Необходимо заметить, что суицидальное поведение входит в широкий спектр реакций, называющихся самоповреждающим поведением. Спецификой такого поведения является тенденция преднамеренного нанесения человеком ущерба собственному телу. Ю.Р. Вагин (2003) рассматривает самоповреждающее поведение как попытку справиться с невыносимыми эмоциональными переживаниями (Ю.Р. Вагин, 2003).
В психологии нет однозначной трактовки этого понятия. В зарубежной литературе саморазрушающее поведение рассматривается как self - injury (SI)— «самоущерб», self - harm (S Н) — «самовред», self - inflictedviolence (SIV) — «причиненное себе насилие», self - ihjuriosbehavior (SIB) — «самоповреждающее поведение» (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990).
В.А. Тихоненко (1978) рассматривает саморазрушающее поведение как попытку привлечь внимание, способом социального взаимодействия (попытка что-то доказать), а не сознательным стремлением к смерти.
Ю.В. Попов, А.В. Бруг (2005), Ц.П. Короленко, Т.А. Донских (1590) и другие относят к группе саморазрушающего поведения не только суицидальное (с осознанным стремлением к смерти), но и несуицидальное (без понимания сущности) поведение.
Таким образом, рассматривать как суицидальное поведение мы будем широкий спектр действий, связанный с намеренным лишением себя жизни, не зависимо от степени осознавания данного действия.
Вопросы консультирования клиентов с выраженным аутодеструктивным паттерном поведения (адиктивное, самоповреждающее) мы будем рассматривать и в других параграфах данного учебника.
В литературе выделяются несколько типов суицидального поведения:
• истинно суицидальное поведение (так называемый истинный суицид), проявляющийся в преднамеренном лишении себя жизни;
• демонстративное суицидальное поведение (ложный суицид) в виде изображения лишения себя жизни, без реального стремления смерти. Суициданты данного типа всегда надеются на спасение;
• аффективный суицид, характеризующийся аффективной реакцией на события;
• индуцированное суицидальное поведение. Суицид, совершаемый под влиянием значимого окружения. Чаще свойственен подростковому возрасту.
Рассматривая вопрос суицидального риска, необходимо разделять факторы, условия и поводы для активизации суицидального поведения.
Рассматривая факторы суицидального риска, отметим их биологическую, психологическую и социальную составляющую. Р. Кочунас (1999), ссылаясь на Г. Хембли, выделяет ряд факторов, увеличивающих риск суицида, это: возраст (подростковый и пожилой), мужской пол, чувство одиночества, отсутствие детей, склонность к аддиктивному поведению, депрессия, безысходность, комплексы, потеря смыла жизни, соматические заболевания, психические заболевания, травматические события. Нередко суицид выступает в виде формы гнева и печали.
По данным ВОЗ (1992), выделяются 4 группы риска суицидальной активности:
• страдающие депрессивными расстройствами (каждый шестой из этой группы осуществляет самоубийство);
• страдающие другими психическими заболеваниями (в частности, шизофренией);
• совершившие суицидальную попытку;
• страдающие хроническим алкоголизмом, каким-либо видом токсикомании или лекарственной зависимостью.
По данным украинских психиатров, к группам высокого суицидального риска можно также отнести лиц старше 60 лет, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС.
Анализ литературных источников и наши исследования на протяжении ряда лет позволили сделать вывод, что фактором суицидального поведения может быть акцентуация характера. Значимым компонентом детерминации суицидального поведения на наш взгляд выступают волевые расстройства.
Условиями суицидального поведения может считаться комплекс явлений, делающих суицид возможным (например, идея о том, что данный способ работает как метод решения проблем), включая доступность совершения суицидальных действий и личностные состояния человека, например депрессия, тревожность и т.д.
Поводом суицидального поведения может служить любое событие, которое является толчком к действию. Это событие не является причиной суицида, а работает по методу последней капли. Для подростков таким событием может быть ссора с родителями или друзьями. Для взрослых — конфликт, серьезное заболевание, смерть близкого и т.д.
Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. Серьезными препятствиями для совершения самоубийства или причинения себе вреда могут служить такие факторы, как высокая самооценка, религиозность, анализ происходящего, контроль своего поведения, негативное отношение к суициду как проявлению слабости, способность надеяться на лучшее и возможность найти выход из сложной жизненной ситуации, а также отсутствие наблюдателей или публики, наличие сублимации конфликтов через творческую реализацию, чувство юмора, тяга к жизни.
Крайне сложны вопросы повторения суицидальных попыток. Не один специалист не может предугадать будет ли человек совершать повторную попытку суицида. Однако выделяется комплекс маркеров, которые могут служить индикаторами будущего рецидивирования суицидального поведения: алкоголизм, токсикомания; асоциальное поведение, «социопатия»; безработица; низкая профессиональная квалификация; наличие психического заболевания с предшествующим амбулаторным или стационарным лечением в психиатрической больнице; преклонный возраст; социальное одиночество; вдовство, разводы; случаи насилия; предшествующие суицидальные попытки.
