Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Силою, крепостию и победою Его в нас 3 страница




 

3. Здесь св. Пророк научает нас, как трудно быть добрым, праведным христианином и исполнять слово Божие самым делом и святою жизнью. Ибо: 1) плоть и кровь по природе своей противостоят слову Божию; 2) мы слишком слабы, и весьма часто озираемся назад (Лк. 9, 62); 3) злой враг не дремлет и всюду расставляет нам препятствия (1 Петр. 5, 8); 4) злые люди также не перестают огорчать и преследовать нас. Всему этому надлежит нам противостоять всеми силами души, и в первуюочередь молитвою, как говоритДавид: взываювсемсердцеммоим (Пс. 118, 145). Моление и прошение его состоит в том, чтобы проводить ему святую жизнь, осуществлять слово Божие жизнью и исполнять волю Божию, дабы не лишиться ему Божией благодати. И для нас это должно быть самым важным, важнее всего на свете. Кто становится другом Божиим, тому не может повредить злоба дажеи всегомира. Итак, первый способк достижению святой жизни есть молитва.

4. О втором же способе св. Давид говорит так: предваряюрассветивзываю;насловоТвоёуповаю.Очимоипредваряютутреннююстражу,чтобымнеуглублятьсявсловоТвоё (Пс. 118, 147-148). Слова Пророка нужно относить прежде всего к усердному и ревностному прилежанию о поучении в слове Божием и самому серьёзному отношению и любви к нему, – а также к ночному времени и утренним часам, в которые мыслится и чувствуется наиболее тонко и глубоко, в особенности тогда, когда человек бывает мучим сильными искушениями и духовною скорбью, когда он ждёт утешения отстражиутренниядонощи (Пс. 129, 6), когда Господь Бог не даёт ему

 

26

 

igpetr.org


Книга вторая                                                                                                                                                                            Глава пятая

 

сомкнуть очей с воих (Пс. 76, 5), так что он должен бодрствовать и искать Господа, когда уподобляется он пеликану пустынному, филину на развалинах и одинокой птице на кровле (Пс. 101, 7-8), когда попускает милостивый Бог наш настолько утомляться ему воздыханиями его (Пс. 6, 7), что едва он может и вздохнуть.

5. Таково крестное училище всех святых. Не посещавший его немного знает о слове Божием. Бог разрушает все телесные и душевные силы человека, чтобы Ему единому быть нашею силою. Таким крестом хочет Он отъять у нас плотскую нашу жизнь, дабы жить в нас Самому, и желает соделать в нас слово Своё живым и действенным (Евр. 4, 12).Ибо наша жизнь и всё наше христианство должны заключаться в том, чтобы мы осуществили на деле услышанное нами в слове Божием.

 

6. Посему всё старание своё, всё усердие и прилежание направь на изучение того, что только и делает человека христианином – не слушать лишь и внешне знать слово Божие, но исполнять его. Ибо

 

1)в противном случае не будет нам от слова Божия никакого проку, так как оно дано нам именно для того, чтобы мы его не только лишь слушали, но исполняли. Как лекарство не помогает, когда больной только смотрит на него и слышит о нём, но не принимает его, так и слово Божие, которое должно быть лекарством для поврежденной природы нашей, немного послужит к твоему исправлению и не оживит тебя от смерти, если ты не будешь по нему направлять жизнь свою. А чтобы ты мог делать всё то, о чем слышишь из слова Божия, для того нужна ревностная, неустанная, непрестанная молитва, как сказано выше о Давиде.

2) Что пользы художнику, если он знает своё искусство, но не пользуется им? Не впадёт ли он таким образомв нищету?Таки тебе что за польза в знании воли Божией без еёисполнения? Раб, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, би т будет много (Лк. 12, 47). И св. Пётр говорит: лучше бы тебе было не познать пути правды (2 Петр. 2, 21).

3) Может лиотец считать за своёчадо сына, во всём ему противящегося? Не скажет лион ему: «если ты не хочешь исполнять моей воли, то ты не сын мне»? Так, одни только слова не обнаруживают ещё в нас чад Божиих, если мы не живём как чада Божии, о чём говорит Господь: «если бы вы были дети Авраама, то вы дела Авраамовы делали бы, но так как вы творите дела сатаны и ищете Меня убить, то вы – дети отца вашего диавола, человекоубийцы» (Ин. 8, 39-44). Несомненно, что кто чьи дела творит, того он и чадо, того и природу имеет.

