Вводный раздел: движения руками, напоминающие поглаживание шара. Движения руками, напоминающие вращение ручки ворота колодца, сочетающиеся с «переливанием» веса с одной ноги на другую. Повороты корпуса вправо и влево, держа руки в кольце на уровне плеч («каравай»), не отрывая стоп от пола; то же, но с более глубокой скруткой тела, поочередно отрывая стопы от пола. Вращение плечами вперед и назад. Вращение глаз и головы в обе стороны; наклоны вперед, влево и вправо. Вращение корпуса в обе стороны. «Переливание» веса с одной ноги на другую. Упражнения на равновесие.
Техника перемещений: подготовительное упражнение к перемещениям - наклоны с «переливанием» веса с одной ноги на другую. Фронтальные перемещения: при пассивном положении рук, при активной работе рук. Боковые перемещения: при пассивном положении рук, при активной работе рук. Круговые перемещения: при пассивном положении рук, при активной работе рук. Произвольные перемещения (импровизация).
Суставный массаж: подготовительное упражнение к суставному массажу - потягивание в плечевом поясе («утренние потягушки») в сочетании с наклонами (сидя). Массаж суставов ног:
— вращение стопы, скрутка стопы, упражнение дл^ ленного сустава, упражнение для тазобедренного сустава. Массаж суставов рук: скрутка кисти в запястном суставе; сгибание руки в запястном суставе; скрутка кистей, сплетенных в «замки» рук;
— использование более сложных «замков» (описанных в методических рекомендациях); упражнение для локтевых суставов;
— упражнение для плечевых суставов. Упражнения суставного массажа в сочетании с упражнениями на растягивание.
Заключительный раздел:
— медленные танцевальные шаги;
— ритмизованные танцевальные шаги.
Бег - фронтальный, спиной, боком, кольцевой.
7.5. Двигательная пластика [26]
М. Фельденкрайз отмечает, что правильное (хорошее) действие - это эффективное действие, которое совершенствует живое и развивающееся тело, по меньшей мере, в такой степени, чтобы такое же действие выполнялось в следующий раз более эффективно.
Действие пластично и не требует дополнительных усилий только в том случае, если оно соответствует биомеханическим закономерностям движения. Для того чтобы убедиться в этом, преподаватель рекомендует учащимся выполнить поворот кругом двумя различными способами.
1. Сделать шаг вперед левой. Переместив общий центр тяжести тела на левую ногу, повернуться направо на 180°.
2. Сделать шаг вперед, начиная с левой ноги. Переместив общий центр тяжести тела на левую ногу, повернуться налево на 180°.
Становится очевидным, что второй способ поворота кругом совершенно неприемлем для человека.
Как отмечает В.Н. Никитин, наши ноги перегружены статическими позами, большим весом нашего тела, неправильной манерой движения: нарушена постановка стопы, неразвиты суставы и сухожилия, закрепощен таз. Неразработанные тазобедренные суставы, голеностоп, отсутствие устойчивости и координации делают движения несобранными, слабыми.
Для осознания пластических возможностей стопы и механики переноса центра тяжести с одной ноги на другую целесообразно, по нашему мнению, использовать технику так называемых пантомимических шагов. Желательно, чтобы дети в первую очередь овладели «шагом Чарли Чаплина», поскольку он наиболее доступен для них в освоении. Техника исполнения предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов.
Исходное положение: первая полувыворотная позиция ног. Движение начинается с импульса, исходящего от бедра, с перемещением ноги через «волновую» форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. Корпус остается в статичном положении, устойчиво удерживаемом при перемещении ног.
Движения сопровождаются незначительным напряжением в области пресса. Шаг обычно вызывает у детей ощущение некоторого неудобства. Это связано с непривычностью выворотности тазобедренного сустава при имитировании шага.
Наиболее известна и популярна среди молодежи «лунная походка» Майкла Джексона. Образно говоря, суть этой «походки» заключается в «движении спиной» в скользящей роботизированной телесности.
Исходное положение: шестая позиция ног, одна из которых поставлена на носок (например, левая). Движение начинается с импульса, исходящего из грудного отдела посредством посыла. Спина, как бы опережая ноги, движется вперед, оставляя их позади себя. По мере опускания пятки левой ноги подошва правой проскальзывает по поверхности пола в направлении движения. В процессе своего скольжения правая стопа выходит на носок, достигая своей конечной точки в момент переноса веса тела на полупальцы правой ноги. Теперь уже правая нога является опорным пунктом для движения левой.
