Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


января 1996 г. Втор­ник. 16.00.




 

Проф. В.А.Конев

 

Кол­ле­ги!

По­зволь­те по­здра­вить вас с на­ча­лом но­во­го 1996 го­да и объ­я­вить на­ча­ло ра­бо­ты на­ше­го се­ми­на­ра в но­вом го­ду. Пер­вый се­ми­нар 1996 го­да бу­дет по­след­ним се­ми­на­ром по кни­ге М.К.Ма­мар­да­шви­ли "Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния".

Се­го­дня я хо­тел бы об­су­дить не­ко­то­рые про­бле­мы, свя­зан­ные с по­след­ни­ми че­тырь­мя Раз­мыш­ле­ния­ми кни­ги М.К. (с Две­на­дца­то­го по Пят­на­дца­тое). Не­смот­ря на то, что пе­ред на­ми сра­зу че­ты­ре лек­ции М.К., моя се­го­дняш­няя бе­се­да бу­дет крат­кой, по­то­му что по­след­ние Раз­мыш­ле­ния во мно­гом по­вто­ря­ют те про­бле­мы, ко­то­рые М.К. рас­смат­ри­вал в пред­ше­ст­вую­щих лек­ци­ях. В этих Раз­мыш­ле­ни­ях М.К. об­ра­ща­ет­ся к про­бле­мам соз­на­ния и че­ло­ве­ка в свя­зи с об­су­ж­де­ни­ем трак­та­та Де­кар­та "Стра­сти ду­ши" и, пре­ж­де всего, по­ка­зы­ва­ет ме­то­до­ло­гию ана­ли­за Де­кар­том пси­хи­ки, что бы­ло, не­со­мнен­но, ин­те­рес­но его слу­ша­те­лям пси­хо­ло­гам, ко­то­рым и чи­та­лись лек­ции. Нам эти во­про­сы ме­нее ин­те­рес­ны. Но за­то, мне ка­жет­ся, ин­те­рес­но по­смот­реть на при­ме­ре ана­ли­за М.К. это­го трак­та­та еще раз на то, как он чи­та­ет Де­кар­та.

Ес­ли, как го­во­рит М.К., лю­би­мыми сло­веч­ка­ми Де­кар­та бы­ли сло­ва "те­перь", "те­перь, ко­гда мыс­лю", "те­перь, ко­гда го­во­рю" и т.п., то лю­би­мым сло­веч­ком са­мо­го Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча в лек­ци­ях о Де­кар­те вы­сту­па­ет сло­во "стран­ный": "стран­ное ут­вер­жде­ние Де­кар­та", "в стран­ном фи­ло­соф­ском по­ни­ма­нии", "стран­ная вещь", "очень стран­ная мысль", и т.д., и т.п. Это "ост­ра­не­ние" тек­ста по­зво­ля­ет М.К. вы­све­тить под­лин­ный дух и смысл де­кар­тов­ских по­ло­же­ний, ми­мо ко­то­ро­го обыч­но про­хо­ди­ли ис­сле­до­ва­те­ли.

Раз­ли­че­ние ду­ха и бу­к­вы кар­те­зи­ан­ст­ва про­во­дит­ся М.К. на ма­те­риа­ле трак­тов­ки Де­кар­том фи­ло­со­фии че­ло­ве­ка. В на­ча­ле Две­на­дца­то­го Раз­мыш­ле­ния М.К. го­во­рит, что во все эн­цик­ло­пе­дии и учеб­ни­ки во­шло пред­став­ле­ние о том, что Де­карт рас­смат­ри­ва­ет че­ло­ве­ка как "мыс­ля­щую вещь". "Но весь смысл и дух де­кар­тов­ской фи­ло­со­фии, - го­во­рит М.К., - по­стро­ен так, что этой фра­зой на са­мом де­ле го­во­рит­ся сле­дую­щее: я есть вещь, но - мыс­ля­щая" (c.262. Кур­сив мой - В.К.). Чуть даль­ше М.К. сно­ва от­ме­ча­ет: "Он [Де­карт] го­во­рит, не тек­сту­аль­но, а всем смыс­лом сво­ей фи­ло­со­фии, что раз мы по­шли, уже име­ем про­шлое..." (c.266. Кур­сив мой - В.К.). И та­ко­го ро­да за­ме­ча­ния рас­сы­па­ны во всем тек­сте кни­ги, но наи­бо­лее час­то они встречаются в по­след­них раз­мыш­ле­ни­ях, по­свя­щен­ных "Стра­стям ду­ши". И это не слу­чай­но. Трак­тат Де­кар­та "Стра­сти ду­ши", ес­ли на не­го смот­реть гла­за­ми при­выч­но­го учеб­ни­ка по ис­то­рии фи­ло­со­фии,  это, ко­неч­но, ти­пич­ное про­из­ве­де­ние кар­те­зи­ан­ст­ва. Здесь Де­карт, как пом­ни­те, го­во­рит, что он хо­чет рассматривать че­ло­ве­ка с точ­ки зре­ния фи­зи­ки, а не с точ­ки зре­ния ме­та­фи­зи­ки, а по­сколь­ку фи­зи­ка зна­ет (уме­ет го­во­рить) толь­ко те­ла про­тя­жен­ные, то ду­ша как вме­сти­ли­ще стра­стей долж­на быть вклю­че­на в тер­ми­ны про­тя­жен­но­сти. И Де­карт при­ду­мы­ва­ет для ду­ши не­что по­доб­ное дви­же­ни­ям те­ла - осо­бые дви­же­ния "жи­вот­ных ду­хов", "на­ду­тия", "вспу­чи­ва­ния", ко­то­рые и да­ют стра­сти. С точ­ки зре­ния бу­к­вы - это ти­пич­ные ме­ха­ни­сти­че­ские пред­став­ле­ния о пси­хи­ке, за что все­гда Де­кар­та по­ру­ги­ва­ли в мар­кси­ст­ских и не толь­ко мар­кси­ст­ских учеб­ни­ках, тем бо­лее что по­сле­до­ва­те­ли фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа, дей­ст­ви­тель­но, пре­вра­ти­ли эту бу­к­ву Де­кар­та в дух кар­те­зи­ан­ст­ва. И че­ло­век у по­сле­до­ва­те­лей Де­кар­та, ко­то­рые пы­та­лись пре­одо­леть пре­сло­ву­тый дуа­лизм учи­те­ля, все бо­лее и бо­лее пре­вра­щал­ся в вещь сре­ди ве­щей, в ма­ши­ну, в ме­ха­низм, ко­то­рый проч­но вклю­чен в по­ря­док и за­ко­но­со­об­раз­ность ми­ра.