4) Что пользы от дерева в саду, если оно не приносит никаких плодов? Его надлежит срубить и бросить в огонь, как пишется у св. Луки о смоковнице, которая попусту занимала место и не приносила никаких плодов (Лк. 13, 6-7).

 

5) Если бы кто захотел тебя уговорить, что ворон есть лебедь, и сказал бы тебе: «посмотри, какой прекрасный белый лебедь!» – разве ты не рассмеялся бы и не сказал, что такой человек безумен? ибо ты не видишь ни цвета, ни образа лебедя в вороне. Так если бы кто, указавши на нынешнюю жизнь мира, сказал: «смотри, это – христианин, да и все они христиане!» – то не следовало ли бы по справедливости счесть такого человека сумасшедшим? Не уверения тут надобны, а доказательства. ЦарствоБожиеневслове,авсиле (1 Кор. 4, 20), –у большей жечасти тех, которые ныне именуются христианами, не видно никаких христианских дел. Лоренцо Валла3 в Риме, прочитав в Евангелии от Матфея слова: «блаженны милостивые, блаженны миротворцы» и т. д. (Мф. 5, 3-12), не мог не сказать: «или это неправда, или мы не христиане».

 

6) Многие звери и птицы превосходят людей добродетелями: голубь – простотой, муравей – прилежанием и трудолюбием (Притч. 6, 6), аист – заботою о своих родителях, журавль – бдительностью, пёс – любовью и верностью, вол и осёл – знанием своего господина (Ис. 1, 3), овца – кротостью,лев – храбростью ивеликодушием кмалым зверькам,петух – бодростью, змея –умом.

 

3 Лоренцо Вала (1407 – 1457) – итальянский философ-гуманист.

 

27

 

igpetr.org


Иоганн Арндт                                                                                                                                           Об истинном христианстве

 

Но естественный, не обновлённый Богом человек превосходит всех зверей своими пороками: он немилосерднее волка, коварнее лисицы, горделивее павлина, прожорливее свиньи, ядовитее ехидны, свирепее медведя. И Господь именует Ирода лисицею (Лк. 13, 32), Иоанн Предтеча фарисеев – порождениями ехидны (Мф. 3, 7), св. Павел Нерона – львом (2 Тим. 6, 17). Пороки и злые свойства, встречающиеся отдельно в каждом животном, в естественном человеке находятся все в совокупности, так что справедливо называет св. Павел ветхого человека телом греховным (Рим. 6, 6), одержимым и наполненным многими грехами. Притом нет зверя настолько дурного, чтобы он не был для чего-нибудь полезен: лисица и волк годятся на шубу, другие на что другое. Но что доброго от природы в человеке, если он от самой своей юности все помыслы и замыслы своего сердца направляет на зло (Быт. 6, 5)? Рассудок он употребляет для обмана, тело для гордости и непотребств. Он повреждён внутри и снаружи, и все члены его преданы греху в орудия неправды (Рим. 6, 13).

7) Слово Божие не без причины в столь сильных выражениях описывает нашу повреждённую природу, показывая нам облик наш, как в зеркале. Всеуклонились,сделалисьравнонепотребными (Пс. 13, 3); нетправедногониодного;нетразумевающего;никтонеищетБога;всесовратилисьспути,доодногонегодны;нетделающегодобро,нетниодного.Гортаньих–открытыйгроб;языкомсвоимобманывают;ядаспидовнагубахих.Устаихполнызлословияигоречи.Ногиихбыстрынапролитиекрови;разрушениеипагубанапутяхих;о нинезнаютпутимира.НетстрахаБ ожияпредглазамиих (Рим. 3, 10-19). Вот подлинное изображение природного человека. И такая скверна прирождена по естеству всем людям. Скажите же мне, как может человек узреть Царство Божие, оставаясь таковым, если он не родится свыше (Ин. 3, 7)? Посему св. Павел и повелевает нам: совлеките с себя ветхого человека с делами его, и облекитесь в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-23; Кол. 3, 10). Вы слышали о Христе и в Нём научились, – так как истина во Иисусе, – чтобы отложить прежний образ ветхого человека (Еф. 4, 20-21). И еще: те,которыеХристовы,распялиплотьсострастямиипохотями (Гал. 5, 24). Ах, Господи! Если не распинающие плоти своей не наследуют Царства Божия и не суть Христовы, пребывая в такой греховной жизни и не умерщвляя земных членов своих (Кол. 3, 5), то иначе и не может быть, что они принадлежат диаволу. Если же мы хотим быть Божиими, то надлежит нам соделаться новою тварью во Христе (2 Кор. 5, 17). Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, ни какое-либо лицеприятие, а новая тварь (Гал. 6, 15). Посему самое великое и самое усердное наше попечение должно быть о том, чтобы нам каждодневно низлагать грех в смертном теле нашем (Рим. 6, 12), чтобы мы принадлежали Христу, а не сатане, чтобы слово Божие свершалось и оживотворялось в нас и чтобы наша жизнь была угодна Богу, дабы мы сохранили благодать Божию и были сосудами Его милосердия, а не гнева (Рим. 9, 23).