Рассматривая теории, объясняющие возникновение суицидального поведения, необходимо отметить, что все они по разному трактуют причины суицида.
Психоаналитическая теория суицид рассматривает как трансформацию присущего человеку инстинкта смерти. Причины, по которым такая трансформация произошла, варьируются в зависимости от идей автора и специфики его взглядов на природу смерти. Так, К. Хорни рассматривает суицид как возникновение у человека чувства несоответствия стандартам социального окружения. Г. Саливан рассматривает суицид как перенос индивидом на себя враждебное отношение к окружающим.
Мотивационная концепция суицида рассматривает суицидальное поведение как попытку избавиться от душевной боли, порожденной фрустрированием индивидуально-значимых потребностей человека.
Когнитивно-поведенческий подход рассматривает суицидальное поведение как неадаптивную личностную реакцию, возникающую в ситуации жизненного кризиса.
Клинико-психологическая теория рассматривает суицидальное поведение как результат социально-психологической дезадаптации, возникающей на основе суицидогенного конфликта.
Э. Дюркгейм в своей работе «Самоубийство» (1897) выделяет четыре типа суицида: эгоистический, связанный с ощущением своего отчуждения и разъединения с обществом; альтруистический — жертвовать собой на благо общества; аномический, связанный с ощущением бесправия и невозможностью адаптации в современном обществе; фаталистический.
Диагностирование готовности к суициду достаточно затруднено. Считается, что в психологии вообще нельзя пропускать мимо внимания суицидальные заявления клиента. Однако необходимо учитывать, что мысль о суициде рано или поздно приходит в голову практически любому человеку, однако при высокой витальной активности такая мысль достаточно быстро исчезает или даже пугает человека. У человека с низкой витальной активностью такая мысль может становиться навязчивой.
В рамках консультирования клиента, при наличии у него суицидальной мысли, необходимо оценить степень сформированности суицидальных намерений, наличие суицидального плана и возможность его выполнения. Особенно внимательно необходимо отнестись к клиентам, имеющим перечисленные выше факторы повышения уязвимости.
Анализ различной литературы, рассматривающей вопросы работы с суицидантами, позволяет выделить четыре параметра, которые необходимо оценить для диагностики опасности суицидальных действий:
а) разработанный план и метод суицидальных действий (их доступность и легкость в выполнении, степень опасности для летального исхода);
б) наличие попыток самоубийства в прошлом, особенно в период до трех месяцев;
в) наличие события, побудившего к выбору аутоагрессивного поведения, его сочетаемость с другими жизненными событиями человека (их количество, степень влияния на человека);
г) наличие подготовительных процедур к концу жизни (написание завещания, прощальных записок, распоряжений).
В настоящее время арсенал методик и техник для диагностики суицидального риска и склонностей достаточно велик. Наиболее известные на данный момент:
• диагностическое интервью с семейным анамнезом;
• тест Личко «ПДО»;
• опросник суицидального риска (ОСР), адаптация И.Ю. Беляковой, А. Г. Шмелева;
• методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» (Иматон), основанная на измерении психофизиологических реакций (авторы М.В. Зотов и В.М. Петрукович);
• методика выявления суицидального риска у детей (авторы А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Диагностирует аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения;
• опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Диагностирует уровень сформированности суицидальных намет рений. Для учащихся 8—11 класса;
• тест «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин, 1998);
• тест «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин, 1998);
• «Шкала суицидальной интенции» (А.Т. Веск),
В любом случае, независимо от типа суицида, его осознанности, с суицидальным поведением работают как с истинным.
Способы оказания воздействия
Работая с суицидальным поведением, выделят несколько концептуальных моделей, в рамках которых формируются основные подходы к оказанию помощи.
Медицинская модель рассматривает суицид как попытку привлечения внимания к собственным проблемам, своеобразный крик о помощи, связанный с эмоциональным или психологическим кри$и-сом. В рамках этой модели как основные задачи выступают: снижение аутоагрессии через психологические методы, с дополнительным медикаментозным и терапевтическим воздействием.
Социологическая модель рассматривает суицид как социальное явление, предотвращение которого должно проходить на уровне всего общества, предотвращение которого связанно с повышенным вниманием к группам риска.
Экологическая модель предусматривает контроль и ограничение доступа к средствам и инструментам аутоагрессии, так как наличие доступа к таким средствам в социальном окружении считается основой формирования аутодеструктивной тенденции. Таким образом, под контроль должны быть взяты потенциально опасные средства, например высотные дома, доступ к смертельно опасным ядам и т.д.
Психологическая модель направлена на выделение психологических детерминант суицида и формирование витальной активности.