Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что слу­чилось в Рай­ском са­ду?




Один из са­мых рас­простра­нен­ных ми­фов от­но­сит­ся к гре­хопа­дению пер­вых лю­дей. От не­воцер­ковлен­ных лю­дей до­воль­но час­то мож­но ус­лы­шать сле­ду­ющее мне­ние об этом со­бытии: Адам и Ева, на­ев­шись яб­лок (по­чему-то зап­ре­щен­ных к упот­ребле­нию) спря­тались в кус­тах и впер­вые пре­дались там плот­ской люб­ви. За что и бы­ли с по­зором из­гна­ны из Рая. Та­ким об­ра­зом, все, что свя­зано с ин­тимной жизнью че­лове­ка, яко­бы — гре­хов­но.

Это мне­ние да­ет наг­лядный при­мер то­го, что мо­жет про­изой­ти с ре­лиги­оз­ным соз­на­ни­ем на­рода в от­дель­но взя­той стра­не, где семь­де­сят лет лю­ди мог­ли зна­комить­ся со Свя­щен­ным Пи­сани­ем ис­клю­читель­но по лек­ци­ям Со­юза во­инс­тву­ющих без­божни­ков (впос­ледс­твии стыд­ли­во пе­ре­име­нован­но­го в об­щес­тво «Зна­ние»). Че­лове­ку, ко­торый хо­тя бы од­нажды дер­жал в ру­ках Биб­лию, по­доб­ный бред ни­ког­да не при­шел бы в го­лову. По­тому что на пер­вых же ее стра­ницах яс­но на­писа­но: Адам поз­нал свою же­ну уже пос­ле из­гна­ния из Рая, а сле­дова­тель­но — пос­ле гре­хопа­дения, ко­торое, та­ким об­ра­зом, ну ни­как не мог­ло зак­лю­чать­ся в плот­ском со­итии пер­вых лю­дей. Бо­лее то­го, Апос­тол Па­вел пря­мо пи­шет, что «брак — чес­тен, и ло­же — нес­квер­но есть…» (Евр 13:4). А Цер­ковь уже в се­реди­не треть­его ве­ка вы­рази­ла свое от­но­шение к по­ловой жиз­ни в бра­ке, оп­ре­делив в пер­вом пра­виле Гангрско­го Со­бора: «Аще кто по­рица­ет брак, и же­ною вер­ною и бла­гочес­ти­вою, с му­жем сво­им со­вокуп­ля­юще­юся, гну­ша­ет­ся, или по­рица­ет оную, яко не мо­гущую вни­ти в царс­твие: да бу­дет под клят­вою (т. е. — от­лу­чен)».

Но тог­да что же та­кое гре­хопа­дение — с хрис­ти­ан­ской точ­ки зре­ния? Цер­ковь ут­вер­жда­ет, что на­руше­ние пер­вы­ми людь­ми за­пове­ди Бо­жи­ей — не прос­то их лич­ный пос­ту­пок, имев­ший для них пе­чаль­ные пос­ледс­твия. В хрис­ти­ан­ском ве­ро­уче­нии гре­хопа­дение рас­смат­ри­ва­ет­ся как — гло­баль­ная ка­тас­тро­фа, ко­торая по­рази­ла не толь­ко Ада­ма и Еву, но и все их по­томс­тво и да­же весь сот­во­рен­ный мир на мно­го ты­сяче­летий впе­ред. По­чему же так по­лучи­лось?