7. Итак, вот причина того, что св. Давид столь сердечно желает себе святой жизни, дабы соблюсти ему слово Божие, как говорит он в Псалме: взываю всем сердцем моим; услыши меня Господи, чтобы мог я сохранить оправдания Твои (Пс. 118, 145). И мы должны молиться о святой жизни, ибо обращение наше к Богу даруется нам свыше. Исцелименя,Господи,иисцелёнбуду;спасименя,испасёнбуду;ибоТыхваламоя (Иер. 17, 14). Посему Давид продолжает: призываю Тебя, спаси меня, и буду хранить откровения Твои (Пс. 118, 146). Богу надлежит спасти и укрепить нас, ибо могущество греха и диавольского царства слишком велико в человеке. Но и мы должны не оскудевать в прилежании и оттрясти с себя леность и беспечность, как говорит Давид: предваряюрассветивзываю;насловоТвоёуповаю.Очим оипредваряютутреннююстражу,чтобымнеуглублятьсявсловоТвоё (Пс. 118, 147-148). Об этом прекрасно говорит Пророк Исаия: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо моё, чтобы я слушал, подобно учащимся (Ис. 50, 4). Также и в Песни Песней: я сплю, а сердце моё бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится ко мне (Песн. 5, 2). Этими словами напоминается нам также об отеческой заботливости и благости милосердного Бога, о том, с какою любовью Он обращается с людьми, как Он действует

 

 

28

 

igpetr.org


Книга вторая                                                                                                                                                                         Глава шестая

 

в отношении них, как говорит Он с ними, наставляет и научает их. Потому-то и соделал Он Сына Своего нашим небесным Учителем и Наставником (Мф. 23, 8; 10).

 

8. Это прообразовано нам прекрасным примером и образом отрока Иисуса, учащего в Иерусалимском храме (Лк. 2, 42-51). Это событие имело своё значение не только для иудейского храма, который ныне разрушен, но, главным образом, во-первых, для Духовного Иерусалима, который есть святая Христова Церковь, в которой Он один изволит быть нашим Учителем посредством слова Своего и Духа Святого, – и, во-вторых, для храма нашего сердца, где Он также изволит учить, утешать, просвещать, освящать, молиться, вопрошать, ответствовать и беседовать с нами посредством святых мыслей и сердечного благоговения. И это есть учительское Его служение в сердце нашем. Посему Он весьма утешительно говорит Матери Своей: «зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно б ыть в том, что принадлежит О тцу Моему (Лк. 2, 49), то есть в том звании и служении, в котором поставил Меня Отец Мой?». Это служение совершает Он и ныне, сидя одесную Бога, как единый наш Первосвященник. На земле же Он исполняет его чрез слово Своё, которым Он проникает внутрь сердец наших посредством Святого Духа и благодатного просвещения, без чего одна только внешняя проповедь бессильна и бесплодна, как говорит св. Павел: янасадил,Аполлосполивал,новозрастилБог;посемуинасаждающийиполивающийестьничто,авсё–Богвозращающий (1 Кор. 3, 6-7).

 

 

Глава шестая

О ТОМ, ЧТО СОВЕРШЕНСТВО И СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ В СОЕДИНЕНИИ СО ХРИСТОМ ЧРЕЗ ВЕРУ, –

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК САМ НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ НИЧЕГО,

НО ЛИШЬ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ЗЛОЮ СВОЕЮ ВОЛЕЮ. ВСЁ В НАС ТВОРИТ ОДИН ХРИСТОС

 

Без М е ня не можете д елать ничего. (Ин. 15, 5)

 

1. Как человекчрезотпадение от Бога, то естьчрез самолюбие ичестолюбие, отторгнул себяот Бога и лишился совершенства, данного ему при сотворении, так надлежит ему теперь чрез соединение с Богом снова достигнуть совершенного покоя и блаженства. Ибо совершенство человека состоит в соединении с Богом.

