Музыкально-ритмические движения (ритмика) – вид музыкальной деятельности дошкольников, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Основой музыкально-ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он ставил прежде всего задачу развития музыкальных способностей. А также пластичности и выразительности движений.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
- воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- способствуют физическому совершенствованию организма.
Цель ритмики – в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
· учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;
· развивать основы музыкальной культуры;
· развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
· учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, тихая музыка и т.д.);
· формировать красивую осанку;
· учить выразительным движениям;
· развивать творческие способности: учить придумывать «свой» игровой образ, персонаж, «свою» пляску, комбинируя различные элементы танцевальных, физкультурных и сюжетно-образных движений.
В процессе музыкально-ритмической деятельности осуществляется разностороннее развитие детей:
Эстетическое – совершенствуются эстетические чувства, художественный и
музыкальный вкус; формируются музыкально-ритмические и двигательные навыки; развиваются музыкальные (музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) и творческие способности (в песенно-игровом и танцевально-игровом творчестве).
Интеллектуальное – развиваются умственные способности, психические,
познавательные.
Нравственное – воспитывается любовь к родной стране, природе, интерес к жизни других народов; формируются коллективизм, дисциплинированность, организованность и т.д.
Общефизическое – укрепляется организм дошкольников, формируется правильная осанка и походка, укрепляются сердечные мышцы, улучшается кровообращение, дыхательные процессы; развивается мускулатура; вырабатываются свойства движений: мягкость, пластичность, энергичность и др.
Эмоциональное - развиваются положительные эмоции, переживания удовольствия, непринужденности и т.д.
Таким образом, музыкально-ритмические движения – значительно более доступный и ранний вид музыкального исполнительства – имеют важное значение в музыкальном и всестороннем развитии личности дошкольника. Они должны целенаправленно и систематически осуществляться под руководством педагога в повседневной жизни дошкольного учреждения с учётом физического развития, возрастных и индивидуальных возможностей детей, в условиях интересной и увлекательной музыкально-ритмической деятельности, при соответствии характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Виды музыкально-ритмических движений:
1. Физические упражнения: основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения)
2. Танец – несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
3. Сюжетно-образные движения – имитация повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий.
На основе источников движений выделяют:
1. Музыкально-ритмические упражнения: подготовительные (предварительное разучивание отдельных видов движений) и самостоятельные (имеют более законченную форму, но в них нет сочетания различных образов и настроений, характерных для танцев или игр.
2. Танцы, пляски, хороводы: зафиксированные (имеют авторскую композицию движений, педагог точно следует ей при обучении) и свободные (все пляски и хороводы, которые придумывают сами дети)
3. Музыкальная игра – важный метод музыкальной деятельности. Делятся на: игра под инструментальную музыку (сюжетные, с передачей образа и не сюжетные, со сменой движений) и игра под пение, где композиция зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, хороводных построений. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает передачи образа в движении, углубляет музыкальное восприятие образа.
Основные принципы отбора репертуара.
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений
на примерах народной,классической и современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки;
-разнообразие движений(танцевальные, сюжетно-образные,физические упражнения).
Необходимо подбирать практический материал, с последующим усложнением музыкально-образного содержания музыки, её выразительных средств.
ВОПРОСЫ
1. Характеристика ритмики как вида исполнительской музыкальной деятельности детей. Музыка и движение в ритмике,
2. Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребенка. Цель и задачи ритмики.
3. Возрастные характеристики музыкально-ритмического развития дошкольников.
4. Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Разработать музыкально-ритмическую игру с пением на основе хороводных движений.
2. Разработать сюжетную музыкально-ритмическую игру.
3. Разработать несюжетную музыкально-ритмическую игру.
4. Составить музыкально-ритмическую импровизацию.
5. Используя сюжетно-образные движения составить пластический этюд.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 114—118.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 111-118. ' Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1981.
3. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1983. пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1984.
4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. — С. 4-38.
5. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 104-118.
6. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972. Ф р а н и о Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей дошк. и мл. шк. возраста / Общ. ред. Г.Я.Нугер. — М., 1989.