Сог­ласно цер­ковно­му пре­данию, Бог сот­во­рил че­лове­ка, вло­жив в его ес­тес­тво на­чат­ки все­го, что бы­ло сот­во­рено Им ра­нее. Че­ловек на­зыва­ет­ся в хрис­ти­ан­ской тра­диции — вен­цом тво­рения, по­тому что весь сот­во­рен­ный мир был пред­став­лен в его ес­тес­тве, и бла­года­ря это­му он об­ла­дал та­кой пол­но­той ве­дения об этом ми­ре, ко­торую сов­ре­мен­ным уче­ным не­воз­можно да­же во­об­ра­зить. При этом, Бог, соз­да­вая че­лове­ка по Об­ра­зу и По­добию Сво­ему, вло­жил в не­го ду­хов­ное на­чало. Че­ловек ока­зал­ся единс­твен­ным ду­хов­но-те­лес­ным су­щес­твом во Все­лен­ной, и в этой двой­ствен­ности сво­ей при­роды он до сих пор уни­кален и не­пов­то­рим. По Бо­жес­твен­но­му За­мыс­лу он дол­жен был объ­еди­нять в се­бе ма­тери­аль­ную все­лен­ную с ду­хов­ным ми­ром. Пред­стоя Бо­гу от ли­ца все­го ма­тери­аль­но­го ми­ра, че­ловек в то же вре­мя гос­подс­тво­вал над этим ми­ром, как пол­новлас­тный пред­ста­витель его Твор­ца. Та­ким об­ра­зом, Адам был ца­рем при­роды по са­мому сво­ему ес­тес­тву. Все тво­рение бы­ло приз­ва­но че­рез не­го иметь ра­дость бы­тия в люб­ви и еди­нении со сво­им Соз­да­телем.

Но имен­но это единс­тво вза­им­ной люб­ви и бы­ло раз­ру­шено в гре­хопа­дении. На­рушив по под­сказ­ке са­таны за­поведь о нев­ку­шении пло­дов с дре­ва поз­на­ния доб­ра и зла, че­ловек, по су­ти — со­вер­шил пре­датель­ство по от­но­шению к Бо­гу. Он пе­рес­ту­пил не­кую грань в от­но­шении к сво­ему Соз­да­телю, и для люб­ви за этой гранью мес­та уже не ос­та­валось. Че­ловек как бы ска­зал Бо­гу: «Ты го­воришь, «не вку­шай этих пло­дов, по­тому что ум­решь»? Я Те­бе не ве­рю. Са­тана го­ворит, что, вку­сив их, я ста­ну во всем ра­вен Те­бе. А зна­чит, смо­гу жить без Те­бя. Про­щай». Это ду­шев­ное ус­тро­ение и ста­ло тем страш­ным ре­зуль­та­том на­руше­ния за­пове­ди, о ко­тором Бог пре­дуп­реждал че­лове­ка. Стрем­ле­ние к бы­тию без Бо­га глу­боко вош­ло в че­лове­чес­кую при­роду и пов­ре­дило ее до ос­но­вания.

По Божь­ему за­мыс­лу, че­ловек был впи­сан в об­щую кар­ти­ну ми­роз­да­ния как — на­мес­тник Бо­га на Зем­ле. От­пав от Твор­ца, он, ко­неч­но же, не стал рав­ным сво­ему Соз­да­телю. А вот царс­твен­ное пред­назна­чение свое ут­ра­тил. И ког­да вмес­то во­ли Бо­жи­ей че­ловек на­чал ис­полнять свою во­лю, сот­во­рен­ный мир прос­то пе­рес­тал его вос­при­нимать. Зем­ля пе­рес­та­ла да­вать ему свои пло­ды, зве­ри на­чали на не­го охо­тит­ся, он стал за­висеть от по­год­ных ус­ло­вий, бо­ят­ся хо­лода, жа­ры, дож­дя и сне­га… Из ца­ря при­роды, че­ловек прев­ра­тил­ся все­го лишь в ее часть, под­чи­нен­ную об­щим за­конам ма­тери­аль­но­го ми­ра. Но са­мым страш­ным ре­зуль­та­том гре­хопа­дения ока­залось да­же не это. Пос­лу­шав од­нажды со­вет ди­аво­ла, че­ловек, в сущ­ности — ис­полнил его же­лание. Ина­че го­воря, по­желав об­рести не­зави­симость от Бо­га, он тут же при­нял­ся ис­полнять во­лю са­таны. Ис­кусно уп­равляя же­лани­ями че­лове­ка, дь­явол по­лучил власть не толь­ко над ним, но и над ма­тери­аль­ным ми­ром. По­это­му Хрис­тос в Еван­ге­лии и на­зыва­ет са­тану «кня­зем ми­ра се­го». Его власть, ко­неч­но же, не яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной, она ог­ра­ниче­на Бо­жи­им Про­мыш­ле­ни­ем о ми­ре. Но суть от это­го не ме­ня­ет­ся — свое цар­ское пред­назна­чение на Зем­ле че­ловек доб­ро­воль­но ус­ту­пил дь­яво­лу. Это и бы­ло тем тра­гичес­ким для всей Все­лен­ной ре­зуль­та­том гре­хопа­дения, о ко­тором Биб­лия рас­ска­зыва­ет та­кими прос­ты­ми сло­вами.