2. Посему Сыну Божию и надлежало стать человеком, дабы человеческая природа вновь соединилась с Богом и таким образом снова была приведена к совершенству. Ибо как божеское и человеческое естество соединены в Лице Христа, так и все мы должны быть соединены со Христом, как с высочайшим вечным благом, чрез веру по благодати, дабы было исправлено глубочайшее повреждение нашей природы. Потому у Пророка Осии Сын Божий говорит: обручутебяМненавек,иобручутебяМневправдеисуде,вблагостиимилосердии (Ос. 2, 19).Ибо природа наша, отравленная и повреждённая бесконечным греховным злом, не могла быть исправлена ничем, кроме высочайшего блага, которое есть Сам Бог. А поскольку соединение Божеского и человеческого естества во Христе вечно, неразрушимо, нераздельно и неразлучно, так что даже и смерть не могла разрушить и расторгнуть соединения сих природ во Христе, – то и мы, члены тела Христова, должны быть так соединены со своим Главою, чтобы ни жизнь, ни смерть не могли разлучить нас со Христом (Рим. 8. 38-39). Потому и говорит Пророк Осия от лица Христова: обручутебяМненавек.

3. Такое обручение должно с необходимостью совершаться чрез веру. Поскольку грех отлучает нас от Бога нашего (Ис. 59, 2), то мы пребываем вне Бога, без Бога, без жизни, без спасения, если в нас не живёт и не обитает верою Христос. Также если не Христос производит в нас Своё действие, то мы не можем совершать ничего доброго. Св. Павел восклицает: не я, но благодать Божия (1 Кор. 15, 10), и Сам Господь говорит: безМенянеможетеделатьничего (Ин. 15, 5), разъясняя сие

 

29

 

igpetr.org


Иоганн Арндт                                                                                                                                           Об истинном христианстве

 

прекрасными словами о виноградной лозе и ветвях её (Ин. 15, 1-8). Итак, всё, что в нас есть и что мы делаем доброго, есть исключительно Божие. Все дела наши соделал Ты нам (Ис. 26, 12); я буду, как зеленеющее дерево, на мне будут обретать плоды Твои (Ос. 14, 9).

4. Итак, смотри,о человек, что ты есть ичто ты можешь.Чтоможешьты сделать длявосстановления и обновления повреждённой твоей природы? Совсем ничего. Как не мог ты ничего сделать для телесного твоего рождения и не мог сотворить сам себя, так же не можешь ты ничего сделать и для нового своего рождения свыше. Ты мог извратить себя, погубить и умертвить, но не мог обновить, восстановить, исцелить, оправдать себя и оживить. Что мог ты сделать для того, чтобы Бог стал человеком? Совсем ничего. Итак, ты ни в чём никогда ничего не должен приписывать себе и своим силам. Более того – чем больше человек приписывает что-либо своей воле, своим силам и возможностям, тем большие он полагает себе препятствия к получению благодати Божией и к обновлению падшего своего естества. Посему надлежит тебе совершенно умереть по отношению к собственным своим силам и возможностям, своей воле, своему разумению и самолюбию и предоставить действовать в тебе единому Богу. В тебе не должно быть ничего, что препятствовало бы Божией воле и Божию действию или противодействовало бы ему.

5. Но пока ты не возжелаешь сего, пока ты не расположишь себя так, чтобы всецело предать себя Богу, предоставить Ему действовать в тебе и творить волю Свою в тебе, и только принимать всё то, что Он Сам будет совершать в тебе, – до тех пор ты будешь препятствовать Богу соединиться с душою твоею, обновить в тебе Свой образ и исправить повреждённую твою природу. Своеволие, самолюбие, честолюбие, упование на собственное разумение и всё, что ты приписываешь самому себе, мешает Богу беспрепятственно творить в тебе всё, что изволит един Он. Ибо человеческая воля чем далее, тем более повреждает человека, а воля Божия чем далее, тем более его исправляет.