Шаг выглядит красиво, если тело сохраняет устойчивое равновесие, движение тела сильное, скользящее, импульсивное и координированное. «Лунная походка» эффективна для мышечного ощущения пластичности стопы и постоянства точки опоры независимо от динамики контура опоры.
«Классический шаг» в наибольшей степени моделирует на месте естественность и грациозность перемещения человеческого тела. Несмотря на свою естественность, классический шаг сложнее, чем лунный, так как требует выверенного чувства равновесия и координации движений всех частей тела.
Исходная позиция ног произвольна. Шаг начинается с постановки на носок (полупальцы) левой или правой ноги. Одновременно выполняются два движения. Например, левая стопа опускается, в то время как правая нога от бедра отходит назад. В момент касания левой пяткой правая нога достигает своей конечной позиции. Теперь уже движение начинается с поднятия на полупальцы правой стопы и отведения назад левой ноги. В движении участвуют сгибатели стопы, колена, усиливающие впечатление от шага по вертикали. Работа тазобедренного сустава позволяет увеличить амплитуду шага, его направленность. Далее к движению подключается грудной отдел, руки и голова. В момент фиксации дорсальной (задней) позиции левой либо правой ноги грудь выдвигается вперед, при постановке левого либо правого носка грудная клетка максимально отходит назад. Движение начинается не с ног, а от импульса, исходящего из грудного отдела. Торакальная (грудная) зона позвоночника задает силу, скорость и ритм движения.
Руки работают в противофазе с движением ног.
Начальное осознание мышечных ощущений и пробуждение пластики рук наиболее эффективно при использовании закономерностей движения рук, разработанных в русле классического танца.
Из основных позиций образуется множество производных положений. Более детально позиции рук раскрываются во многих учебниках хореографии.
Для развития пластики рук эффективно использование системы упражнений с волновой техникой, предложенной В.Н.Никитиным: «волныпальцами», «волнырукой», «веер», «мотылек» и «огонь». «Волна» формируется пальцами поочередно, начиная с мизинца либо с большого пальца. «Запускаем волны» каждым пальцем отдельно, вначале от себя, потом к себе. При осуществлении «волны» к себе производится как бы «подпрыгивающее» движение, начинающееся с кончиков пальцев. Соответственно «обратная волна» имеет и обратный характер движения.
Это простое упражнение наилучшим образом демонстрирует не только уровень развития мелкой моторики, но и свидетельствует о низкой мышечной сенситивности (чувствительности) детей. Освоить «волну» помогают различные ассоциативные образы.
Для осуществления интегрального и более сложного движения всей кистью выполняется упражнение «веер».
В технике «веера» ключевую позицию занимает работа запястья. Начиная движение с мизинца, поочередно перебираются пальцы руки, сворачивая при этом кисть в направлении «скручивания волны». Техника исполнения «мотылька» включает одновременное осуществление движения кистями рук в форме «волны».
Запястья рук накладываются друг на друга (боковой поверхностью) и, начиная движение от запястья, воссоздается «волна» каждой рукой в обратном порядке, т. е. вначале опускаем кисти с вытянутыми пальцами, а затем при продвижении вверх (взмахе «крылышек») кисть в запястье сгибается, и «волна» начинает свое развитие от основания третьей фаланги пальцев (волновое движение имеет обратный порядок включения суставов).
Движение может выполняться с различным ритмом, в «рапиде» и даже в «мульте». «Мотылек» может порхать, виб
рировать крылышками, сопротивляться движению ветра, парить. Такая пластика живо воспринимается даже детьми дошкольного возраста.
|
|
В «лилии» соединяется все многообразие возможных волновых движений кисти. Семантику этой телесной техники В.Н. Никитин раскрывает образной аналогией, суть которой состоит в следующем.
История жизни «лилии» начинается с ее прорастания в водной среде (складываем руки ладонями друг к другу, пальцами вверх, и выполняем волнообразные движения кистями по направлению к свету). Достигнув поверхности водной глади, «бутон лилии» распускается (ладони расходятся через обратную «волну» друг от друга, при этом запястья остаются соединенными).
