1. Практика ранних человеческих обществ. Истоки науки, уходят своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в которой нераздельно соединялись познавательные и производственные моменты. Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науке.
Отдаленной предпосылкой науки можно считать и мифологию, в которой впервые была реализована попытка построить целостную систему предоставлений об окружающей человека действительности. Но религиозно-антропоморфный характер этих представлений делал мифологию далекой от науки. Необходимы были так же определённые социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделения умственного и физического труда и открывающий возможность для систематических занятий наукой. Такие условия сложились к XI веку до нашей эры в Древней Греции.
2. Древнегреческая наука (Демокрит, 460-370 гг. до нашей эры; Аристотель 384-322 гг. до нашей эры и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появились традиции поиска объективных законов мировоззрения и др. Этот период ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид, III век до нашей эры), механики; (Архимед 287-212 гг. до нашей эры) и астрономии (Птоломей, II век до нашей эры).
3. Средневековая наука. В эпоху средневековья огромный вклад в развитие науки внесли учёные Арабского Востока а Средней Азии (Ибн Сина, 970-1037 гг.; Бируни, 973-1043 гг. и др.), сумевшие сохранить и развить древне-греческие традиции, обогатив науку в ряде областей знания: медицине, философии, математике, астрономии, физике, геологии, истории в др.
В Европе в это время получали широкое развитие схоластика, алхимия и астрология.
Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии (богословию), соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Алхимия – своеобразное явление культуры, получившее широкое распространение в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение неблагоприятных металлов в благородные с помощью «философского камня». Алхимия заложила традицию опытного изучения вещества и создала почву для возникновения химии.
Астрология – ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил (главным образом планет) якобы возможно предсказать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов. Астрология стимулировала на определённом этапе развитие наблюдательной астрономии и содействовала развитию её опытной базы.
4. Классическая наука. В современном понимании наука начала складываться в новое время (16 – 17 века) под влиянием потребностей развивающегося капиталистического производства. В этот период было подорвано господство религиозного мышления и наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни. К тому же, кроме наблюдения, наука берёт на вооружение эксперимент, который становиться ведущим методом исследования. Успехи науки этого времени (Галилей, 1564-1642 гг.; Декарт, 1595-1650 гг.; Ньютон, 1643-1727 гг. и др.) привели к тому, что она стала выступать как высшая культурная ценность. Именно в этот период произошла первая научная революция, приведшая к формированию механистической картины мира.
5. Современная наука. На рубеже 19 – 20 веков открытие электрона и радиоактивности, а также появление теории относительности Эйнштейна привело к кризису классической науки и, прежде всего к краху её философско-методологической основы – механического мировоззрения. Кризис разрешался новой революцией в науке. В ней резко возрос объём коллективного труда, появилась прочная взаимосвязь с техникой. Наука всё более превращается в непосредственную производительную силу общества, она составляет важнейший компонент научно-технической революции, её движущую силу.