В свя­зи с этим в го­ри­зон­те картезианской фи­ло­соф­ской тра­ди­ции со­вер­шен­но ис­ка­жен­но пред­ста­ет про­бле­ма сво­бо­ды. То оп­ре­де­ле­ние сво­бо­ды, ко­то­рое да­ет Спи­но­за, а за­тем под­хва­ты­ва­ет Ге­гель и ко­то­рое пе­ре­хо­дит к мар­ксиз­му - сво­бо­да есть по­знан­ная не­об­хо­ди­мость, - на са­мом де­ле не оп­ре­де­ля­ет сво­бо­ду, а уст­ра­ня­ет ее. Нет сво­бо­ды, есть толь­ко не­об­хо­ди­мость, по­знан­ная или не­по­знан­ная. И Лейб­ниц это чет­ко про­во­дит: все оп­ре­де­ле­но и ре­ше­но за­ра­нее. Не толь­ко че­ло­ве­че­ское те­ло, но и че­ло­ве­че­ская ду­ша яв­ля­ет­ся ав­то­ма­том, по­то­му что мир, по Лейб­ни­цу, за­вер­шен и за­кон­чен, в нем оп­ре­де­ли­лись все при­чи­ны и все ме­ха­низ­мы. У че­ло­ве­ка есть толь­ко ил­лю­зия сво­бо­ды, ре­аль­ная, но ил­лю­зия, так как вос­ста­нов­ле­ние всех при­чин дей­ст­вия по­тре­бо­ва­ло бы бес­ко­неч­но­го ана­ли­за, на ко­то­рый ко­неч­ный че­ло­ве­че­ский ум вре­ме­ни не име­ет. По­это­му нам пред­став­ля­ет­ся, что мы сво­бод­ны. Раз мы не зна­ем всех при­чин, то мы сво­бод­ны (см. С.315). Не слу­чай­но Лейб­ниц пи­сал: "У Де­кар­та я со­гла­сен толь­ко с са­мим ме­то­дом, ибо, как толь­ко де­ло дош­ло до при­ло­же­ния по­след­не­го, Де­карт со­вер­шен­но по­за­был свою стро­гость и сра­зу за­пу­тал­ся в ка­ких-то уди­ви­тель­ных ги­по­те­зах" (Лейб­ниц Г. Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1908, С.15).

Так вот Ма­мар­да­шви­ли стре­мит­ся по­ка­зать, и это, на мой взгляд, очень ин­те­рес­но и важ­но, что сам Де­карт в кар­те­зи­ан­ст­ве не ви­но­вен. Ко­неч­но, Де­карт по­ро­ж­да­ет кар­те­зи­ан­скую фор­ма­цию в мыш­ле­нии, но фи­ло­со­фия са­мо­го Де­кар­та, стоя­ще­го у ис­то­ков этой фор­ма­ции, не­сет в се­бе го­раз­до боль­ше воз­мож­но­стей раз­ви­тия и ин­тер­пре­та­ции, чем их су­ме­ла реа­ли­зо­вать ис­то­рия. Здесь по­яв­ля­ет­ся ин­те­рес­ней­шая ме­то­до­ло­ги­че­ская про­бле­ма изу­че­ния ис­то­рии - ис­то­рия как воз­мож­ность. Ис­то­рия мо­жет быть рас­смот­ре­на как по­сто­ян­ное воз­вра­ще­ние к сво­им не­ис­поль­зо­ван­ным воз­мож­но­стям. Ис­ток, на­ча­ло со­дер­жат все­гда боль­ше воз­мож­ных на­прав­ле­ний, чем их реа­ли­зу­ет то или иное рус­ло, ко­то­рое из это­го ис­то­ка вы­шло. И ес­ли ты хо­чешь, на­при­мер, пе­рей­ти в но­вое рус­ло те­че­ния мыс­ли, то не­об­хо­ди­мо на­чи­нать сно­ва от ис­то­ка, от тех не­реа­ли­зо­вав­ших­ся воз­мож­но­стей, ко­то­рые в нем бы­ли. То­гда раз­ви­тие ста­но­вит­ся ор­га­нич­ным, а не на­по­ми­на­ет ис­кус­ст­вен­ный по­во­рот рек. Мне ка­жет­ся, что ин­тер­пре­та­ция М.К. де­кар­тов­ской фи­ло­со­фии име­ет имен­но та­кой ха­рак­тер. Со­вре­мен­ная фи­ло­со­фия все боль­ше ори­ен­ти­ру­ет­ся на об­су­ж­де­ние про­блем че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, а не бы­тия во­об­ще, кон­крет­но­го и цен­но­ст­но­го бы­тия, а не бы­тия без­ли­ко­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го, не­три­ви­аль­но­го, твор­че­ско­го и сво­бод­но­го дей­ст­вия, а не дей­ст­вия все­об­ще­го, за­дан­но­го за­ко­ном и не­об­хо­ди­мо­го и т.д. Раз­ви­тие фи­ло­соф­ской па­ра­диг­мы "existenz", раз­ра­бот­ка идеа­лов но­вой ра­цио­наль­но­сти, по­ис­ки "но­во­го соз­на­ния" сви­де­тель­ст­ву­ют об этом. В свя­зи с этим ро­ди­лось про­ти­во­пос­тав­ле­ние кар­те­зи­ан­ско-нью­то­нов­ской па­ра­диг­мы мыш­ле­ния но­во­му ви­де­нию дей­ст­ви­тель­но­сти, ко­то­рое ста­но­вит­ся в на­ше вре­мя (см. об этом в уже упо­ми­нав­шей­ся кни­ге Фрить­о­фа Кап­ра "Точ­ка по­во­ро­та"). М.К. всем сво­им ана­ли­зом Де­кар­та и, в ча­ст­но­сти, чте­ни­ем "Стра­стей ду­ши" по­ка­зы­ва­ет, что де­кар­тов­ская мысль мо­жет быть по­ня­та сей­час как один из ис­точ­ни­ков но­во­го соз­на­ния и фи­ло­со­фии че­ло­ве­ка.