К вечеру лилия закрывается, одновременно собирая все свои лепестки в бутон (кисти рук синхронно сближаются, собирая пальцы в конусообразную форму).
Достоинством «лилии» является «многомерность» пластики рук, текучесть ее семантики. Это является существенным фактором, побуждающим детей к поиску новых пластических решений.
Техника «огня» заключается в волнообразном движении кистей, попеременно перемещающихся относительно друг друга (см. рисунок).
«Волна» начинается не с кончиков пальцев, а от запястья («обратная волна»).
Наиболее выразительны волновые движения руки в целом. В отличие от суставных, мышечных и постизометрических гимнастик «волны» предполагают наличие развитого воображения, целостного представления об «образе себя», утонченного мышечного чувства и способности к ориентации в пространстве. «Волны» отражают уровень развития ведущих пластикокогнитивных функций. В зависимости от того, насколько эффективно человек создает волновое движение, можно оценивать уровень его телесного сознания и степень готовности к управлению тонкими, дифференцированными движениями. Для освоения техники «волны» необходим высокий уровень внимания на самом процессе действия, интуитивное прослеживание чуть ощущаемого, скользящего чувства, развивающегося в теле волнового движения. При апробации «волн» успех определяется не столько уровнем развития мышечных ансамблей и сухожилий (растяжек), сколько уровнем и характером прочувствования занимающимися своей телесности.
Наиболее эффективно способность к тонкой дифференцированной пластике тела развивают волновые движения пластики корпуса, дополняемые рассмотренными выше волновыми движениями рук и ног. Именно они дают наиболее ясное осознание имеющихся «зажимов» при динамическом состоянии тела. Обучение приемам «волны» тела с подключением в действие ассоциативного и эмоционального планов (создание образа раскачивающегося дерева, цветка, водоросли, образа струны, трепещущего огня и т. д.) позволяет эффективно снимать мышечные «зажимы», развивать мышечно-связочную структуру тела.
Целесообразно начинать обучение с «дуговых» движений корпуса, ограничивая до минимума подвижность рук и ног. Например, как это имеет место в упражнении, известном в гимнастике под названием «Аленушка».
Суть движения туловища по дуге заключается в «пересаживании» с одного бедра на другое. Движение тела начинается со взмаха руками. Далее следует подъем на колени, плавное опускание рук и головы на грудь, оседание тела на бедро.
Образность «дугового» движения тела способствует осознанию его пластичности. Для того чтобы скоординировать последовательность включения в работу отдельных частей тела (груди, таза и др.), достаточно, например, вспомнить защитное поведение кошки, стать на колени и упереться прямыми руками в пол, поднять голову.
После освоения «дугового» движения туловища можно переходить к разучиванию «волнового» движения тела, ограничивая на первоначальном этапе подвижность ног и рук, сосредоточив внимание на мышечных ощущениях туловища.
Например, сидя на пятках, сцепить кисти рук за спиной. Прогибаясь, наклониться вперед. Голова и плечи во время наклона отстают от движения. Это дает возможность предельно прогнуться в начале движения. Далее следует еще больше наклонить туловище вперед, максимально приблизив колени к груди. Выгнув спину, опустить плечи, голову, как бы сворачиваясь в комок. Вторая фаза «волны» - это последовательное выпрямление корпуса, сопровождаемое движением бедра и таза вперед.
После освоения (осознания) волнового движения корпуса снимаются ограничения подвижности рук и ног. Эффективны волновые движения тела, охватывающие ноги, корпус- и руки, например «поющая струна», «зигзаг» и др.
Упражнение «волна» относится к классической технике пантомимы и школе выразительного движения.
Следует отметить, что «волны» служат наглядным тестовым материалом для констатации нарушений в психическом развитии. При всех видах психозов, неврастении, генетически предопределенных психосоматических отклонениях «волны» выполняются неестественно, вычурно, с отсутствием логической последовательности при осуществлении движения, также наблюдается излишняя манерность, экспрессивность, дезинтеграция действий. Детям с психогенными заболеваниями сложно контролировать развитие волнового движения по простейшей схеме. Психически здоровые дети даже при слабом физическом состоянии здоровья усваивают технику по воспроизведению «волны» в простейшем исполнении за одно занятие, в крайнем случае, в течение недели.