6. Об этом Бонавентура4 говорит: «совершенство христианской религии заключается в отречении от собственной воли». О том же пишет и блаженный Августин: «если любовь к Богу составляет высочайшее благо для человека, то величайшим его несчастьем должна быть любовь к самому себе». И затем: «если свойство добра заключается в том, что оно распространяется на других и сообщается им, то любовь к самому себе должна считаться великим злом, ибо она присваивает блага и дарования свои и других людей себе и ни на кого другого их не распространяет». Так думал и Сенека, мудрый мыслитель, который говорил: «ты будешь возрастать в добродетелях постольку, поскольку будет убавляться в тебе собственная твоя воля». И ещё: «если не уйдёшь от самого себя, то не взойдёшь к Богу, Который превыше тебя».

7. Своеволие есть не что иное, как отпадение от Бога. Такое падение совершается с лёгкостью и приятностью; восставать же от него трудно, горько, тяжело, да и невозможно ни для одного из творений. Ибо человек не может восстать сам собою, не в состоянии помочь себе ни волею, ни делами – воля пленена, дела мертвы. Только один Христос – помощь человеку, начало, средина и конец (Откр. 1, 8). Он указует и даёт тебе для твоего спасения два средства: Закон и Евангелие, покаяние и прощение грехов5. По Закону ты должен сперва умереть со Христом чрез истинное раскаяние и скорбь о грехах, пожертвовать своею волею, соделаться в себе самом ничем и предать себя единому Христу. Тогда придёт благодать Божия и прощение грехов чрез Евангелие и оживотворит тебя, мертвеца, чрез веру.

 

9. Итак, никто не может при помощи собственных сил и возможностей обратиться к Богу или восстать от падения. Да, надлежит нам возненавидеть самих себя, отречься от себя, погубить себя, вменить себя в ничто и умереть – и в то же время надеяться и уповать только на одного Бога, ожидать только Его действия и жить только Его благодатью. Ибо и такое возненавидение себя,

 

4 Бонавентура (1218 – 1274) – святой и учитель Католической Церкви, генерал францисканского ордена, кардинал. 5 См. прим. 5 к первой книге.

 

30

 

igpetr.org


Книга вторая                                                                                                                                                                         Глава сед ьмая

 

отречение от самого себя, такая духовная смерть тоже не в нашей воле и возможностях, так как тогда они зависели бы от хотения или подвига человека, а не от помилования Божия (Рим. 9, 16). Посему надлежит, чтобы Бог Сам совершал всё сие в нас Своею божественною благодатью и силою Духа Своего.

9. Итак, наше оправдание исходит только от руки Божией, как дело и дар Его, и не состоит во власти творения. К тому же мы суть злейшие и величайшие враги самим себе, и нам подобает усердно молиться, чтобы Бог избавил нас от нас самих и, всецело отъяв у нас наше, даровал бы нам Своё. Ибо собственными силами мы не можем совершить ничего доброго, если Сам Бог благодатью Своею не будет действовать в нас, даже и по обращении нашем. Он есть любовь – и Его дело возжигать её в нас. Он есть милосердие – и Его дело производить его в нас. И так и во всяком благе, которое нам надлежит творить. Здесь помогает нам только Христос; любая человеческая помощь совершенно бесполезна. Насколько глубоко пал и повредился человек в Адаме, настолько же, и даже более, он возвысился и соделался благим во Христе. Об этом далее в одиннадцатой главе.

 

 

Глава седьмая

ДАБЫ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПОНИМАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ПОКАЯНИЕ,

НЕОБХОДИМО РАЗУМЕТЬ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕТХИМ И НОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, И КАК АДАМ И ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН В НАС УМЕРЕТЬ,

А ХРИСТОС И НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИТЬ

 

Мы знаем, что ветхий наш человек распят со Христом,

чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. (Рим. 6, 6)

 

1. Каждый христианин двойственен, и в нём обретаются два противоположных человека с делами своими, как это ясно из следующей таблицы:

 


Адам

Ветхий человек Внешний человек Ветхое рождение Плоть

Природа Христос

Новый человек Внутренний человек Злые плоды

Грех Осуждение Смерть

Ветхий Иерусалим Царство диавола Семя змия Естественный человек

Земной образ


Новое рождение Дух

Благодать Рассудок Тьма

Древо смерти Вера

Свет

Древо жизни Добрые плоды Оправдание Спасение Жизнь

Новый Иерусалим Царство Божие Семя Божие Духовный человек

Небесный образ


 

 

31

 

igpetr.org


Иоганн Арндт                                                                                                                                           Об истинном христианстве

 