В "Стра­стях ду­ши" пе­ред Де­кар­том вста­ет про­бле­ма кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, в ко­то­ром сра­ще­ны ду­ша и те­ло. И это "сра­ще­ние", ко­то­рое прак­ти­ку­ет­ся че­ло­ве­ком еже­днев­но и еже­час­но, для де­кар­тов­ской фи­ло­со­фии яв­ля­ет­ся про­бле­мой, хо­тя она от­чет­ли­во и яс­но зна­ет, что та­кое ду­ша и те­ло по от­дель­но­сти. М.К. еще раз под­роб­но об­су­ж­да­ет де­кар­то­во раз­ли­че­ние мыс­ля­щей и те­лес­ной субстанций, сно­ва по­ка­зы­вая, что это раз­де­ле­ние для Де­кар­та имеет, пре­ж­де всего, ме­то­до­ло­ги­че­ский ха­рак­тер, ука­зы­ваю­щее на два раз­ных спо­со­ба по­ни­ма­ния. Те­ло мо­жет мыс­лить­ся толь­ко как то, что ар­ти­ку­ли­ру­ет­ся в про­стран­ст­ве и по­то­му спо­соб­но ис­пы­ты­вать воз­дей­ст­вия извне, а мысль как то, что спо­соб­но знать се­бя и оп­ре­де­лять се­бя и не мо­жет ис­пы­ты­вать ни­ка­ких воз­дей­ст­вий извне. Мысль, идея, по Де­кар­ту, это не "при­чи­нен­ный" ей (соз­на­нию) об­раз че­го-то, а фор­ма на­шей мыс­ли, бла­го­да­ря ко­то­рой мы не­по­сред­ст­вен­но уз­на­ем свои мыс­ли (c.264-265). И дуа­лизм Де­кар­та, от­ме­ча­ет М.К., оз­на­ча­ет толь­ко то, что не­воз­мож­но пе­рей­ти от ма­те­рии к соз­на­нию.

Но раз­де­лен­ные на уров­не ме­то­да мысль и те­ло объ­е­ди­ня­ют­ся на уров­не че­ло­ве­ка, ко­то­рый как мыс­ля­щая вещь со­сто­ит из те­ла и ду­ши. И здесь сло­во "те­ло" вы­сту­па­ет у Де­кар­та в двух раз­ных обличиях. Есть мое те­ло, ко­то­рое пред­став­ля­ет внеш­нюю ре­аль­ность по от­но­ше­нию ко мне са­мо­му. То­гда оно чис­то внеш­нее те­ло и мо­жет изу­чать­ся по прин­ци­пам про­стран­ст­вен­ной ар­ти­ку­ли­ро­ван­но­сти. Но есть те­ло и в дру­гом смыс­ле, это лич­но мое те­ло. Оно - то­же "те­ло", хо­тя и пред­став­ля­ет со­бой со­еди­не­ние "те­ла и ду­ши". У Де­кар­та, за­ме­ча­ет М.К., про­скаль­зы­ва­ет ино­гда да­же на­зва­ние "тре­тья суб­стан­ция" (c.303). При­зна­ние суб­стан­ци­аль­ной свя­зи на че­ло­ве­че­ском те­ле "двух суб­стан­ций" для Де­кар­та име­ет смысл ука­за­ния на сво­его ро­да не­по­сти­жи­мость един­ст­ва ду­ши и те­ла в че­ло­ве­ке. В пись­ме к прин­цес­се Ели­за­ве­те Де­карт пи­сал, что пу­тем изу­че­ния и фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, то есть на ос­но­ве его ме­то­да, нель­зя по­стичь един­ст­во ду­ши и те­ла, но это един­ст­во лег­ко по­сти­га­ет­ся чув­ст­ваи, жиз­нен­ным опы­том и обы­ден­ны­ми раз­го­во­ра­ми (с.305. См.:Де­карт Р. Соч.:В 2т. Т.2. С.492-493). Об­ра­тим вни­ма­ние на эту мысль: на­уч­ным ме­то­дом, ко­то­рый вво­дит Де­карт, нель­зя че­ло­ве­ка по­знать, но имен­но это пы­та­ют­ся по­том де­лать все кар­те­зи­ан­цы, а за­тем и нау­ка ХIХ ве­ка, и со­цио­ло­гия ХХ ве­ка, и от че­го от­ка­зы­ва­ет­ся эк­зи­стен­ци­аль­ная ли­ния в фи­ло­со­фии, ут­вер­ждаю­щая, что че­ло­ве­че­скую жизнь нель­зя по­знать, а мож­но толь­ко про­жить, пе­ре­жить. И Де­карт уже знал это! "Со­юз" ду­ши и те­ла да­ет­ся в "жиз­нен­ном опы­те" - пря­мо за­ро­дыш эк­зи­стен­ци­аль­но­го ме­то­да.

Та­ким об­ра­зом, есть те­ло, ко­то­рое я на­блю­даю из­вне. Это фи­зи­че­ское те­ло. И есть мое те­ло, где ду­ша дви­жет те­лом. Это те­ло в дру­гом смыс­ле. Че­рез фи­зи­че­ское те­ло нель­зя вый­ти к соз­на­нию, так как ме­ж­ду ни­ми суб­стан­ци­аль­ные раз­ли­чия. А че­рез мое те­ло мож­но, и то­гда на соз­на­ние рас­про­стра­ня­ет­ся сис­те­ма­ти­че­ское объ­ек­тив­ное опи­са­ние, ко­то­рое по­зво­ля­ет раз­ли­чить те­ло и ду­шу на но­вом уров­не и по­нять по­ря­док сво­их соб­ст­вен­ных внут­рен­них дви­же­ний и ду­шев­ных яв­ле­ний (c.305).