В процессе работы над своим телом обучаемый, как правило, проходит несколько уровней развития. На первом уровне меняются типичные стереотипы движения, на втором нарабатывается новый стереотип - более широкий и менее предсказуемый. На третьем возникает ощущение телесной целостности, уходят излишества, движения становятся более осознанными. На четвертом этапе человек способен «одухотворить» любые телесные проявления, наполнить каждый двигательный акт эмоциональным интеллектуальным содержанием. И на пятом уровне тело становится как бы невесомым, стирается грань между телесностью и психикой.
Во время занятий двигательно-пластической подготовкой для формирования эстетических представлений о двигательной пластике, предлагается выполнение следующих типов «волн»:
1. «Волна» рукой («парящая шаль»)
Исходное положение - основная стойка. Руки свободно опущены вдоль тела. Правая рука поднимается в сторону до уровня плеча и фиксируется в положении, когда кисть, локоть и плечо относительно расслаблены и чуть опущены при сохранении горизонтального положения руки. Далее, сосредоточив внимание на кончиках пальцев руки, нужно начинать волновое движение с первых фаланг пальцев, пытаясь «поднырнуть», «проскользнуть» в пространство, попеременно активизируя все суставы кисти.
Сформировавшаяся «волна» кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое развитие, немного приподнимает и подает вперед плечо. На этом развитие «волны» в одной руке заканчивается. Для того чтобы направить «волну» назад, следует выполнить обратный порядок движения: «отпустить», расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную «волну» в кисти. Рука приходит в первоначальную позицию.
Сложность осознанного «разворачивания волны» заключается в осуществлении последовательного прослеживания за движением от кончиков пальцев до плеча и обратно. При этом в работу попеременно должны включаться только те необходимые группы мышц, которые ответственны за качество волнового движения. Особую трудность вызывает выполнение «волны» кистью. По-видимому, это свидетельствует о неразвитости мелкой моторики, нечувствительности к утонченной пластике. Легче проходит освоение «волны» в направлении от кисти к плечу, чем в обратную сторону. Данное наблюдение говорит о том, что в процессе онтогенеза внимание человека в большей степени сосредоточено на пальцах рук, чем на всей руке в целом, и поэтому обратный порядок движения вызывает большее сопротивление со стороны тела и меньшую управляемость со стороны сознания.
Для реализации «полной волны» - двумя руками - необходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для этого поочередно поднимается одно плечо при одновременном синхронном опускании другого; движение возникает посредством передачи волнового импульса из одной руки в другую. В результате «полная волна» выглядит следующим образом: одной рукой от кисти до плеча запускается «прямая волна», другой, получившей энергию движения от первой, - «обратная». Это можно представить так, как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сгибах в суставах.
Вначале более сложной и важной является техника продуцирования «волны» одной рукой. Овладев техникой «классической волны», следует продолжить работу в разных плоскостях и на разных когнитивных уровнях самостоятельно. Можно научиться пускать крупные и мелкие «волны», плавно и в «мульте» (с четкой фиксацией движения в каждом суставе), быстро и медленно. Например, можно попробовать «прокатывать» «волны» при различных положениях рук: одна рука - вверху, другая - внизу, одна - сбоку (по отношению к телу), другая - сзади и т. д.
К более сложным видам волн относится «плоскостная волна», включающая в процесс движения все тело. Техника исполнения «плоскостной волны» выглядит следующим образом. В исходном положении поднимаются обе руки, кисти при этом развернуты ладонями от тела. При движении «волны», например, справа налево вместо «коромысла» человек перемещает корпус (грудной отдел) вбок и «пропускает» волну дальше в руку. Со стороны кажется, что он как будто распластывается руками и грудью вдоль невидимой плоской поверхности.
После овладения «классическими волнами» можно перейти к созданию образов, включающих волновое движение. Например, образ «орла»: движение начинается с плеч, плечи немного поднимаются, и «волны» прокатываются в обратном порядке по обеим рукам. При этом руки приподнимаются, «подхваченные» невидимым потоком воздуха. Человек «парит в пространстве», осуществляя редкие, но крупные волновые движения - взмахи.
