1. Сейчас, когда возрастают задачи эстетического воспитания, музыкальным инструментам и игрушкам отводится определенная роль, потому что именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, содействует развитию их музыкальных способностей. В процессе игры очень ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: воля, заинтересованность, развивается творчество. Дети открывают для себя новые краски музыкальных звуков, распознают ее красоту и гармонию. Играя на музыкальных инструментах, дети начинают лучше петь, чувствовать ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это стремление передать собственное внутреннее чувство, свой внутренний духовный мир. Систематическое использование игры на музыкальных инструментах вызывает у детей заинтересованность и расширяет их музыкальные впечатления.
Музицирование на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей. являющийся лучшей формой приобщения их совместному коллективному музицированию.
Основными целями являются:
· приобщить дошкольников к музыке;
· развить музыкально-творческие способности.
Включение музицирования в музыкальное занятии и в самостоятельную музыкально-творческую деятельность в учреждении дошкольного образования связано с решение следующих задач:
· стимулирование исполнительской деятельности детей на занятиях, вне занятий, в самостоятельной деятельности, в свободное время, в часы отдыха, а также во время праздников, развлечений и в семье;
· формирование у них художественного вкуса, интереса к игре на детских музыкальных инструментах;
· воспитание интереса к игре в оркестре, умению различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;
· активизация развития музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха.
Содержание обучения игре на ДМИ в учреждении дошкольного образования включает в себя:
· Задачи обучения по каждой возрастной группе (учебная программа дошкольного образования);
· Программный репертуар (доступный, несложный, удобный для запоминания и исполнения);
· Программные требования по каждой возрастной группе;
· Требования к музыкальным инструментам: быть хорошо настроенными, иметь чистый тембр, удобными по размеру и весу, с простой конструкцией, быть прочными, пригодными для частого использования в быту;
· Формы работы: индивидуальная, подгрупповая (ансамбль), групповая (оркестр);
· Методы и приёмы работы с детьми по каждой возрастной группе: использование музыкально-дидактических игр и пособий, проблемного использования наглядных, словесных, практических методов, игровых приёмов и заданий).
Таким образом музицирование на ДМИ дело сложное и успеха в нём можно достичь только при совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, который должен знать цели, задачи и содержание обучения в детском саду.
Все музыкальные инструменты можно разделить на:
1. незвучащие: (балалайки с нарисованными струнами, музыкальные лесенки, проигрыватель с пластинками);
Они используются с целью создания игры. Эти игрушки являются дидактическими и используются в младших группах.
2. звучащие:
- ударные (деревянные ложки, бубен, погремушки, ксилофон, металлофон, треугольник);
- ударно-клавишные (пианино, рояль);
- духовые (дудка, свирель, флейта, саксофон);
- клавишно-язычковые (баян, аккордеон);
- струнные (цимбалы, гусли, арфа).
2. Формы работы.
Существуют следующие формы работы по обучению игре на музыкальных инструментах:
1. Индивидуальное музицирование.
2. Игра в ансамбле (до 10 человек).
Детский оркестр – один из видов детского музицирования. Существуют следующие разновидности детского оркестра.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР
(количество не более 20 человек)
ШУМОВОЙ АСАМБЛЬ СМЕШАННЫЙ
Инструменты Одинаковые или Включают в себя
не имеют однотипные разные группы
звукоряда инструменты инструментов
3. Приемы и методы.
Каждая группа инструментов требует определенных навыков и умений игры на музыкальных инструментах.
К основным приемам относятся:
1. Выразительное исполнения музыкального произведения взрослым..
2. Знакомство с внешним видом.
3. Показ технических приемов игры.
4. Разучивание попевок на протяжении нескольких занятий индивидуально.
5. После хорошего изучения мелодии исполнители объединяются в ансамбль или оркестр.
Способы обучения игре на музыкальных инструментах:
по нотам по цветовым по слуху
или цифровым
обозначениям
Педагогу следует учитывать:
1. Последовательность своих заданий к детям.
2. Состав и количество инструментов подбирается из самой музыки (народная – шумовой оркестр, классическая – смешанный).
3. Следует учитывать силу звучания и тембр музыкальных инструментов.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
ВОПРОСЫ
1. Характеристика музыкальных инструментов. Детские музыкальные инструменты: классификация, характеристика, требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для детей.
2. Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания. Значение музицирования в музыкальном и общем развитии дошкольников.
3. Возрастные возможности детей в инструментальном музицировании. Задачи и содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
4. Практическое занятие – обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах.
5. Исполнение мелодий на ксилофоне и металафоне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 118-132.
2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.
3. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 76-85.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989. - С. 167-174.
4. Рады нова О.П. Беседы о музыкальных инструментах: Учеб. пособие к программе муз. развития детей дошк. и мл. шк. возраста «Музыкальные шедевры». — М., 1997.
5. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 118- 121.
6. Энциклопедический словарь юного музыканта/ Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. — М., 1985.