Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ро­див­ший­ся на стра­дания




Есть в ми­фоло­гии «уми­ра­ющие и вос­кре­са­ющие бо­ги». Они рож­да­ют­ся, жи­вут на Зем­ле сре­ди лю­дей, по­том уми­ра­ют, как пра­вило, на­силь­ствен­ной смертью, по­том вос­кре­са­ют. Ка­жет­ся, вот она — пря­мая ана­логия Еван­гель­ским со­быти­ям! Но раз­ли­чие есть, и раз­ли­чие — кар­ди­наль­ное. Де­ло в том, что смерть язы­чес­ких бо­гов бес­смыс­ленна, слу­чай­на, и уж ни­как не доб­ро­воль­на. Обыч­но, они да­же не по­доз­ре­ва­ют о сво­ей гря­дущей ги­бели, как, нап­ри­мер, еги­пет­ский бог Оси­рис, ко­торо­го хит­ростью за­мани­ва­ет в ло­вуш­ку и уби­ва­ет его злой брат Сет.

В Еван­ге­лии мы ви­дим со­вер­шенно иную си­ту­ацию. Хрис­тос всег­да знал, что ро­дил­ся для при­нятия страш­ной смер­ти на крес­те. Он осоз­нанно идет на стра­дания и смерть, вы­неся всю му­ку по­нима­ния то­го, на что Се­бя об­ре­ка­ет. Этой му­кой бы­ли ис­полне­ны сло­ва Хрис­та, ког­да Он мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду и про­сил лю­бимых уче­ников по­быть с Ним ря­дом: «И, взяв с Со­бою Пет­ра и обо­их сы­новей Зе­веде­евых, на­чал скор­беть и тос­ко­вать. Тог­да го­ворит им И­исус: ду­ша Моя скор­бит смер­тель­но; по­будь­те здесь и бодрствуй­те со Мною. И, отой­дя нем­но­го, пал на ли­цо Свое, мо­лил­ся и го­ворил: От­че Мой! Ес­ли воз­можно, да ми­ну­ет Ме­ня ча­ша сия; впро­чем, не как Я хо­чу, но как Ты» (Мф.26:37–39).

Пос­ле этой мо­лит­вы ста­новит­ся по­нятен смысл слов Эпи­кура о бо­гах, ко­торые ни­ког­да не пой­дут на то, что­бы сде­лать­ся «людь­ми дей­стви­тель­ны­ми». Прос­то ни один языч­ник не мо­жет уви­деть в сво­их бо­жес­твах та­кого му­жес­тва и си­лы ду­ха.

Бог. Че­ловек. Кос­мос

Язы­чес­кие бо­ги всег­да про­води­ли чет­кую гра­ницу меж­ду со­бой и смер­тны­ми. Да­же по­лубо­ги, рож­денные от со­юзов бо­гов с людь­ми, ста­нови­лись для олим­пий­цев вра­гами и кон­ку­рен­та­ми. В хрис­ти­анс­тве, нап­ро­тив, Бог нас­толь­ко приб­ли­зил­ся к лю­дям, что стал од­ним из них.

И тут вста­ет са­мый важ­ный воп­рос: а за­чем все это бы­ло нуж­но? Мак­сим Ис­по­вед­ник пи­шет об этом так: «Бог сло­во, сын Бо­га От­ца для то­го и стал че­лове­ком и сы­ном че­лове­чес­ким, что­бы со­делать че­лове­ков бо­гами и сы­нами Бо­жи­ими». Или в дру­гом мес­те: «что­бы че­лове­ка со­делать бо­гом, че­рез со­еди­нение с Со­бой». Ни боль­ше, ни мень­ше! И мы ви­дим в ис­то­рии хрис­ти­анс­тва мно­жес­тво лю­дей, ко­торые смог­ли вос­при­нять этот бес­ценный дар Бо­га че­лове­чес­тву. Цер­ковь име­ну­ет их — свя­тыми.

Но и это еще не все. Не толь­ко че­лове­чес­тво по­лучи­ло во Хрис­те ис­це­ление, со­еди­нив­шись в Нем с Бо­гом. Весь ма­тери­аль­ный мир, весь ог­ромный кос­мос, каж­дый атом ве­щес­тва об­ре­та­ет пос­ле Рож­дес­тва Хрис­то­ва но­вый смысл, но­вую пер­спек­ти­ву сво­его су­щес­тво­вания. Вот как го­ворит об этом мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рож­ский:

«Бог об­ле­ка­ет­ся в че­лове­чес­кую плоть, в ко­торой со­дер­жится все су­щес­тву­ющее, все, что есть в этом твар­ном ми­ре. Он вос­при­нима­ет все ве­щес­тво это­го ми­ра, и это ве­щес­тво не толь­ко Его собс­твен­но­го ис­то­ричес­ко­го те­ла, но все­го ми­ра, та­инс­твен­но, не­во­об­ра­зимо, лич­ным об­ра­зом со­еди­ня­ет­ся с Са­мим Бо­гом. И ког­да пос­ле Вос­кре­сения Хрис­тос воз­но­сит­ся на не­бо, Он та­инс­твен­но уно­сит все ве­щес­тво на­шего ми­ра в са­мые глу­бины Бо­жес­твен­ной ре­аль­нос­ти. Бог при­сутс­тву­ет в ми­ре, ста­новит­ся частью не толь­ко его ис­то­рии, но его су­щес­тва, и мир при­сутс­тву­ет в Бо­ге».