Через работу в образах достигается ощущение целостности, наполненности, перерождения. Необходимо помнить, что детям особенно нравится смена персонажей от сильного, уверенного в себе статного «орла», с широко разбросанными «парящими» руками, до мелкого «воробышка», быстро-быстро, мелко взмахивающего крылышками (кистями рук). Игровая ситуация, красочные образы помогают раскрыть индивидуальность, освоить технику исполнения.
2. «Волна» корпусом («поющая струна»)
Исходное положение - ноги в «первой позиции», на полупальцах, колени чуть согнуты; движение начинается с медленного опускания пяток на пол. Одновременно вперед выдвигаются колени, затем попеременно в движение включается таз, живот, грудь и голова. «Волна» заканчивается (при синхронной остановке движения) в двух точках: в пятках и на макушке - «прямая волна». «Обратная волна» соответственно предполагает поэтапное перемещение частей тела от головы к ногам. Человек как бы «подныривает» под планку с постепенным протягиванием груди, живота, таза и пропусканием «волны» до пяток.
Подобно «прямой» и «обратной волне» рук, выполнение «волны» телом легче в прямом направлении, чем в обратном. Наибольшую трудность представляет одновременное синхронное осуществление противонаправленных движений в «прямой» волне: пятки - вниз и «волна» - вверх. Обучающиеся бессознательно пытаются форсировать действие и как можно быстрее достигнуть конечного пункта движения. У большинства из них отсутствует способность к тонкой дифференцированной пластике: быстро нарушается последовательность выполнения «волны», заметные затруднения вызывает включение в работу отдельных частей тела, и прежде всего таза и груди. Даже при кропотливом ежедневном тренинге в течение двух-трех недель редко кому удается освоить правильное выполнение техники «волны». Ошибки связаны с существованием искаженного представления об «образе себя», с неспособностью концентрировать внимание на телесных ощущениях, с неразвитостью психомоторики в целом. «Волна» лучше получается у имеющих утонченно развитые мышечные структуры, обладающих большей свободой в телесных формах самовыражения и имеющих опыт в танцевальной, гимнастической деятельности.
При обучении приемам выполнения «волны» целесообразно использовать ассоциативный ряд, мысленно создавая образы трепещущего на ветру флага, водорослей, колеблющихся в струе воды, и т. п. Впечатление от задания усиливается при обыгрывании образов человека и животного, передвигающихся посредством волновых техник. Такие смешные персонажи создают великолепную атмосферу, помогающую снимать излишнее напряжение при повышенном старании некоторых обучаемых правильно выполнять задание.
3. «Боковая волна» («зигзаг»)
В отличие от предыдущих «волн» «боковая волна» телом особенно сложна. Трудности при совершении движения вызывают те формы, которые требуют осуществления действия в непривычных для нашего восприятия и телесного опыта направлениях и плоскостях, Для «боковой волны», получившей особое развитие в брейк-дансе, решающим фактором является умение прочувствовать импульс движения из каждой части тела. В данном случае центростремительным пунктом, определяющим начало волны, является голова, а еще точнее, ее макушка. Посредством макушки человек вытягивает самого себя в боковых направлениях до того уровня, достижение которого доступно для ведущих частей тела. Выполнение упражнения начинается с движения (посыла) головы вбок - макушкой. Все остальное тело следует за головой. Когда движение корпуса от поясничной зоны достигает своего предела, голова поворачивается в обратную сторону и ведет за собой плечо. Получается ломаная линия. Голова как бы противопоставляет себя бедрам. Если голова расположена в одной стороне плоскости, то бедра - в другой. Продолжая плавно двигаться, голова каждый раз ускользает от догоняющих ее бедер, при этом в игру вовлекаются и ноги (самый трудный участок «волны», который следует исключительно за бедрами). Движение может осуществляться быстрее и медленнее, крупнее и мельче. Голова может двигаться строго во фронтальной плоскости
9 - 10731 либо смещаться вентрально (вперед) или дорсально (назад) по отношению к фронтальной линии. Это трудновыполнимое упражнение в большей мере, чем другие «волны», переориентирует внимание на ранее незадействованные участки тела, учит человека двигаться в непривычных для него формах и плоскостях, что, безусловно, помогает преодолевать устойчивые телесные двигательные стереотипы. Следует заметить, что успешность обучения этой «волне» не связана с уровнем физического развития. Часто, никогда ранее не практиковавшие системы физического танцевального развития, научались делать «волну» быстрее и правильнее, чем имеющие гимнастический либо танцевальный опыт. Последним, вероятно, не хватает свободы фантазии и воображения для освоения новых непривычных движений. Ранее выработанные стереотипы, закрепленные в наборе классических па, в танцевальных и гимнастических формах, ограничивают степень телесного самовыражения.