Раз­ли­че­ние, ко­то­рое здесь по­яв­ля­ет­ся, - раз­ли­че­ние и раз­ве­де­ние ме­ха­низ­мов и сво­бо­ды (мо­раль­ной сво­бо­ды), то­го, что по­том Спи­но­за и Лейб­ниц сно­ва све­дут вме­сте, так как ос­та­вят толь­ко ме­ха­низ­мы. "При­чем - и в этом все де­ло, - за­ме­ча­ет М.К., - вы­де­ле­ние по­след­ней [сво­бо­ды - В.К.] ока­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным, а от­де­ле­ние от ме­ха­низ­мов - из­бав­ле­ни­ем от субъ­ек­тив­но­го, ил­лю­зор­но­го, от "за­ви­си­мо­го" фан­том­но­го соз­на­ния, от ин­тел­лек­ту­аль­но­го и мо­раль­но­го раб­ст­ва че­ло­ве­ка, от все­го "не-на­уч­но­го", "не-фи­ло­соф­ско­го" (с.305-306). "Ме­ха­низ­мы" - это свое­об­раз­ные "конвульсии дви­же­ний", ко­то­рые сло­жи­лись в те­ле или соз­на­нии как ав­то­ма­тиз­мы, но ко­то­рые мо­гут да­же при­ни­мать­ся за соз­на­тель­ный вы­бор. Де­карт в сво­их пись­мах при­во­дит при­мер та­кой кон­вуль­сии: он за­ме­тил в се­бе при­стра­стие к жен­щи­нам с ко­со­гла­зи­ем, что мож­но бы­ло бы по­счи­тать след­ст­ви­ем оп­ре­де­лен­ных "ду­шев­ных ка­честв" но­си­те­ля это­го чув­ст­ва, но он при­пом­нил, что в дет­ст­ве был очень при­вя­зан к сво­ей ку­зи­не, ко­то­рая слег­ка ко­си­ла, и это чув­ст­во замк­ну­лось на об­раз де­вуш­ки с ко­ся­щи­ми гла­за­ми. С то­го мо­мен­та, ко­гда я по­нял это, пи­шет Де­карт, я пе­ре­стал ис­пы­ты­вать вле­че­ние ис­клю­чи­тель­но к та­ким жен­щи­нам (см.С.307). Про­изош­ло ос­во­бо­ж­де­ние от "раб­ст­ва зна­чи­мых чувств". Лю­бить "слег­ка ко­ся­щих дам" - не зна­чит, в слу­чае Де­кар­та, сде­лать вы­бор в их поль­зу, а зна­чит под­чи­нять­ся слу­чай­но сце­пив­шим­ся об­стоя­тель­ст­вам, быть не сво­бод­ным, быть иг­руш­кой в ру­ках слу­чая. Как же стать сво­бод­ным? Нуж­но пе­ре­клю­чить­ся на "дру­гое", ин­тер­пре­ти­ру­ет М.К. ход мыс­ли Де­кар­та, ис­поль­зуя об­ра­зы ро­ма­на Пру­ста. Стра­сти (пас­сь­он) пас­сив­ны, стра­да­тель­ны, они по­ро­ж­да­ют­ся чем-то (Де­карт го­во­рит - дей­ст­вия­ми "жи­вых ду­хов"), над ни­ми че­ло­век не вла­стен и по­то­му в от­но­ше­нии них не сво­бо­ден. Нель­зя их вы­звать по сво­ей во­ле, нель­зя от них и из­ба­вить­ся по сво­ей во­ле (нель­зя по­лю­бить или пе­ре­стать лю­бить по же­ла­нию). Но че­ло­век во­лен, бо­лее то­го, он, как че­ло­век, имен­но дол­жен ос­мыс­лить свою страсть. Нуж­но рас­це­пить за­вя­зав­шие­ся слу­чай­но свя­зи. А рас­це­пить мож­но толь­ко то, что вы­явил, что по­нял. Для это­го мыс­лить на­до! "По­это­му пер­вый шаг рас­це­п­ле­ния, - го­во­рит М.К., - это вы­яв­ле­ние и от­де­ле­ние "кон­вуль­сий" от ин­тен­сив­но­стей, ка­честв соз­на­ния, со­стоя­ний, идеа­лов, цен­но­стей. А по­том - за­це­п­ле­ние то­го, что есть дей­ст­ви­тель­но, на дру­гую его воз­мож­ность и фор­му дви­же­ния" (с.309). Осоз­нав свое чув­ст­во и пе­ре­клю­чив его, мы от­де­ля­ем чув­ст­во от пред­ме­та и се­бя от чув­ст­ва, и то­гда не чув­ст­во вла­де­ет на­ми, а мы им. Че­ло­век, по Де­кар­ту, ко­неч­но, вещь, но мыс­ля­щая вещь, то есть, в от­ли­чие от дру­гих ве­щей, он мо­жет из­ме­нить свое по­ве­де­ние. Он мо­жет вый­ти, "вы­прыг­нуть" из при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей.

Воз­мож­но та­кое по­то­му, что Де­карт, как по­сто­ян­но по­ка­зы­ва­ет М.К., трак­ту­ет соз­на­ние все­гда как зна­ние се­бя, как соз­на­ние соз­на­ния, как то, что со­дер­жит внут­ри се­бя от­но­ше­ние. Соз­на­ние, для Де­кар­та, за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти осоз­на­вать и уз­на­вать мыс­ли, что да­ет воз­мож­ность соз­на­нию не толь­ко иметь "мыс­ли о...", опи­сы­вать что-то, но и "знать ре­аль­ность". Здесь М.К. со­еди­ня­ет рас­су­ж­де­ния о соз­на­нии, по­зна­нии, нау­ке, на­уч­ном опи­са­нии ми­ра, как все это вы­гля­дит в све­те де­кар­тов­ской фи­ло­со­фии, с жиз­нью кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, стра­сти ду­ши ко­то­ро­го рас­смат­ри­ва­ет Де­карт в сво­ем трак­та­те.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, как это де­ла­ет М.К. "Те­перь я дол­жен сде­лать за­клю­че­ние, - го­во­рит М.К. в кон­це Три­на­дца­то­го раз­мыш­ле­ния, - что, дей­ст­ви­тель­но, в ка­ком-то прин­ци­пи­аль­ном смыс­ле нау­ка или объ­ек­тив­ное опи­са­ние во­об­ще есть толь­ко язык и она за­вер­ше­на (как мысль) до ре­аль­но­сти толь­ко внут­ри фи­ло­со­фии, ес­ли под "фи­ло­со­фи­ей" по­ни­мать ре­аль­ное со­стоя­ние то­го, кто зна­ет, со­стоя­ние его как лич­но­сти, ре­шаю­щей в сво­ей жиз­ни за­да­чу ос­во­бо­ж­де­ния и воз­ро­ж­де­ния, в ча­ст­но­сти пе­ре­клю­че­ния "ко­со­гла­зий с юно­сти"... и т.п." (c.310. Кур­сив автора. - В.К.). Нау­ка да­ет опи­са­ние, соз­на­ние со­дер­жит пред­став­ле­ния о пред­ме­тах, в ду­ше жи­вут стра­сти, - все это объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния, над ко­то­ры­ми са­мо соз­на­ние не вла­ст­но. Но за­вер­шен­ное на­уч­ное зна­ние, то есть та­кое зна­ние, ко­то­рое зна­ет свое ме­сто сре­ди дру­гих зна­ний, свое от­но­ше­ние к ре­аль­но­сти и ко­то­рое го­то­во к сво­ему ог­ра­ни­че­нию - это то зна­ние, ко­то­рым об­ла­да­ет субъ­ект, кон­крет­ный и жи­вой. Так же, как офор­мив­шая­ся страсть - это страсть, ко­то­рая в ду­ше жи­во­го и кон­крет­но­го субъ­ек­та не толь­ко на­хо­дит свое ме­сто, не за­пол­няя со­бой, не за­хле­сты­вая всю ду­шу, но и мо­жет про­явить се­бя во всем сво­ем со­дер­жа­нии, всех сво­их тон­ко­стях и ипо­ста­сях. Ра­бо­та по это­му за­вер­ше­нию и оформ­ле­нию вся­ко­го фе­но­ме­на соз­на­ния и есть, по М.К., ра­бо­та фи­ло­со­фии, и есть са­ма фи­ло­со­фия, ко­то­рая од­но­вре­мен­но есть ста­нов­ле­ние со­б­ран­но­го субъ­ек­та, од­но­вре­мен­но есть жизнь лич­но­сти, од­но­вре­мен­но есть от­кры­тие ре­аль­но­сти. Ко­неч­но, та­кая трак­тов­ка фи­ло­со­фии при­над­ле­жит са­мо­му Ма­мар­да­шви­ли, но я бы со­гла­сил­ся с тем, что за­ро­дыш та­ко­го по­ни­ма­ния фи­ло­со­фии, во вся­ком случае, возможность его в де­кар­тов­ском фи­ло­соф­ст­во­ва­нии есть.

