­менитый российский хирург С. С. Юдин в 1930 г. в Московском институте скорой помощи им. Н. В. Склифософского первое переливание трупной крови (эксперимент был успешным), не только от реципиента, но и от персо­нала скрыли (как врачебную тайну), кто в данном случае был донором.

Донорство крови - самая массовая медицинская прак­тика, связанная с трансплантацией (переливанием крови), которая в настоящее время в нашей стране регулируется Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов», вве­денным в действие в 1993 г. Донором крови может быть каждый дееспособный здоровый гражданин в возрасте от 18 до 60 лет. Донорство — это добровольный акт, оно может быть как безвозмездным, так и платным, недопус­тимо причинение вреда донору при взятии у него крови. Донор подлежит обязательному страхованию за счет госу­дарственных средств на случай нанесения ущерба его здо­ровью при выполнении им донорской функции. Закон предусматривает различные льготы донорам.

Так, донор, сдавший безвозмездно в течение года кровь в суммарном количестве, равном двум максимально до­пустимым дозам, должен иметь в случае необходимости право лечения в течение года в государственных или му­ниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюд­жетных средств. А если донор является студентом - то в течение 6 месяцев ему положена надбавка к стипендии в размере 25%. Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», должны иметь целый ряд особых льгот, в частности - бесплатный проезд в общественном транспорте.

Практика трансплантации органов и других тканей (кро­ме зародышевой) в настоящее время регулируется Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей», который тоже вступил в силу в 1993 г. Здесь, прежде всего, разли­чается пересадка органов и тканей от живого донора (ехvito) и от трупа (exmortuo). Круг живых доноров Закон ограничивает: недееспособные лица и лица моложе 18 лет не могут быть донорами; донор должен состоять в генети­ческом родстве с реципиентом. Последнее ограничение не распространяется на доноров костного мозга. В настоящее время из всех органов чаще всего пересаживается почка. Изъятие почки у здорового человека, вероятно, является самым большим отступлением от принципа «Не навреди», что характеризует эту ситуацию как еще одну дилемму с точки зрения биомедицинской этики.

В ряду многочисленных этических вопросов, сопровож­дающих трансплантацию жизненно важных органов от трупов (сердца, печени, легких), главным является уже рассмотренный нами ранее вопрос о смерти мозга. Так как «Инструкция по констатации смерти на основании диагноза «смерти мозга» была принята в СССР только в 1985 г., пересадка сердца у нас началась (если не считать более ранних попыток) в 1986 г., а печени в 1990 г. (такие операции в клинических условиях за рубежом начались соответственно в 1967 и 1968 гг.). Это тем более досадно, что в экспериментальном плане у отечественных ученых в области трансплантологии много приоритетных достиже­ний - достаточно сказать, что южно-африканский хирург Кристиан Бернард, первым произведший клиническую пересадку сердца, до этого проходил стажировку в Москве у выдающегося представителя экспериментальной транс­плантологии доктора В. П. Демихова.

Вопрос о согласии на изъятие у трупов органов для последующей трансплантации у доноров, находящихся в состоянии смерти мозга, решается так же, как и аналогич­ный вопрос в случаях аутопсии («презумпция согласия»), «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия по­ставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники... заявили о своем несогла­сии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту».

Совсем иной подход, предполагающий обязательность согласия, существует в США. Однако, здесь имеется нема­ло противников такого подхода, которые ссылаются на следующие данные: в 1987 г. только 12% пациентов, явля­ющихся потенциальными донорами органов, дали согла­сие на их последующую трансплантацию, а около 59-100 тысяч человеческих жизней было бы спасено в стране, если бы врачи располагали достаточным числом донор­ских органов. В связи с повсеместным дефицитом донор­ских органов существует очень болезненная этическая проблема критериев отбора реципиентов, которую можно назвать проблемой «права на орган». В некоторых странах подобные вопросы решают больничные этические комитеты.

Другие этические проблемы клинической транспланто­логии мы только назовем: недопустимость купли-продажи донорских органов; этические и социальные аспекты ком­пенсации живому донору, пожертвовавшему свой орган; высокая стоимость операций по трансплантации органов и проблема социальной справедливости в здравоохранении и т. д.

Самоубийство и эвтаназия

Эвтаназия (греч.ей - хорошо и thanatos- смерть) - легкая, хорошая смерть. В современной медицине под эвтаназией понимается преднамеренное прерывание жизни неизлечимого больного пациента, с целью прекращения его страданий. Это может быть «смертельная инъекция», и тогда говорят об активной эвтаназии. В других случаях это может быть прекращение жизнеподдерживающего лечения, на­пример, искусственного питания или искусственного ды­хания (отключение ИВЛ), и тогда говорят о пассивной эвтаназии. То есть, в первом случае речь идет о действии, а во втором - об отказе от действия. Также различают добровольную (на основе «информированного согласия») и недобровольную (например, в отношении новорожденных с тяжелыми уродствами) эвтаназию, а также насильствен­ную, принудительную эвтаназию, какой она была в фашист­ской Германии.