4. «Волна ногой» («хвост дракона»)
Несмотря на то что человечество передвигается с помощью ног и большую часть времени проводит на ногах, ноги остаются наиболее неосознанной частью нашей телесной сущности. В ногах мы испытываем неуверенность, страх, неловкость и тяжесть. Легкие ноги, легкая походка, грациозный «летящий шаг» показатель мастерства в танце и в спорте. Наши ноги перегружены статическими позами, большим весом нашего тела, неправильной манерой движения: нарушена постановка стопы, неразвиты суставы и сухожилия, закрепощен таз. Для диагностирования уровня управляемости нижними конечностями обычно предлагается выполнить «волну» ногой. Движение начинается от бедра при небольшой выворотности сустава и стопы. На первом этапе нога от бедра «отходит» назад, затем через импульс плавно движется вперед и завершает «волну» в работе голенос- топа. Для лучшего понимания сути движения можно рекомендовать представить себе мяч, который ударяется движением не от колена, а от бедра, причем делается это изящно и медленно. Другой образ, с которым связывается название упражнения, возникает в процессе его выполнения. Это так называемый «хвост дракона»: плавное сконцентрированное движение ноги, собирающее энергию «удара» на самых кончиках пальцев (носке стопы). Внешняя техника упражнения осваивается достаточно быстро, однако эстетика движения и должный энергетический тонус редко достижимы. Неразработанные тазобедренные суставы, голеностоп, отсутствие устойчивости и координации делают движения несообразными, слабыми.
5. «Интегральная волна» («перекати-поле»)
Это упражнение вбирает в себя все предыдущие техники. «Интегральная волна» представляет собой пример овладения человеком совершенным способом попеременного и последовательного управления синергирующим (объединяющим) взаимодействием различных групп мышц. Исходная позиция может быть любой, но наиболее показательно положение, когда ноги чуть расставлены, а руки подняты ладонями наружу. Движение начинается с кончиков пальцев одной из рук, прослеживается до плеча и далее поочередно включает все части корпуса, завершая свой ход в носке стопы. «Волну» можно пускать как сверху вниз, так и снизу вверх, меняя ее направление и скорость, прерывая и фиксируя ее в различных частях тела. В пантомимической практике допускается использование принципа, согласно которому центр зарождения волнового движения связывается с областью нижней части живота и солнечного сплетения. Посредством импульса из этого метафизического центра можно запускать «волны» в различных направлениях и, наоборот, собирать их в центре и перенаправлять в другие плоскости.
Высшим мастерством в выполнении «волновой» техники считается достижение такого уровня действия, когда человек может «запускать волны» спиной, т. е. импульс направлен не вентраль- но-краниально - вперед, а дорсально-краниально - назад.
Освоение описанных выше техник двигательно-пластиче- ской подготовки является предпосылкой для самостоятельной работы со своей телесностью. В зависимости от дальнейшей профессионально/^ ориентации могут быть выбраны различные техники сове]; пенствования выразительности двигательного действия: классический танец, народная или бальная хореография, свободный ассоциативный танец и др. Эффективным учебно-методическим инструментарием при этом является пластический двигательный комплекс-композиция.
Следует отметить роль музыки, используемой для занятий. Она должна отвечать следующим основным требованиям:
- быть выразительной, понятной, то есть удобной для выполнения упражнений;
- вызывать положительные эмоции;
- быть логично выстроенной по темпу в соответствии с задачами каждой из частей занятия.
Музыка подбирается по характеру, содержанию и темпу. Возможен подбор музыки как из целого музыкального произведения, так и из фрагментов без пауз, из которых записывается целостная фонограмма занятия.
В двигательно-пластической подготовке может применяться самая разнообразная музыка. В начальной части занятия разогрев мышц может осуществляться посредством двигательных комплексов, используемых в ритмической гимнастике. В связи с разными задачами частей занятия может применяться разнохарактерная музыка. В двигательно-пластической подготовке целесообразнее использовать классическую, народную музыку в современной обработке, отличающуюся выразительностью, а также современную эстрадную (песенную) музыку.
