Использование темы как инструмента психотерапевтической работы основано на символических аспектах танца, позволяющих выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро» и «зло», «счастье», «любовь» и т. д. Иногда в танцевальной терапии акцент ставится не на выбранной теме, а на ее отсутствии - на свободно-блуждаю- щих групповых ассоциациях в движении (К. Stanton, 1992; Н. Payne, 1992). При этом члены группы побуждаются к самостоятельной интерпретации происходящего.
Техники работы с «мышечным панцирем»
Использование в рамках танцевальных психотерапевтических занятий техник работы с «мышечным панцирем» - дань тесному соседству с телесной и двигательной психотерапией. Специалисты проводят аналогию между «мышечным панцирем» на уровне хронических мышечных зажимов («мышечный панцирь», по В. Райху, - это структура характера человека в его мышечной форме) и панцирем на уровне стереотипных, ригидных движений. Педагог, поощряя пациента двигать свое тело, пробовать новые паттерны самовыражения и интерперсональных отношений, по сути, работает с «мышечным панцирем», с теми же хроническими зажимами, но на другом уровне, другими методами. Но и «чистые» телесные техники также эффективно используются танцевальными терапевтами.
Способы работы с «мышечным панцирем» В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза и др. достаточно подробно описаны в литературе (В.Н. Никитин, 2000; К. Рудестам, 1998; Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, 1992), поэтому здесь мы на них остановимся очень коротко. Вот некоторые из них:
1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания, что достигается за счет медитативных техник;
2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, защипывание, разминание и пр.). Психотерапевт помогает участникам, не осознающим свои мышечные зажимы, массируя наиболее напряженные участки тела;
3) преувеличение привычной последовательности движений. Этот прием, впервые использованный В. Райхом, позволяет занимающемуся осознать собственную ригидность. Как правило, терапевт дает задание преувеличить типичные движения, основываясь на наблюдении за двигательным поведением человека. Прием активно используется в танцевальной терапии, имеет множество вариантов;
4) открытое рассмотрение сопротивлений и эмоциональных ограничений, обнаружившихся при работе с «мышечным панцирем» в сотрудничестве с занимающимся;
5) имитация чувств и отношений, демонстрация определенных двигательных стереотипов, концентрирующихся в том или ином сегменте человеческого тела. По В. Райху, для распускания «мышечного панциря» в первом сегменте (глаза) необходима имитация страха; во втором сегменте (рот) - плача, крика, гнева; в третьем сегменте (шея) - рвотных движений; в четвертом сегменте (грудь) - осуществление полного выдоха, имитация руками борьбы, страстного достижения чего-либо; в пятом сегменте (диафрагма) - выражение гнева, рвотных движений; в шестом сегменте (живот) - злости, неприязни; в седьмом сегменте (таз) - предполагается мобилизация таза, лягание ногами и т. п.;
6) высвобождение напряжения через дрожь и непроизвольные движения путем напряженных поз и последующего расслабления (арка Лоуэна, кольцо Лоуэна, прогиб таза и др.);
7) поиск наиболее эффективного способа движения, восстановление естественной свободы движений (М. Фельденк- райз, 1986).
Контрольные вопросы и задания
1. Особенности и разновидности дыхательной гимнастики.
2. Приемы самомассажа - дайте краткую характеристику.
3. Каковы основные способы коррекции зрения с помощью гимнастики для глаз?
4. В чем состоят основные отличительные особенности антистрессовой пластической гимнастики?
5. Расскажите об основных направлениях двигательной пластики.
6. В чем состоит сущность танцевально-экспрессивного тренинга?
Глава Q