Бо­лезнь и Врач

Но воз­ни­ка­ет воп­рос: а по­чему все мно­гочис­ленные по­коле­ния по­том­ков Ада­ма и Евы дол­жны нес­ти от­ветс­твен­ность за гре­хопа­дение пра­роди­телей? Ведь их де­ти, вну­ки, прав­ну­ки, и уж тем бо­лее та­кие от­да­лен­ные по­том­ки как мы не мо­жем быть ви­нов­ны­ми в том, что пер­вые лю­ди на­руши­ли за­поведь. По­чему же мы рож­да­ем­ся и жи­вем в ми­ре, ко­торый по-преж­не­му на­ходит­ся во влас­ти гре­ха и на­пол­нен жес­то­костью, не­навистью, стра­дани­ем? По­луча­ет­ся, Бог на­казы­ва­ет де­тей за гре­хи ро­дите­лей? Но в та­ком слу­чае, это, на­вер­ное, очень жес­то­кий и нес­пра­вед­ли­вый Бог.

При­мер­но так выг­ля­дит еще од­но рас­простра­нен­ное заб­лужде­ние, свя­зан­ное с те­мой гре­ха. Оно выз­ва­но спе­цифи­чес­ким по­нима­ни­ем проб­ле­мы, ко­торое на язы­ке бо­гос­ло­вия на­зыва­ет­ся «юри­дичес­кой те­ори­ей спа­сения». Суть его зак­лю­ча­ет­ся в том, что грех рас­смат­ри­ва­ет­ся как прес­тупле­ние, Бог — как судья, при­чем очень тре­бова­тель­ный и стро­гий, а че­ловек — как прес­тупник, ко­торый обя­затель­но дол­жен по­нес­ти тя­желое на­каза­ние. Это по­нима­ние гре­ха ха­рак­терно для ка­толи­чес­ко­го и про­тес­тант­ско­го бо­гос­ло­вия. Не вда­ва­ясь в его под­робнос­ти, нуж­но прос­то от­ме­тить важ­ный мо­мент: в та­ком бо­гос­ло­вии пред­по­лага­ет­ся, буд­то в Ада­ме лич­но сог­ре­шили все пос­ле­ду­ющие по­коле­ния лю­дей, не ис­клю­чая и нас с ва­ми. Ви­на за грех Ада­ма ло­жит­ся на всех его по­том­ков. Сле­дова­тель­но, де­ти ока­зыва­ют­ся пря­мыми от­ветчи­ками за прес­тупле­ния пра­роди­телей. И не сто­ит ис­кать здесь не толь­ко люб­ви, но и эле­мен­тарной спра­вед­ли­вос­ти.

Пра­вос­лавное же бо­гос­ло­вие ис­поль­зу­ет со­вер­шенно иные ка­тего­рии. Для не­го грех — это смер­тель­ное за­боле­вание, че­ловек — тя­жело боль­ной па­ци­ент, а Бог — лю­бящий врач. И это не прос­то кра­сивый об­раз, ис­поль­зо­ван­ный ка­ким-то ав­то­ром с ху­дожес­твен­ной целью. Шес­той Все­лен­ский Со­бор пря­мо оп­ре­деля­ет грех — как бо­лезнь ду­ши. А в ли­тур­ги­чес­кой прак­ти­ке Пра­вос­лавной Цер­кви та­кое по­нима­ние гре­ха вы­раже­но в мно­гочис­ленных мо­лит­восло­ви­ях (са­мые из­вес­тные из них — в чи­не Ис­по­веди. Че­лове­ку, ис­по­веда­юще­му свои гре­хи, го­ворит­ся: «Внем­ли убо, по­неже бо при­шел еси во вра­чеб­ни­цу да не не­ис­це­лен оты­деши»).