Итак, в про­цес­се со­би­ра­ния се­бя, о ко­то­ром го­во­рил М.К. в пер­вых Раз­мыш­ле­ни­ях, про­ис­хо­дит ес­ли не по­зна­ние се­бя как един­ст­ва те­ла и ду­ши, то, по край­ней ме­ре, уме­ние рас­по­ря­жать­ся со­бой как осо­бым ми­ром. И здесь в по­ле рас­су­ж­де­ния Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча вхо­дит идея куль­ту­ры. Сна­ча­ла М.К. не упот­реб­ля­ет сло­ва "куль­ту­ра" и го­во­рит о ми­ре куль­ту­ры, не на­зы­вая его, ибо и Де­карт не знал это­го сло­ва, хо­тя он уже "на­щу­пы­ва­ет" этот мир и за­тра­ги­ва­ет его в сво­их раз­мыш­ле­ни­ях. При­ве­ду боль­шую ци­та­ту из Три­на­дца­то­го раз­мыш­ле­ния, где М.К. вво­дит идею куль­ту­ры, не на­зы­вая ее. "Де­карт, - го­во­рит М.К., - при­дер­жи­вал­ся очень чет­ко­го по­ни­ма­ния то­го, что есть не­ко­то­рые ве­щи, ко­то­рые мы го­во­рим о ми­ре и ко­то­рые объ­ек­тив­ны, по­то­му что так по­стро­ен наш язык, но это толь­ко язык. Но ес­ли, ска­жем, в он­то­ло­ги­че­ском доказательстве не­вер­баль­ной оче­вид­но­сти пред­ме­тов на уров­не ко­ги­то этот язык до­пол­нен фи­ло­со­фи­ей, взгля­дом из­нут­ри, то мы име­ем де­ло с ре­аль­но­стью, а не толь­ко с объ­ек­тив­ным опи­са­ни­ем [Это мы толь­ко что об­су­ж­да­ли, но вот даль­ше - В.К.]. Пред­по­ла­га­ет­ся, сле­до­ва­тель­но, оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом ор­га­ни­зо­ван­ное со­стоя­ние субъ­ек­та [Кур­сив мой - В.К.], знаю­ще­го и упот­реб­ляю­ще­го язык... Эти со­стоя­ния не сов­па­да­ют с со­дер­жа­ни­ем язы­ка. Со­стоя­ние [Курсив ав­то­ра - В.К.], в ко­то­ром я вы­ска­зы­ва­юсь и пра­виль­но упот­реб­ляю язык, вне­ло­ги­че­ски пред­по­ла­гая [Кур­сив мой - В.К.] су­ще­ст­во­ва­ние фе­но­ме­наль­ной "ма­те­рии" соз­на­ния, ко­то­рое и "до­ка­зы­ва­ет­ся" он­то­ло­ги­че­ски в "я мыс­лю, я су­ще­ст­вую", в са­мой спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка ска­зать это о се­бе... - это со­стоя­ние не есть со­дер­жа­ние язы­ка. Речь не идет о ка­кой-то пси­хо­ло­гии или до­пол­не­нии ло­ги­ки и на­уч­но­го взгля­да свой­ст­ва­ми и субъ­ек­тив­ны­ми состояниями че­ло­ве­ка. От­нюдь, речь идет о по­ряд­ке (в смыс­ле по­ряд­ка по­ряд­ков). А ес­ли речь идет о "со­стоя­ни­ях", то о ми­ро­вом со­стоя­нии, един­ст­вен­ном и ин­ди­ви­ду­аль­ном. И мы, по­ни­маю­щие и пра­виль­но су­дя­щие, - внут­ри это­го со­стоя­ния, срод­ст­вен­ны ему, со­раз­мер­ны и че­рез не­го [Вы­де­ле­но ав­то­ром - В.К.] - со­раз­мер­ны дру­гим лю­дям [Кур­сив мой - В.К.]" (c.310-311). Это "со­стоя­ние по­ряд­ка", ко­то­рое как со­стоя­ние по­ряд­ка все­об­ще, но ко­то­рое од­но­вре­мен­но един­ст­вен­но и ин­ди­ви­ду­аль­но, есть не что иное, как куль­ту­ра (мы ее так по­ни­ма­ем и рас­смат­ри­ва­ем), в свя­зях ко­то­рой че­ло­век об­ре­та­ет свое бы­тие имен­но как этот кон­крет­ный че­ло­век, как лич­ность. Да и у М.К. вы­ры­ва­ет­ся сло­во "куль­ту­ра", ко­гда он об­су­ж­да­ет тон и фор­му трак­та­та Де­кар­та, ко­то­рые оп­ре­де­ле­ны, как счи­та­ет М.К., его ад­ре­са­том (трак­тат об­ра­щен к прин­цес­се Ели­за­ве­те), кон­крет­но­стью си­туа­ции (см. С.337). Но все-та­ки, как мне пред­став­ля­ет­ся, на­стоя­щее об­су­ж­де­ние сущ­но­сти куль­ту­ры в лек­ци­ях М.К., и, осо­бен­но, в по­след­них, идет то­гда, ко­гда фи­ло­соф на­стой­чи­во воз­вра­ща­ет­ся к мыс­ли о том, что ме­та­фи­зи­ка "кон­ст­руи­ру­ет че­ло­ве­ка в ми­ре". "Ут­вер­жде­ние о том, что есть ка­кие-то осо­бые со­стоя­ния или осо­бые объ­ек­ты, об­ла­даю­щие в ми­ре свой­ст­ва­ми по­ряд­ка, в от­ли­чие от обы­ден­ных пред­ме­тов. Это ут­вер­жде­ние, - го­во­рит М.К., - взя­тое в ка­че­ст­ве ме­та­фи­зи­че­ско­го, оз­на­ча­ет толь­ко од­но - что со­от­не­сен­ность с этим опы­том [речь идет о соб­ст­вен­ном опы­те стра­стей и мыс­лей в его со­от­не­сен­но­сти с ме­та­фи­зи­че­ски­ми мат­ри­ца­ми - вро­ж­ден­ны­ми идея­ми или чис­тым кон­це­пи­ро­ва­ни­ем - В.К.] и по­ро­ж­да­ет в че­ло­ве­ке ка­че­ст­ва, ко­то­рые мы по­том на­зы­ва­ем че­ло­ве­че­ски­ми " (c.348. Курсив мой -В.К.).

