Лекции.Орг


Поиск:




Тревога и многопечалование




 

Определенное сходство можно обнаружить между описаниями состояния тревоги в психологии и печали, многопечалования в православной аскетике.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный, смешанный, рассеянный или беспредметный страх (Психология. 1990).

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения" (Психологический словарь. 1983).

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психическую особенность. Это различие зафиксировано в понятиях "тревога" и "тревожность".

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в виде усиления сердцебиения, учащения дыхания, повышения артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижения порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

На психическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.

В психологии выделяют следующие виды тревожности:

1) Невротическая тревога – механизм развития неврозов (формируется на основе внутренних противоречий, например, завышенного уровня притязаний, неуверенности и страха, в результате прогнозирования возможности неудачи; недостаточно нравственно обоснованных мотивов поведения и мук совести при этом). Эта тревога приводит к неадекватному убеждению о существовании для личности угрозы со стороны других людей;

2) Ситуативная (характеризует состояние человека в данный момент);

3) Как черта личности – повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных и воображаемых опасностей (то, что можно назвать беспокойством, неадекватным "многопечалованием").

Тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной, структурированной, привычной для них обстановке. В новой ситуации происходит дезорганизация деятельности, поведения. Часто бывают срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности, выражение неудовлетворенности значимых потребностей человека.

Для тревожной личности характерно сверхответственное отношение к своим обязанностям, к своей деятельности, что вызывает у нее повышенную озабоченность – или на языке святоотеческого учения можно было бы, вероятно, сказать – многозаботливость, многопечалование.

Ведь говорил св. Григорий Богослов, что печаль – это "грызение сердца и смятение" (Гурьев. 2000). А по словам С.М. Зарина, печаль возникает либо от опасений, страхов за свою судьбу, либо от неразумных забот – многозаботливости (Зарин. 1996). Это прогноз неудачи в будущем как следствие неудовлетворенных страстных желаний в прошлом.

В целом можно сказать, что состояние тревожности (на языке психологии) или многопечалования (одного из восьми смертных грехов на языке православной аскетики), заключается в базовом недоверии себе, людям и, главное, Богу – неверии в Его помощь, заступничество и милосердие.

Уныние и депрессия

 

Уныние, писал С.М. Зарин, – это недовольство собой без ориентации на Бога, ориентация на свое страстное неупорядоченное эго.

Если человек ставит свое эго центром самобытия, то это ведет к безнадежной тоске и апатии, а далее – к духовной смерти (Зарин. 1996).

Уныние можно, вероятно, рассматривать как сильно выраженную тревожность, доходящую до депрессивно-мнительной формы.

Депрессия как психиатрический синдром характеризуется пониженным, подавленным настроением, которое сопровождается вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Депрессия, по статистике психиатров, самый распространенный синдром душевных заболеваний.

Уныние, безрадостность, хандра, меланхолия очень свойственны нашим современникам по наблюдению православного психиатра Д.А. Авдеева (Авдеев. 2001). Многие психиатры считают, что депрессия – болезнь современной цивилизации с ее непосильными требованиями к человеку. Все чаще на прием к психиатру приходят люди с так называемой экзистенциальной, или ноогенной, депрессией, которая обусловлена утратой или отсутствием смысла жизни.

Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но в среде ученых, пишет Д.А. Авдеев, не принято говорить о грехе как причине депрессии. "Задолго до научных психиатрических наблюдений святые отцы очень точно и достоверно описали этот недуг, – пишет он, – определив его духовными страстями уныния и печали" (там же, с. 14).

Депрессия – это сигнал души о ее неблагополучии, но это не плач ее о грехах, а мучения нераскаянной души. Именно в этом заключается различие между находящимся в депрессии верующим и неверующим человеком: верующий плачет и кается в своих грехах и получает облегчение, а у неверующего плач стоит в горле.

Общими моментами, объединяющими психологию и христианское учение о человеке, является также классификация чувств и "классы" отношений.

Классификация чувств у С.Л. Рубинштейна и у св. Феофана Затворника практически совпадают: оба называют чувства интеллектуальные (познавательные) (Рубинштейн) или теоретические (св. Феофан), эстетические (оба), моральные (Рубинштейн) или практические (как движение сердца у святителя).

То, что св. Феофан называет чувства низшими, чувственно-животными (волнение, поражение сердца аффектами), в психологии, скорее всего, соответствует представлениям об эмоциях – как кратковременных сильных аффектах, состоянию стресса, затмевающему ясность сознания и парализующему волю, способность к мобилизации и управлению собой.

В выделенных св. Феофаном Затворником "классах отношений" человека к Богу, к другим людям, к миру можно увидеть некое соответствие с теорией отношений личности, предложенной В.И. Мясищевым и разработанной в дальнейшем в отечественной психологии (Мясищев. 1960; Начала христианской психологии. 1995; Слободчиков, Исаев. 1995).

Классы отношений личности представляют ценностные ориентации человека, которые, безусловно, подкреплены положительными эмоциями и отражают направленность эмоциональной сферы личности.

Итак, пристрастные отношения к Богу, к миру, к другим людям являют собой устойчивые чувства человека, описанные в христианской антропологии; в психологии есть еще "класс отношений" человека к себе, но нет "класса отношений" к Богу. Христианская психология должна, вероятно, содержать все типы отношений: и к Богу, и к другому человеку, и к себе, и к миру.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

1466 - | 1353 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.