При та­ком по­нима­нии гре­ха лег­ко по­нять, по­чему по­том­ки стра­да­ют из-за гре­хопа­дения пра­роди­телей. Се­год­ня всем из­вес­тно, что мно­жес­тво серь­ез­ных за­боле­ваний име­ют нас­ледс­твен­ную при­роду. Ни­кого не удив­ля­ет, что де­ти ал­ко­голи­ков, нап­ри­мер, мо­гут иметь врож­денную пред­распо­ложен­ность к ал­ко­голиз­му, не го­воря уже о це­лом бу­кете со­путс­тву­ющих за­боле­ваний. И ес­ли грех — это бо­лезнь, зна­чит, он впол­не мо­жет пе­реда­вать­ся по нас­ледс­тву.

Вся­кая бо­лезнь при­чиня­ет стра­дание, или, го­воря по-сла­вян­ски — страсть. Пос­ледс­твия гре­ха в пра­вос­лавной ас­ке­тике так­же на­зыва­ют­ся страс­тя­ми, пос­коль­ку они при­чиня­ют че­лове­ку стра­дание, му­ча­ют его. Пре­подоб­ный Ма­карий Еги­пет­ский упо­доб­ля­ет рас­простра­нение пос­ледс­твий гре­хопа­дения на по­том­ков Ада­ма — дей­ствию дрож­жей на тес­то. «Как прес­ту­пив­ший за­поведь, Адам при­нял в се­бя зак­васку страс­тей, так и ро­див­ши­еся от не­го, и весь род Ада­мов, по пре­емс­тву ста­ли при­час­тни­ками оной зак­васки; а при пос­те­пен­ном пре­ус­пе­янии и воз­раста­нии до то­го уже ум­но­жились в лю­дях гре­хов­ные страс­ти, что прос­терлись они до пре­любо­де­яний, не­пот­ребств, идо­лос­лу­жений, убий­ств и дру­гих не­пот­ребных дел, по­ка все че­лове­чес­тво не вскис­ло по­рока­ми».

В рус­ской ли­тера­туре есть про­из­ве­дение, очень точ­но опи­сыва­ющее раз­ру­шитель­ное дей­ствие гре­ха. Это сти­хот­во­рение Зи­на­иды Гип­пи­ус, ко­торое так и на­зыва­ет­ся «Грех»:

И мы прос­тим, и Бог прос­тит.
Мы жаж­дем мес­ти от нез­нанья
Но злое де­ло — воз­да­янье
Са­мо в се­бе, та­ясь, хра­нит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не на­до мстить, не нам от­мщенье.
Змея са­ма, свер­нувши звенья,
В свой собс­твен­ный вопь­ет­ся хвост.
И мы прос­тим, и Бог прос­тит.
Но грех про­щения не зна­ет,
Он для се­бя се­бя хра­нит,
Сво­ею кровью кровь смы­ва­ет,
Се­бя во­веки не про­ща­ет —
Хоть мы прос­тим, и Бог прос­тит…