Мне пред­став­ля­ет­ся пло­до­твор­ным ин­тер­пре­ти­ро­вать в рам­ках фи­ло­со­фии куль­ту­ры вы­де­ле­ние М.К. осо­бой сре­ды в пред­мет­ном язы­ке, которая не­вы­ра­зи­ма в этом пред­мет­ном язы­ке, по­то­му что элементы этой среды яв­ля­ют­ся ус­ло­вия­ми данного предметного язы­ка, ус­ло­вия­ми то­го, что мы во­об­ще что-то мо­жем опи­сать, вы­ра­зить, но са­ми они не мо­гут стать эле­мен­та­ми пред­мет­но­го язы­ка опи­са­ния. "Это как бы жи­вая ме­та­фи­зи­ка, ко­то­рая нас про­сто по­ро­ди­ла и все", - вос­кли­ца­ет фи­ло­соф (Там же). Но эта сре­да не ка­кой-то осо­бый мир ря­дом с дей­ст­ви­тель­ным, это кон­ст­рук­тив­ный мир. Куль­ту­ра в ее под­лин­ном смыс­ле и есть не про­сто на­бор тех или иных норм, зна­че­ний и цен­но­стей, то есть со­дер­жа­тель­но-пред­мет­ных про­яв­ле­ний, а, пре­ж­де всего, она есть то, что все эти пред­мет­но­сти по­ро­ж­да­ет, что их кон­сти­туи­ру­ет. По­это­му фи­ло­со­фия куль­ту­ры долж­на быть ме­та­фи­зи­кой та­ко­го бы­тия, в ко­то­ром на­хо­дят свои ос­но­ва­ния со­дер­жа­тель­но-пред­мет­ные про­яв­ле­ния куль­ту­ры. Та­кое бы­тие от­кры­ва­ет­ся в аф­фир­ма­ции. Аф­фир­мо оп­ре­де­ля­ет на од­ном по­лю­се Я как со­б­ран­но­го че­рез не­га­цию субъ­ек­та, на дру­гом - пред­мет­ность куль­ту­ры, ко­то­рая толь­ко бла­го­да­ря аф­фир­мо и есть, то есть прин­цип аф­фир­мо вво­дит бы­тие "че­ло­ве­ка в ми­ре", или бы­тие-не­су­ще­ст­вую­щее-без-че­ло­ве­ка. Та ин­тер­пре­та­ция прин­ци­па ко­ги­то, ко­то­рую да­ет М.К. осо­бен­но в свя­зи с де­кар­тов­ским ана­ли­зом стра­стей, на мой взгляд, бли­же к прин­ци­пу аф­фир­мо, как я его по­ни­маю. Стра­сти, го­во­рит М.К., об­ра­ща­ясь к трак­та­ту Де­кар­та, име­ют для че­ло­ве­ка зна­че­ние не са­ми по се­бе, а как их пе­ре­жи­ва­ние, как прой­ден­ный опыт. Это пе­ре­жи­ва­ние есть " вол­не­ние, при­под­ня­тость, осо­бый чув­ст­вен­ный жар вни­ма­ния и при­ня­тия уни­каль­ной (ни­ко­му дру­го­му не ви­ди­мой) оче­вид­но­сти, имею­щей осо­бую чув­ст­вен­ную ткань" (c.343. Кур­сив ав­то­ра - В.К.). "Нас нет без стра­сти, - про­дол­жа­ет М.К., - "нет" в ме­та­фи­зи­че­ском смыс­ле... И мы без нее не зна­ем. Да и знать не­че­го, ибо до дви­же­ния и пред­ме­ты пус­ты (без "ка­честв") и мы пус­ты (без сил, без "воз­мож­но­стей")" (c.343-344). В дру­гом мес­те он го­во­рит: мир не­пре­рыв­но­го уча­стия мы на­зы­ва­ем осо­бым тер­ми­ном - бы­тие, от­лич­ным от тер­ми­на "существование" (c.276).

При ана­ли­зе де­кар­то­ва уче­ния о стра­стях Ма­мар­да­шви­ли сно­ва раз­ви­ва­ет кон­цеп­цию ме­та­фи­зи­че­ско­го апо­сте­рио­ри, ибо нас нет "до" стра­стей (c.342), о точ­ках ин­тен­сив­но­сти, ко­то­ры­ми и вы­сту­па­ют стра­сти (c.327), о зна­нии как слож­ном яв­ле­нии, со­бы­тии в ми­ре (c.318), о ро­ли со­мне­ния для пре­одо­ле­ния про­бле­мы "сле­дов по­гас­ших звезд" (c.321) и о дис­крет­но­сти жиз­нен­но­го вре­ме­ни. По­след­няя идея - осо­бое пе­ре­жи­ва­ние дли­тель­но­сти, ко­то­рое Де­карт, го­во­рит М.К., хра­нит в глу­би­нах сво­ей он­то­ло­гии, - про­хо­дит в по­след­них лек­ци­ях, как, впрочем, и во всей кни­ге, од­ной из глав­ных сквоз­ных тем. М.К. из­вле­ка­ет это по­ни­ма­ние дли­тель­но­сти из глу­бин он­то­ло­гии Де­кар­та и ак­туа­ли­зи­ру­ет его. Не­пре­рыв­ность, дли­тель­ность дер­жит­ся у Де­кар­та и у М.К. на по­сто­ян­ном вос­про­из­вод­ст­ве ак­та тво­ре­ния. Ес­ли бы мы жи­ли в ми­ре, где все дей­ст­вия уже со­вер­ше­ны, а на­ша жизнь со­стоя­ла бы толь­ко в ис­пы­ты­ва­нии "сле­дов" этих свер­шен­ных дей­ст­вий, как мы вос­при­ни­ма­ем свет угас­ших уже звезд, то мы бы­ли бы толь­ко ме­ха­низ­ма­ми, функ­цио­не­ра­ми, а не лич­но­стя­ми. Ес­ли "все уже есть", то за­чем Я? А ес­ли я есть, то не за­тем, что­бы по­вто­рять, а за­тем, что­бы дей­ст­во­вать, и в дей­ст­ви­ях ут­вер­ждать бы­тие, к ко­то­ро­му я при­час­тен. Без та­ко­го по­ни­ма­ния дли­тель­но­сти, ко­то­рую нуж­но дер­жать, что­бы впе­ре­ди об­ра­зо­вы­ва­лись сво­бод­ные, но не­из­беж­ные со­стоя­ния, не­воз­мож­но по­нять зна­чи­мое, куль­тур­ное бы­тие. Де­карт, как по­ка­зы­ва­ет М.К., по­то­му боль­ше кар­те­зи­ан­ст­ва, что он ви­дит, хо­тя и не вы­ра­жа­ет это яв­но в по­ня­ти­ях, этот мир куль­ту­ры.