2. Это доказывается, во-первых, Священным Писанием, а во-вторых – опытом. В Священном Писании неоднократно говорится о ветхом и новом, о внутреннем и внешнем человеке (Еф. 4, 24; Кол. 3, 9; 2 Кор. 4, 16); также, что Дух Божий пребывает в нас (Рим. 8, 11; 1 Кор. 3, 16; 4, 19; 2 Кор. 5, 5; Еф. 1, 13); также, что в нас живёт Христос (Гал. 2, 20; 2 Кор. 13, 5). Опыт открывает нам борьбу плоти и духа, от которой не свободны даже и святые (Рим. 7, 23); опытом же различаем мы плоды плоти и духа (Гал. 5, 19; 22). Итак, здесь не должно быть ни малейшего сомнения, а тем более какого-либо спора между христианами. Ибо это есть основание всего Священного Писания и результат правого познания того, что в человеке (1 Кор. 2, 11).

3. Это есть и основа покаяния – чтобы Адам в нас умер, а Христос жил. Ибо когда умирает в нас Адам, то с ним умирает и изглаждается всё, что от него: ветхий человек, внешний человек, ветхое рождение, плоть, природа, слепой рассудок, тьма, древо смерти, злые плоды, грех, смерть, осуждение, семя змеиное, естественный человек, земной образ, ветхий Иерусалим, царство диавола. Когда в нас живёт Адам, то живёт и владычествует в человеке ветхий человек, ветхое рождение, плоть, природа, упование на свой рассудок, тьма, древо смерти, злые плоды, грех, ветхий Иерусалим и царство диавола. Всё сие подлежит осуждению и вечному проклятию. А если живёт в нас Христос, то вместе с Ним живёт и царствует в нас новый человек, внутренний человек, новое рождение, дух, благодать, вера, свет, древо жизни, добрые плоды, праведность, жизнь, спасение, семя Божие, духовный человек, небесный образ, новый Иерусалим и Царство Божие. Всё сие есть благословение и спасение.

4. И в этом состоит для человека главное дело всей его жизни, так как цель его существования заключается в том, чтобы не давать жить и владычествовать в себе ветхому Адаму и стараться, чтобы жил и владычествовал в нас новый Адам, то есть Христос. Посему необходимо бодрствовать, воздерживаться, молиться, подвизаться, бороться и, как говорит св. Павел, испытывать самих себя, есть ли в нас Христос (2 Кор. 13, 5), со страхом и трепетом совершая своё спасение (Флп. 2, 12); входить тесными вратами и идти узким путём во Христе (Мф. 7, 13), который состоит в ненавидении и отвержении с амого с ебя, в отречении от всего, что имеешь (Лк. 9, 23; 14, 26) и в умирании для греха (Рим. 6, 2). Всё же сие не может совершаться с улыбками и изнеживанием плоти, как думают некоторые, почитающие себя святыми и проводящие утешную жизнь, – но с сердечною скорбью, с раскаянием и сокрушением о грехах, с внутренним стенанием и плачем, как показывают сие 6-й, 37-й и другие покаянные псалмы, и что св. Павел называет распятием плоти со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

5. Если это совершается в тебе, то живёт в тебе Христос и ты в Нём. Тогда Христос владычествует в тебе и одерживает победу чрез твою веру (Гал. 2, 20). Потому св. Иоанн говорит: вера наша есть победа, победившая мир (1 Ин. 5, 4). Побеждать же мир ты должен не вне себя, но в себе. Ибо мир – в тебе, а не вне тебя. Что такое мир, как не похотьплоти,похотьочейигордостьжитейская (1 Ин. 2, 16)? И всё это – в тебе, а потому и мир в тебе, и в себе ты должен побеждать его. Тогда ты назовёшься и станешь чадом Божиим. Ибовсякий,рождённыйотБога,побеждаетм ир (1 Ин. 5, 4). Таким образом ты будешь чадом света, членом Тела Христова, храмом Духа Святого, овцою Христовою, добрым древом, которое само по себе, без приказания, без закона, без принуждения приносит добрые плоды с веселием, любовью и радостью (Еф. 5, 30; 1 Кор. 6, 19; Ин. 10, 27; Мф. 12, 33; 7, 17).