Пре­подоб­ный Иса­ак Си­рин го­ворил, что греш­ник по­добен псу, ко­торый ли­жет пи­лу и пь­яне­ет от вку­са собс­твен­ной кро­ви. Та­ким об­ра­зом, воп­рос о жес­то­ком на­каза­нии за грех поп­росту от­па­да­ет как оче­вид­ная бес­смыс­ли­ца. Боль­но­го и стра­да­юще­го че­лове­ка не нуж­но на­казы­вать, пос­коль­ку он сам се­бя уже на­казал. Его нуж­но ле­чить. По­это­му Бог в пра­вос­лавном по­нима­нии не судья, и уж ни­как не па­лач, при­водя­щий при­говор в ис­полне­ние. Хрис­тос — это Врач, при­шед­ший ис­це­лить сот­во­рен­ное Им че­лове­чес­тво, жес­то­ко стра­да­ющее от смер­то­нос­ной бо­лез­ни. В ут­реннем пра­виле есть чуд­ная мо­лит­ва к Бо­жи­ей Ма­тери, где так и го­ворит­ся: «…Вра­ча рож­дшая, ув­ра­чуй ду­ши мо­ея мно­голет­ныя страс­ти».

Смер­то­нос­ный про­мах

У свя­тых от­цов есть раз­де­ление гре­ха на три ка­тего­рии: пер­во­род­ный, ро­довой и лич­ный. Пер­во­род­ный и ро­довой грех — это гре­хов­ное по­раже­ние че­лове­чес­кой при­роды, та са­мая, нас­ледс­твен­ная бо­лезнь, о ко­торой бы­ло ска­зано вы­ше. И толь­ко лич­ные гре­хи че­лове­ка под­ра­зуме­ва­ют пер­со­наль­ную его ви­ну и от­ветс­твен­ность за со­де­ян­ное. Об этом сто­ит по­гово­рить под­робнее.

Ес­ли мы по­пыта­ем­ся оп­ре­делить сущ­ность гре­ха, то с удив­ле­ни­ем об­на­ружим, что этой сущ­ности прос­то нет. Свя­титель Ва­силий Ве­ликий пи­сал: Зло есть ли­шение доб­ра. Сот­во­рен глаз; а сле­пота про­изош­ла от по­тери глаз. По­это­му, ес­ли бы глаз по при­роде сво­ей не под­ле­жал пор­че, не име­ла бы мес­та сле­пота. Так и зло не са­мо по се­бе осу­щест­вля­ет­ся, но сле­ду­ет за пов­режде­ни­ями ду­ши.

Са­мо зло в пра­вос­лавном ве­ро­уче­нии не­суб­стан­ци­ональ­но, и яв­ля­ет­ся ни чем иным, как — ис­ка­жени­ем доб­ра, па­рази­тиро­вани­ем на том, что Бог сот­во­рил из­на­чаль­но доб­рым и чис­тым. Так, об­ра­зова­ние ржав­чи­ны воз­можно лишь при на­личии же­леза, а бо­лезнь воз­можна толь­ко при на­личии здо­ровья.

Грех па­рази­тиру­ет на здо­ровых им­пуль­сах че­лове­чес­кой при­роды. Все на­ши вле­чения (вклю­чая сек­су­аль­ные и про­чие фи­зи­оло­гичес­кие пот­ребнос­ти), с точ­ки зре­ния пра­вос­лавной ас­ке­тики, нуж­ны, доб­ры и за­ложе­ны в нас Гос­по­дом. А грех рож­да­ет­ся как не­вер­но, не вов­ре­мя и нев­по­пад ре­али­зован­ное дви­жение на­шего ес­тес­тва, доб­рое в сво­ей ос­но­ве. Прос­той при­мер: че­ловек хо­чет есть. Прос­тая и впол­не ес­тес­твен­ная пот­ребность, не прав­да ли? Но вот удов­летво­рить ее мож­но очень раз­ны­ми спо­соба­ми: мож­но прос­то по­жарить се­бе я­ич­ни­цу, а мож­но отоб­рать зав­трак у пер­воклас­сни­ка. Мож­но взять день­ги и пой­ти в хо­роший рес­то­ран, а мож­но по­обе­дать в этом рес­то­ране и сбе­жать, не зап­ла­тив по сче­ту. Мож­но уто­лить свой го­лод, а мож­но объ­есть­ся и уме­реть от за­воро­та ки­шок. Со­вер­шенно оче­вид­но, что грех рож­да­ет­ся не в бо­годан­ной при­роде че­лове­ка, а в ту­мане его лич­но­го вы­бора, как — не­вер­но выб­ранное нап­равле­ние дей­ствия его во­ли.