Осо­бое пе­ре­жи­ва­ние дли­тель­но­сти, ко­то­рое жи­вет в глу­би­нах он­то­ло­гия Де­кар­та, и при­во­дит его, го­во­рит М.К., к фор­му­ли­ров­ке то­го, что мож­но на­звать од­ним из ос­нов­ных ис­то­ри­че­ских за­ко­нов (c.334). Что это за за­кон? Вся­кая по­ро­ж­даю­щая фор­ма, вся­кая куль­тур­ная фор­ма ко­неч­на, так как она мо­жет по­ро­дить толь­ко од­но - то, для че­го она соз­да­на, что в ней ус­та­нов­ле­но. Не­об­хо­ди­мо по­сто­ян­но "раз­мы­кать" ис­то­ри­че­ские фор­мы, что­бы дви­нуть­ся даль­ше, что­бы свер­ши­лась дей­ст­ви­тель­ная ис­то­рия. Так вот, Ма­мар­да­шви­ли бе­рет Де­кар­та как ис­то­ри­че­скую фор­му, ко­то­рая реа­ли­зо­ва­лась в кар­те­зи­ан­ст­во, и "раз­мы­ка­ет" ее. Де­карт по ис­то­ри­че­ской фор­ме - это кар­те­зи­ан­ст­во, это сци­ен­тизм, ра­цио­на­лизм сци­ен­ти­ст­ско­го ти­па, ко­то­рый реа­ли­зо­вал­ся в нью­то­нов­ско-кар­те­зи­ан­ской фор­ма­ции мыш­ле­ния и дей­ст­вия. Но ис­то­ри­че­ская фор­ма во­бра­ла в се­бя да­ле­ко не все, что бы­ло в мыс­ли, жиз­ни и вы­ра­же­нии Де­кар­та как лич­но­сти и фи­ло­со­фа. Раз­мы­ка­ние ис­то­ри­че­ской фор­мы (кар­те­зи­ан­ской фи­ло­со­фии) оз­на­ча­ло для Ма­мар­да­шви­ли про­чте­ние тек­стов Де­кар­та в кон­тек­сте всей его жиз­ни, о чем М.К. и го­во­рил, на­чи­ная свои лек­ции-раз­мыш­ле­ния. То, что ис­то­ри­че­ская фор­ма не во­бра­ла в се­бя, М.К. из­вле­ка­ет на свет Бо­жий в сво­их Раз­мыш­ле­ни­ях, тем са­мым во­вле­кая ве­ли­ко­го фи­ло­со­фа Фран­ции ХVII ве­ка в дви­же­ние фи­ло­соф­ской мыс­ли кон­ца ХХ сто­ле­тия.

Спа­си­бо!

 

Во­прос. Как, с точ­ки зре­ния Де­кар­та, соз­на­ние да­ет­ся мне как ис­сле­до­ва­те­лю? Не­по­сред­ст­вен­но или опосредовано?

От­вет. Для не­го соз­на­ние да­ет­ся ка­ж­до­му не­по­сред­ст­вен­но, так как соз­на­ние все­гда есть соз­на­ние соз­на­ния, все­гда реф­лек­сив­но. Но в этом слу­чае соз­на­ние зна­ет се­бя, но не ис­сле­ду­ет, так как на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние тре­бу­ет пред­ста­вить пред­мет в фор­ме про­тя­жен­но­сти, а соз­на­ние не про­тя­жен­но. То­гда же, ко­гда в "Стра­стях ду­ши" Де­карт де­ла­ет стра­сти объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния, он, го­во­ря на­шим язы­ком, стро­ит мо­де­ли, опо­сре­дую­щие стра­сти как про­яв­ле­ния соз­на­ния. По­это­му для ис­сле­до­ва­те­ля соз­на­ние долж­но быть пред­став­ле­но опосредовано, в мо­де­лях. Ма­мар­да­шви­ли стро­ит свои мо­де­ли опо­сре­до­ва­ния соз­на­ния - это "за­зор", "точ­ки ин­тен­сив­но­сти", "со­б­ран­ный субъ­ект" и т.п. Ис­сле­до­ва­тель не мо­жет ра­бо­тать на уров­не ин­трос­пек­ции.

Во­прос. Это зна­ние соз­на­ни­ем са­мо­го се­бя су­ще­ст­ву­ет в ис­то­ри­че­ских фор­мах или нет?