6. Если же ты живёшь во Адаме и он господствует в тебе, то ты не чадо Божие, и не рожден ещё от Бога новым рождением свыше (Ин. 3, 7). И поскольку побеждён ты миром, и князь мира сего владычествует в тебе чрез гордость, честолюбие и самолюбие, то ты – чадо диавола (Ин. 8, 44). Ибовсе,водимыеДухомБожиим,сутьсыныБожии (Рим. 8, 14), водимые же сатаною суть сыны сатаны и члены диавола, чада тьмы, жилище злых духов, мерзостный Вавилон, исполненный нечистых, отвратительных зверей, как то изображается у Исаии (Ис. 13, 21), в Апокалипсисе (Откр. 18, 2) и у Иезекииля. Сей Пророк, будучи Духом перенесён в Иерусалимский храм, видел там, среди прочего, два достопримечательных предмета: 1) всякого вида пресмыкающихся гадов и

 

32

 

igpetr.org


Книга вторая                                                                                                                                                                         Глава се дьмая

 

всякого рода кумиров и мерзостей дома Израилева, изображённых на стенах вокруг; 2) что ещё хуже, семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которые приносили этим кумирам и нечистым животным фимиам и жертвы (Иез. 8, 10-11). Смотри, о человек! здесь изображено твоё ветхое, Адамово, нечистое, уподобляющееся животным (Пс. 48, 21) сердце. Ибо, проникнув в храм твоего сердца, ты увидишь сперва великое множество гнусных скотов, изображений и идолов, начертанных и запечатленных в твоих Адамовых мыслях и чувствах. А затем, что ещё хуже, вместо того, чтобы по справедливости изгонять такие мерзости из сердца, вместо того, чтобы проливать горячие слёзы о том, что ты такое нечистое жилище, наполненное злыми гадами, которых надлежало бы тебе изгнетать покаянием и умерщвлением плоти, – вместо этого ты любишь их, служишь им, приносишь им жертвы, увеселяешься ими и не помышляешь, что такими мерзостями Господь Иисус Христос изгоняется из твоего сердца, теряет в тебе Своё жилище и, следовательно, ты лишаешь себя высочайшего вечного блага, Духа Святого и всех Его даров. Ты печалишься, сделав что-нибудь такое, из чего происходит для тебя несчастье, или лишившись чего-нибудь: так отчего же ты не печалишься, теряя Христа и изгоняя Его из своего сердца и делая тело и душу свою обиталищем злых духов?

7. Из всего вышесказанного становится понятным, что такое Адам и Христос и как оба они наличествуют и живут в тебе. К сему необходимо разуметь и следующее. 1) От природы во Адаме все мы равны, никто не лучше другого, ибо мы все одинаково всецело повреждены и отравлены в душе и теле. Как говорит св. Павел в Послании к Римлянам: нет различия не только между иудеями и язычниками (Рим. 3, 22), но и между всеми людьми. Никто из нас пред Богом не лучше самого скверного человека и злодея. Хотя злобные свои расположения проявляет и не всякий, однако Бог судит всех людей по сердцу и по отравленному источнику наших действий. 2) Нет такого великого греха, которого человек не совершил бы по природе своей, если бы не был удерживаем Божиею благодатью; ибопо естеству мы неможем делать ничегоиного, как только творить самые страшные грехи (Иер. 13, 23). Если же вся наша жизнь не превращается в сплошной грех, то за это мы должны быть благодарны не своим силам и благоразумию, но благодати Божией, сохраняющей нас от грехов (Быт. 20, 6). Да послужит это нам к смирению и страху Божию, а также к тому, чтобы мы не презирали друг друга и не были беспечны. 3) Как во Адаме от природы все мы одинаково злы и в отношении греховного повреждения нашего естества не отличаемся друг от друга, – так во Христе мы сделались все одинаково добры и праведны. Ибо пред Богом никто не более праведен, чем другой человек. Христос есть праведность, оправдание, освящение и искупление всех нас (1 Кор. 1, 30; 6, 11), и во Христеникто не лучше другого,такжекак и воАдаме. Ибо как во Адаме отприроды мы все составляем одного человека и одно тело, до крайности заражённое и повреждённое, так и все верные во Христе суть один человек, одно тело, до высочайшей степени освящённое и очищенное чрез веру и Кровь Христову. Вот врачевство от духовной гордости – чтобы никто не считал себя пред Богом выше и лучше своих ближних, хотя бы он имел и больше дарований. Ибо как оправдание и спасение происходят от единой благодати,так ивседарования исходят от единой благодати и не являются нашею собственностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2086 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.