Определяющее положение государственной власти по отношению к другим свойствам государства проявляется в ее верховенстве. Это означает, что:
- только государственная власть обладает возможностью оказывать авторитетное, при необходимости с применением силы, воздействие на все стороны жизни общества, что придает ей всеобъемлющий характер;
- только государственная всласть обладает таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов, общественных объединений и организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан;
- верховенство государственной власти выражается также и в наличии единой системы государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти состоят в том, что отдельные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимно исключающие правила поведения;
- верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью к акой-либо иной политической власти. Гарантии единства верховной государственной власти закреплены в части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Таким образом, верховенство государственной власти – это такое состояние власти, при которой над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Вместе с тем, верховенство государственной власти не означает ее неограниченность. Как всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная государственная власть основана на праве.
Независимость государственной власти – следующий структурный элемент понятия «государственный суверенитет». Термин «верховенство» содержательно предполагает, как об этом было сказано, состояние государственной власти, независимо от какой-либо власти внутри страны. В свою очередь, верховенство государственной власти невозможно без ее независимости, во вне которая тем самым выступает также в качестве необходимого условия верховенства государства. Независимость как суверенное свойство государственной власти также характеризуется политической самостоятельностью государства по отношению к другим государствам.
Специфика реализации государственного суверенитета в сфере международных отношений обусловливается, во-первых, тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств, то есть в международно-правовых отношениях субъектами выступают прежде всего и главным образом суверенные государства. А это означает, что в своем непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может не учитывать действия суверенитета другого государства, а потому осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств.
Во-вторых, принцип государственного суверенитета в международном общении основывается на недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Сфера внутренней компетенции существует независимо от норм международного права и не является производной от него.
В-третьих, государство имеет право сделать предметом международно-правового регулирования отдельные вопросы, входящие в его внутреннюю компетенцию. К ним относятся, в частности, положения части 15 статьи Конституции Российской Федерации о том, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Независимость, как суверенное свойство государственной власти, характеризует прежде всего политическую самостоятельность того или иного государств по отношению к другим государствам.
Поэтому государственный суверенитет Российской Федерации в настоящее время является целостным и неотчуждаемым. О нем, действительно, можно сказать, что именно он предст авляет собой понятие в превосходной степени. Однако, являясь федеративным государством, Российская Федерация должна ограничивать себя в осуществлении предметов ведения и полномочий в случаях, во-первых, предусмотренных п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, и, во-вторых, в пользу субъектов Российской Федерации. В этом, по сути дела, указанном самоограничении заложена действительная неограниченность прав Российской Федерации и подлинно демократические основы взаимоотношений с другими суверенными государствами и такая же основа разграничения предметов ведения и властных полномочий со своими субъектами.
Государственный суверенитет Российской Федерации реализуется через полномочия российского государства, в первую очередь, через ее суверенные права. Суверенные права российского государства в своей полноте обеспечивают такое качественное состояние государственной власти, которое характеризует свойственный ей государственный суверенитет.