В яс­ную без­лунную ночь не­бо над на­ми за­гора­ет­ся рос­сыпью звезд. Гля­дя на это си­яющее ве­лико­лепие, труд­но да­же во­об­ра­зить — что же на са­мом де­ле пред­став­ля­ет со­бой на­ша Все­лен­ная. Ог­ромные скоп­ле­ния рас­ка­лен­ной ма­терии, рас­сто­яния в мил­ли­оны све­товых лет, бес­числен­ное мно­жес­тво пла­нет, звезд, га­лак­тик… Все это нас­толь­ко не­со­из­ме­римо с че­лове­ком, что соз­на­ние прос­то от­ка­зыва­ет­ся вос­при­нимать по­доб­ные мас­шта­бы. Да­же на­ша Зем­ля на та­ком фо­не — все­го лишь ма­лень­кая пы­лин­ка в не­боль­шой звез­дной сис­те­ме на са­мом краю Млеч­но­го Пу­ти. И все же хрис­ти­анс­тво воп­ре­ки всем этим бес­спор­ным ас­тро­номи­чес­ким фак­там счи­та­ет на­шу пла­нету — цен­тром ми­роз­да­ния. По­тому что две ты­сячи лет на­зад в ис­то­рии Все­лен­ной на­чал­ся от­счет но­вой эры. И на­чал­ся он имен­но на Зем­ле, с рож­де­ния ма­лень­ко­го Маль­чи­ка, в Ко­тором Бог со­еди­нил Се­бя со всем ма­тери­аль­ным ми­ром. Имен­но это, во­ис­ти­ну, кос­ми­чес­ко­го мас­шта­ба со­бытие и от­ме­ча­ют все хрис­ти­ане на­шей пла­неты, встре­чая свет­лый праз­дник Рож­дес­тва Хрис­то­ва.

 

 

Как выг­ля­дит грех?

 

Се­год­ня че­ловек очень мно­го слы­шит о гре­хе, но поч­ти ни­чего о нем не зна­ет. Сов­ре­мен­ная мас­со­вая куль­ту­ра так час­то ис­поль­зу­ет это сло­во не по наз­на­чению, что оно пос­те­пен­но ли­ша­ет­ся сво­его ис­тинно­го со­дер­жа­ния. В су­пер­марке­те сим­па­тич­ная де­вуш­ка в фор­менном на­ряде пред­ла­га­ет про­дегус­ти­ровать ви­но «Ис­по­ведь греш­ни­цы». Му­жес­твен­ный про­филь Брю­са У­ил­ли­са на ог­ромных рек­ламных щи­тах рек­ла­миру­ет блок­бастер «Го­род гре­хов». А в эфи­ре FM-ра­ди­ос­танции уже лет де­сять го­ня­ют шля­геры с наз­ва­ни­ями «Греш­ной ду­ши пе­чаль», «Греш­ный ан­гел» и т. п. В ре­зуль­та­те мас­со­вым соз­на­ни­ем грех вос­при­нима­ет­ся как неч­то чрез­вы­чай­но прив­ле­катель­ное, что очень хо­чет­ся со­вер­шить. Прав­да, всем так­же из­вес­тно, что по ка­ким-то не­понят­ным при­чинам грех очень не нра­вит­ся Бо­гу, су­рово на­казы­ва­юще­му тех, кто все-та­ки от­ва­жива­ет­ся на не­го. Но се­год­ня это ма­ло ко­го ос­та­нав­ли­ва­ет.

В об­щем, от­но­шение к гре­ху в сов­ре­мен­ном ми­ре на­поми­на­ет пси­холо­гию школь­но­го ху­лига­на: на­рушая все, что толь­ко мож­но на­рушить, по­луча­ешь зап­ретное удо­воль­ствие и од­новре­мен­но — за­раба­тыва­ешь ре­пута­цию сме­лого и не­зави­симо­го че­лове­ка.

При этом для всех со­вер­шенно оче­вид­но цер­ковное про­ис­хожде­ние сло­ва «грех». Но да­леко не все спо­соб­ны при­ложить уси­лия к то­му, что­бы вы­яс­нить — как же по­нима­ет его са­ма Цер­ковь? А ведь в хрис­ти­ан­ском ве­ро­уче­нии борь­ба с гре­хом, по­беда над гре­хом и, на­конец, сво­бода от гре­ха яв­ля­ют­ся по­няти­ями фун­да­мен­таль­ны­ми. Неп­ра­виль­но по­нимая сло­во «грех», не­воз­можно пра­виль­но по­нять хрис­ти­анс­тво во­об­ще.

На­вер­ное, про­ще все­го рас­смот­реть уче­ние Цер­кви о гре­хе на фо­не нес­коль­ких ус­то­яв­шихся в об­щес­твен­ном соз­на­нии заб­лужде­ний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.031 с.