Интерес к проблеме эвтаназии в обществе усилился в последние десятилетия XX в. Произошло это, по крайней мере, в силу двух причин. Во-первых, благодаря успехам современной медицины в целом и интенсивной терапии и реаниматологии, в особенности в обществе все актуальнее становились проблемы терминальных, умирающих боль­ных (раньше мы не встречались, например, с ситуацией, когда больной в хроническом вегетативном состоянии, у которого погибла кора головного мозга, при соответству­ющем лечении и уходе может жить многие годы). Во- вторых, в эти же годы все большее признание получает идеология прав пациента, в контексте которого стали го­ворить, что у человека не только есть право на жизнь, но и должно быть право на смерть.

Во многих странах есть немало сторонников эвтаназии. Например, в США существует организация HemlockSoci­ety, цель которой - легализация добровольной эвтаназии и самоубийства при помощи врача. Эта организация на­считывает более 30 тысяч активных членов. Уместно вспом­нить, что отечественный юрист А. Ф. Кони тоже был сторонником активной добровольной эвтаназии (разумеет­ся, при строго определенных в законодательстве услови­ях). В Голландии медицинские работники в случае осу­ществления эвтаназии не преследуются законом с 1984 г. При этом они не должны нарушить ни одного из 5 усло­вий: психические и физические страдания больного очень тяжелые без перспективы устранения; больной действи­тельно хочет умереть и просил об эвтаназии недвусмыс­ленно и неоднократно; решение больного независимое и принято на основе хорошей информированности; все виды альтернативной помощи исчерпаны или отвергнуты; врач, принимающий такое решение, консультируется с колле­гой. На рубеже 90-х годов эвтаназия в Голландии приме­нялась примерно у 1900 человек в год.

И все-таки в современном мире гораздо больше пока противников эвтаназии. ВМА приняла «Декларацию об эвтаназии» в 1987 г.: «Эвтаназия, то есть акт преднамерен­ного прерывания жизни пациента, даже сделанная по просьбе самого пациента или по просьбе его близких родственников, является неэтичной...». Точно такая же позиция закреплена в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан». Так, ст. 45 «Основ...» гласит: «медицинскому персоналу запрещается осуществление эв­таназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержа­нию жизни».

Несомненно, дискуссия об эвтаназии, по крайней мере, в обозримом будущем будет продолжаться и, может быть, усиливаться. Ее сторонники делают акцент на поиске гу­манного выхода из тех конкретных ситуаций, когда боль и страдания умирающего человека не удается уменьшить до переносимого уровня и когда больной добровольно и осознанно просит помочь ему умереть. Противники же эвтаназии делают больше акцент на социальных сторонах проблемы: разрешение убивать больных медицинским ра­ботникам подорвет нравственную основу медицины; мо­жет возникнуть еще одна форма ятрогении - больные будут бояться врачей; утверждения о гуманности эвтана­зии могут маскировать недостаток усилий общества по развитию паллиативной медицинской помощи и возмож­ны ошибки в диагнозе, наконец, возможны злоупотреб­ления.

Поддерживаемое медицинским работником самоубийство.

В современной медицине есть сторонники позиции, со­гласно которой было бы гуманным, чтобы медицинские работники способствовали самоубийству умирающего боль­ного, принявшего осознанное добровольное решение уйти из жизни (например, предоставляя медикаменты, инфор­мацию о смертельной дозировке и т. д.). При этом они считают, что такой путь реализации права человека на смерть этически предпочтительнее, чем эвтаназия.

Главным пропагандистом практики медицинского по­собничества при самоубийстве безнадежно больного явля­ется американский врач (в прошлом патологоанатом) Джек Кеворкян, прозванный «доктор-смерть». Он создал «Отель Танатос» - микроавтобус, внутри которого находится «ап­парат для самоубийства». Это две капельницы (одна с лекарством, а другая со смертельным средством) и пере­ключатель. Оставаясь один на один с этим аппаратом, больной может сам произвести себе «смертельную инъек­цию». С июня 1990 г. Дж. Кеворкян содействовал наступ­лению смерти нескольких неизлечимых больных. Несколь­ко раз он привлекался к судебной ответственности и вся­кий раз был оправдан. Его спасала юридическая тонкость: он больного не убивал, а что предоставил свой аппарат, так ножи и веревки тоже ведь продаются свободно. В 1995 г. в одном из штатов Австралии (Северные Территории) был принят «закон об эвтаназии». По сути дела, это тоже медицинское содействие самоубийству неизлечимого боль­ного. Здесь доктором Филиппом Нейцше разработан более сложный прибор: после окончательного решения больного уйти из жизни он нажимает кнопку «Enter», и через 30 се­кунд компьютеризированная машина вводит сначала обез­боливающее, а затем быстродействующий яд.

В «Заявлении о самоубийстве с помощью врача» ВМА (Марабелла; Испания, 1992) сначала обращается внимание на важный клинический аспект обсуждаемой проблемы: в состоянии пациентов, намеревающихся принять решение о самоубийстве, нередко характерным является депрессия (что следует принимать во внимание, рассматривая вопрос о добровольности принятия ими такого решения). В ко­нечном же счете позиция ВМА здесь такова: «Самоубий­ство с помощью врача, подобно эвтаназии, является не­этичным и должно быть осуждено медиками».

Вопросы для контроля усвоения материала

1. Дайте понятие биоэтики.

2. Перечислите новые репродуктивные технологии.

3. Назовите современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека.

4. Раскройте понятие о трансплантологии.

5. Охарактеризуйте понятие эвтаназии.

 

 

Лекция № 10





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 810 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.