От­вет. Реф­лек­сия - струк­тур­ный эле­мент соз­на­ния. Она долж­на быть все­гда, ко­гда есть соз­на­ние. Ес­ли нет соз­на­ния сво­его соз­на­ния, то­гда мы го­во­рим, что че­ло­век ли­шен соз­на­ния, ума­ли­шен­ный, хо­тя ка­кие-то пси­хи­че­ские про­цес­сы в его "го­ло­ве" про­те­ка­ют. Но спо­соб про­яв­ле­ния соз­на­ния соз­на­ния как струк­тур­но­го эле­мен­та соз­на­ния, на­вер­ное, ис­то­ри­чен. И раз­ные куль­ту­ры, ве­ро­ят­но, раз­ра­ба­ты­ва­ют свои ме­ха­низ­мы, свои ма­шин­ки, ста­вя­щие че­ло­ве­ка в си­туа­цию реф­лек­сии. Ес­ли не бу­дет та­кой ма­шин­ки, то­гда куль­ту­ра не бу­дет иметь спо­со­ба раз­ли­че­ния нор­мы соз­на­ния от не­нор­маль­но­го соз­на­ния. Это ин­те­рес­ная про­бле­ма, она, в кон­це кон­цов, свя­за­на с про­бле­мой пред­став­ле­ния в куль­ту­ре Я. Ко­гда че­ло­век на­кла­ды­вал от­пе­ча­ток сво­ей ру­ки на сте­ны сво­его до­ма в древ­но­сти, он со­вер­шал свое­об­раз­ный акт реф­лек­сии. И этот жест мож­но интерпретировать как ис­то­ри­че­скую фор­му бы­тия соз­на­ния сво­его соз­на­ния.

Во­прос. На­сколь­ко все-та­ки Ма­мар­да­шви­ли прив­нес се­бя в Де­кар­та, на­сколь­ко он до­мыс­лил Де­кар­та?

От­вет. Ма­мар­да­шви­ли не до­мыс­ли­ва­ет за Де­кар­та его мыс­ли. Он об­ра­ща­ет­ся к тек­стам Де­кар­та. И в тек­стах вы­ра­же­на мысль Де­кар­та. Она там есть в тех по­ня­ти­ях, ко­то­рые по­том по­шли жить как ис­то­ри­че­ская фор­ма и ко­то­рые бы­ли под­хва­че­ны фи­ло­со­фи­ей. Но там есть и мысль, вы­ра­жен­ная Де­кар­том, но не во­шед­шая в ис­то­ри­че­ские фор­мы, а по­то­му она и не су­ще­ст­во­ва­ла для по­сле­до­ва­те­лей Кар­те­зия. Они эту мысль, эти мыс­ли про­сто не вы­де­ля­ли. А М.К. об­ращает вни­ма­ние на те сло­ва, вы­ра­же­ния и т.п., ко­то­рые не во­шли в ис­то­ри­че­скую фи­ло­соф­скую фор­му, и за­став­ля­ет зву­чать мысль Де­кар­та по-но­во­му.

На­сколь­ко М.К. прив­но­сит се­бя в Де­карта? Я бы ска­зал так: кни­га Ма­мар­да­шви­ли о фран­цуз­ском фи­ло­со­фе - это порт­рет Де­кар­та, на­пи­сан­ный Ма­мар­да­шви­ли. И так ­же, как вся­кий ху­дож­ник, ко­то­рый пи­шет чей-то порт­рет, вос­соз­да­вая об­лик порт­ре­ти­руе­мо­го, вы­ра­жа­ет и се­бя, так и здесь. Нель­зя ска­зать так, что кни­га М.К. - это и есть ау­тен­тич­ный Де­карт, что на­до учить Де­кар­та по "Кар­те­зи­ан­ским раз­мыш­ле­ни­ям". Это не учеб­ник по де­кар­тов­ской фи­ло­со­фии. Но ес­ли ты бу­дешь учить Де­кар­та толь­ко по Ку­но Фи­ше­ру или по Лят­ке­ру (пре­крас­ные кни­ги о Де­кар­те) и не возьмешь Ма­мар­да­шви­ли, то ты Де­кар­та не бу­дешь знать как со­бе­сед­ни­ка в ХХ ве­ке. Ес­ли ты сам не про­де­ла­ешь ту ра­бо­ту, ко­то­рую уже про­де­лал М.К.

Во­прос. Зна­чит, М.К. уви­дел в Де­кар­те то, что он хо­тел там уви­деть?

От­вет. Ска­за­но: ищу­щий, да об­ря­щет. Кто ищет, тот все­гда на­хо­дит. Де­ло в том, что­бы най­ти то, что про­бу­дит твою мысль. Для это­го чи­та­ют­ся книж­ки, а не для то­го, что­бы сда­вать эк­за­ме­ны. М.К. чи­тал так, что у не­го про­бу­ди­лась его мысль. И ко­гда она про­бу­ди­лась, она за­ста­ви­ла его чи­тать так. Пря­мо по кон­цеп­ции ме­та­фи­зи­че­ско­го апо­сте­рио­ри.

Ду­маю, что чте­ние кни­ги М.К. про­бу­ж­да­ло и у нас свои мыс­ли. В об­су­ж­де­ни­ях это бы­ло вид­но. При­об­ще­ние к мыс­ли Де­кар­та, ко­то­рая рас­цве­ти­лась но­вы­ми крас­ка­ми, прой­дя че­рез приз­му фи­ли­гран­ной ин­тер­пре­та­ции Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча Ма­мар­да­шви­ли, бы­ло для всех нас не­бес­по­лез­но и дос­та­ви­ло ми­ну­ты ин­тел­лек­ту­аль­но­го удо­воль­ст­вия. Спа­си­бо всем за ра­бо­ту!


 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.........................................................................

Семинар 1

2 февраля 1995г. Вторник. 16.00............................................

Семинар 2

21 марта 1995г. Вторник. 16.00.............................................

Семинар 3

11 апреля 1995г. Вторник. 16.00.............................................. 26

Семинар 4

23 мая 1995 г. Bторник. 16.00................................................

Семинар 5

20 июня 1995г. Bторник. 16.00...............................................

Семинар 6

17 октября 1995г. Вторник. 16.00..........................................

Семинар 7

24 октября 1995г. Вторник. 16.00..........................................

Семинар 8

28 ноября 1995г. Вторник. 16.00...........................................

Семинар 9

16 января 1996г. Вторник. 16.00............................................


 

 

Владимир Александрович Конев

 

СЕМИНАРСКИЕ БЕСЕДЫ

 

по “Картезианским размышлениям”

М.К. Мамардашвили

 

 

Редактор  Н.А.Волынкина

Корректор  Н.В.Голубева

Верстка, макет  М.Н.Бердюгина

 

 

Л.Р. №020316 от 28.11.91. Подписано в печать 7.05.96. Формат 60х84/16. Бумага белая писчая. Печать офсетная. Объем 6,27 усл.печ.л., 6,5 уч.изд.л. Гарнитура Peterburg. Тираж 500 экз. С. 9. Заказ №

Издательство “Самарский университет”, 443011, г.Самара, ул. Акакд. Павлова, 1.

АО ПО “СамВен”, 443099, г.Самара, ул.Венцека, 60.

 


* См. о парадигмах философского мышления: Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. №6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 240 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.