Следует использовать простые по замыслу мелодии из детских песен и мультфильмов. Можно использовать музыку, непосредственно ориентированную на возраст. При этом следует исходить из ряда основных факторов:
- современные популярные музыкальные направления;
- целесообразность музыкального воспитания и повышения музыкальной эрудиции;
- познание и укрепление народных музыкальных и танцевальных традиций.
Подбирая музыку, преподаватель должен помнить, что она является как сильным раздражителем, способом эмоционального воздействия, так и прекрасным средством эстетического воспитания. Недооценка хотя бы одного фактора значительно снижает эффективность воздействия двигательно-пластической подготовки в целом.
7.6. Танцевально-экспрессивный тренинг [27]
Спонтанный, неструктурированный танец
Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений. Однако, как отмечает X. Лефко (Н. Lefco, 1960), может быть использован любой танец, апеллирующий к участнику (например, примитивный танец, африканские танцы, вальс, полька и даже рок).
Круговой групповой танец
Использование кругового группового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец - исторически первая форма танца, наиболее распространенный способ совершения обрядов и форма, в мифологическом сознании первобытного человека, сопряженная с определенными культами, ему приписывается функция пробуждения архетипических переживаний связи с другими, с Универсумом (A. Noack, 1992).
Круговой групповой танец выполняет следующие функции: снижает тревожность и сопротивление; способствует возникновению чувств общности, сопричастности; развивает внутригрупповое единство и межличностные отношения. Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура, где каждый может двигаться одновременно, в отличие от «последовательной» вербальной терапии. Поэтому танцевальную терапию даже называют одной из самых демократичных форм терапии (М. Steiner, 1992).
Варианты использования этого методического приема разнообразны: ими можно начинать и заканчивать занятия, создавать безопасную и доверительную атмосферу (Н. Payne, 1992)ит.д.
Кинестетическая эмпатия
Кинестетическая эмпатия, или «отзеркаливание», - это эмпатическое принятие партнера посредством отзеркалива- ния его движений.
Кинестетическая эмпатия способствует осознанию и принятию человеком своего тела, своих чувств и отношений, развитию экспрессивного репертуара, а также установлению сильных невербальных связей между учеником и учителем. Этот метод используется в настоящее время практически всеми танцевальными психотерапевтами.
Экспериментирование с движением и прикосновением
Этот методический прием включает в себя экспериментирование с движением по системе Р. Лабана и прикосновением.
На основании 4-х критериев Р. Лабан (1947, 1960) выделил 8 базовых типов усилий, на которые может быть «разложено» любое движение: прямые - многофокусные движения (фактор пространства), мощные - легкие движения (фактор силы), быстрые - медленные движения (фактор времени), ограниченные - свободные (фактор течения). Подобный подход позволяет выстраивать программы его развития, двигаясь от ограничений - к свободе, от ригидности - к разнообразию. Далее различные движения человеческого тела соотносятся с чувствами и отношениями, что является терапевтичным для занимающихся, так как позволяет им углубиться внутрь себя и осознать причины собственной ригидности и ограниченности.
На основе системы форм усилий Р. Лабана возможно создавать большое количество техник и упражнений.
Что же касается прикосновений, то они используются в целях удовлетворения потребностей детей в контакте, поддержке, любви, эмоциональной теплоте (Д. Мак-Нили, 1999). Однако использование прикосновений в танцевальной психотерапии не так однозначно. Некоторые танцевальные терапевты отмечают, что для определенного круга занимающихся (например, для подростков) прикосновения могут быть проблемой (Н. Payne, 1992), а форсирование телесного контакта, особенно если это мать и ее ребенок с нарушенными отношениями, - преждевременным (В. Meekums, 1992). Кроме того, прикосновения могут быть не только проявлением заботы, расположения и близости, но и демонстрацией статуса, что может травмировать человека. Если в прикосновения включается терапевт, то встает проблема переноса.
Использование невербальных ритуалов
Этот прием предполагает использование определенных невербальных действий, в которых участвует вся группа, в начале и в конце занятия. Выполняет ряд важных с точки зрения организации групповой работы функций: создание в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы, облегчение тревожности и четкое обозначение начала и конца занятия (М. Steiner, 1992). Традиционным является использование в качестве ритуала группового кругового танца.