Во­об­ще, гре­чес­кое сло­во амар­тиа, обоз­на­ча­ющее грех, бук­валь­но пе­рево­дит­ся как «про­мах». Про­махи­ва­ет­ся же че­ловек от­то­го, что стре­ля­ет не в ту цель. Со­вер­шая грех, он на­цели­ва­ет­ся на что-то, по­падет, но по­том ока­зыва­ет­ся, что цель эта бы­ла лож­ной, ил­лю­зор­ной и, кро­ме вре­да этот «выс­трел» ни­чего ему не при­нес. Бог ста­вил пе­ред ним сов­сем дру­гую цель, но че­ловек сво­им ду­хов­ным зре­ни­ем, пом­ра­чен­ным страс­тя­ми, ее да­же не за­метил. Эти про­махи ра­нят преж­де все­го са­мого че­лове­ка, ка­лечат его, и в кон­це кон­цов — уби­ва­ют.

Во вто­рой по­лови­не двад­ца­того ве­ка, ког­да на­ука на­чала ак­тивно изу­чать де­ятель­ность моз­га выс­ших жи­вот­ных, фи­зи­оло­гами был пос­тавлен лю­бопыт­ный эк­спе­римент. В моз­гу кры­сы бы­ли най­де­ны нер­вные цен­тры, фор­ми­ру­ющие им­пуль­сы удо­воль­ствия. В эти цен­тры бы­ли вжив­ле­ны элек­тро­ды, а кры­су на­учи­ли на­жимать мор­дочкой на пе­даль, по­да­ющую на них сла­бый ток. Уче­ные со­бира­лись ис­сле­довать по­веде­ние кры­сы пос­ле то­го, как она на­учит­ся по­лучать удо­воль­ствие в об­ход за­конов сво­ей, кры­синой при­роды. Но их ожи­дало ра­зоча­рова­ние. Кры­са жа­ла на пе­даль до тех пор, по­ка не сдох­ла от жаж­ды и го­лода. Стрем­ле­ние к неп­ре­рыв­но­му нас­лажде­нию по­беди­ло в ней все ес­тес­твен­ные пот­ребнос­ти и да­же — страх смер­ти. На­вер­ное, так уми­ра­ют лю­ди, имев­шие нес­частье прис­трас­тить­ся к тя­желым нар­ко­тикам…

 

За­меча­тель­ный ан­глий­ский пи­сатель-хрис­ти­анин Клайв Ль­ю­ис в «Хро­никах Нар­нии» пи­сал: «Каж­дый че­ловек по­луча­ет в жиз­ни то, че­го хо­чет. Но не каж­дый пос­ле это­му рад». Бог соз­дал че­лове­ка сво­бод­ным в вы­боре меж­ду доб­ром и злом, и ни­ког­да не от­ни­мал у не­го этой сво­боды. Всю че­лове­чес­кую жизнь Бог тер­пе­ливо ждет, ког­да че­лове­ку на­до­ест ка­лечить се­бя гре­хами. И ес­ли тот пой­мет, что смер­тель­но бо­лен и об­ра­тит­ся к Бо­гу за по­мощью, Гос­подь ис­це­лит ра­ны, ко­торые че­ловек сам на­носил се­бе всю жизнь. А ес­ли пос­чи­та­ет се­бя здо­ровым, то прос­то убь­ет се­бя собс­твен­ны­ми гре­хами, по­тому что да­же все­могу­щий Бог не мо­жет спас­ти нас воп­ре­ки на­шей во­ле.

И на рек­ламных щи­тах ря­дом со сло­вом «грех» вмес­то ге­ро­ичес­ко­го про­филя Брю­са У­ил­ли­са пра­виль­нее бы­ло бы изоб­ра­зить сов­сем дру­гую кар­тинку. Сим­вол гре­ха — это мер­твая кры­са, ут­кнув­ша­яся мор­дочкой в за­вет­ную пе­даль.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.